Первый слайд презентации: Методика ознакомления дошкольников с частями суток
Материал подготовила Ляпунова Татьяна Юнусовна
Часто это делают по объективным показателям: Положение солнца, Сила освещённости земли, неба, Различная окраска окружающего мира
Слайд 3: В младшей группе надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток
Конкретным определением времени для детей этого возрастая является их собственная деятельность. Постоянная – приход в детский сад, зарядка, обед, сон и т.д. Вариативные – игра, умывание, одевание, раздевание, прогулка и т.д.
Слайд 4: Приёмы, используемые в младшей группе
Уточнять знания детей в беседах, разговорах, фиксировать внимание на наиболее яркие события в каждую часть суток Рассматривать иллюстрации с изображением деятельности детей: «Что дальше?», «Что сначала, что потом?» Игры с предметами, картинками «Когда это нужно?» Словесные игры «Узнай по описанию», «Когда это бывает?» Чтение художественной литературы
Слайд 7: Чтение художественной литературы
Спать пора! Уснул бычок, Лёг в коробку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только слон не хочет спать… (А.Барто) Стала – прямо не узнать! До пояса умылась, Убрала свою кровать И даже косы расчесать Сама не поленилась. (С.Баруздин)
Слайд 8: Средняя группа
Основная задача: Уточнить знания о частях суток, учить их различать на основе знания о деятельности взрослых, по объективным показателям; Сформировать представление о последовательности частей суток, дать представление о сутках.
Слайд 9: Приёмы, используемые в средней группе
Беседы, разговоры о деятельности людей в разное время суток Наблюдение за объективными показателями Рассматривание иллюстраций с деятельностью людей и природными показателями Игры с картинками «Когда это бывает?», «Разложи по порядку» Моделирование (цветные квадратики), выстраивание моделей по порядку от любой части суток, обобщение понятия «сутки»
Слайд 10: Приёмы, используемые в средней группе
6. Игры с моделями «Продолжи ряд», «Путаница», «Что пропало?», «Угадай по описанию» 7. Формирование понятий «Вчера, сегодня, завтра» на основе фиксации яркого события, оживление его в памяти, рассматривание моделей 8. Словесные игры «Подскажи словечко» 9. Упражнения на уточнение представлений «быстро – медленно», «раньше – позже», «давно – скоро», «до – после» 10. Игры – путешествия «В утро …»
Слайд 13: Моделирование частей суток
Слайд 15: В гонце года целесообразно раскрыть значение слова «сутки»
Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро – это части целого – суток, что отчёт последовательности можно проводить, начиная с любой из них.
Слайд 16: Приёмы для усвоения понятия «сутки»
Игры: «Назови соседей» («Назови соседей утра …» и т.п.) «Назови все части суток» («Я назову одну часть суток, а вы – все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День. Что дальше?» и т.д.
Слайд 17: Для усвоения материала можно пояснить и значения слов сегодня, вчера, завтра, как сменяемость трёх суток
Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событии проговорить трижды: Сначала сказать, что кукольный театр будет завтра Потом, что кукольный театр покажут сегодня И, наконец, что его показывали вчера.
Слайд 18: Старшая группа
Основные задачи: Уточнить представление о сутках; Сформировать представление о неделе, последовательности дней недели; Начать работу по формированию представлений о календарном годе.
Слайд 19: Приёмы, используемые в старшей группе
Чтобы запомнить названия дней недели и их порядок, используют специальный календарь (познакомить детей с круговой моделью недели). Поместить модель в уголок. Могут быть цифры или цвет.
Слайд 20: Приёмы, используемые в старшей группе
Каждый день вспоминают, какой день был вчера (цвет), какой сегодня; Через неделю обобщить знания, уточнить порядок, ввести понятие «неделя» – 7 дней.
Слайд 21: Приёмы, используемые в старшей группе
Игры: «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя, стройся», «Какой день пропал?», «Что дальше?», «Найди соседей», «Узнай по описанию» (фиксировать внимание на постоянных видах деятельности)
Слайд 22: Приёмы, используемые в старшей группе
Расписание занятий по дням недели
Слайд 24: Приёмы, используемые в старшей группе
Беседа о порядковом номере дня недели, о названии дней
Слайд 25: Модель «Спираль времени неделя»
Дети могут наглядно увидеть, что время движется по спирали – утро сменяет день, день сменяет вечер, вечер сменяет ночь, сутки закончились и всё повторяется. Сутки за сутками – вот и неделя. Дети могут посчитать, сколько дней в неделе.
Слайд 26: Модель «Спираль времени месяц»
На примере данной модели дошкольники знакомятся с днями недели, увидят, что неделю сменяет другую неделя, а пять недель – это уже месяц, дети могут подсчитать, сколько недель в месяце.
Слайд 27: Работа с календарём
Работа с календарём начинают с Нового года в старшей группе. Очень интересно описана методика в книге Т.Д.Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»