Первый слайд презентации: Морфемика и словообразование
Слайд 2
Морфемика — раздел науки о русском языке, изучающий части слова ( морфемы ) Морфема – это минимальная значимая часть слова 1) как классифицируются морфемы русского языка, 2) как слово делится на морфемы Основные вопросы морфемики: Корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс (соединительная гласная) Морфемы :
Слайд 3
Морфемы изменяемые неизменяемые корень приставка ( префикс ) интерфикс (соединительная гласная) суффикс постфикс окончание ( флексия ) словообразующие морфемы ( аффиксы) основа
Слайд 4
окончание : основа: изменяемая морфема, содержит в себе грамматическое (общее, формальное) значение неизменяемая часть слова, содержит в себе лексическое (индивидуальное) значение Формы слова Однокоренные слова дом дом у дом ом дом ами дом ам нес у нес ешь нес ёт нес ёте нес ут дом дом ик дом ашн ий дом ов ой дом осед воз и ть при воз и ть из воз чик вод овоз при воз ящ ий различаются окончаниями различаются составом основы
Слайд 5
Окончание ( флексия ) - это значимая изменяемая часть слова ( морфема ), имеющая грамматическое значение (показывающая форму слова) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении. Типы окончаний нулевое полное играла песни красивого играл песен красив – это значимое отсутствие окончания в данной форме (в отличие от неизменяемого слова) ого или
Слайд 6
Основа – это значимая неизменяемая часть слова ( или все неизменяемое слово ), в которой заключено лексическое значение 1 2 3 Виды основ непроизводная производная простая сложная целая с разрывом
Слайд 7
Корень – это главная значимая неизменяемая часть слова, в которой за-ключено основное лексическое значение всех родственных слов. Корень выделяется при сопоставлении родственных слов : трав а трав инка трав ушка разно трав ье трав лес лес ной лес ник лес опилка лес Омонимичные корни вода водичка водяной водянистый водить водитель воевода путепровод нос носик носище носатый носить носитель выносить переносчик вод вод нос нос
Слайд 8
Чередование в корнях Могут чередоваться согласные : дру Г -дру З ья-дру Ж ить; гласные : соб И рать-соб Е ру, покл О н-кл А няться; звук и его отсутствие (беглые гласные) : с О н- сн а, д Е нь- дн я, один звук и два звука : ди В о-уди ВЛ ять, ру Б ить-ру БЛ ю Чередование исторические (нельзя объяснить в совр. языке) позиционые (можно объяснить в совр. языке) све т – осве щ ать мо г ли – мо ж ет оте ц – от ч ий кня з ь – кня г иня – кня ж ич пром о кать – обм а кнуть к а саться – к о снуться з о ри – з а ря выр о с – выр а стут – выр а щенный
Слайд 9
Суффикс– значимая неизменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования (1) новых слов или (2) форм слова. Суффиксы (1) словообразующие (2) формообразующие всегда соотнесены с частью речи: река – речной ( н - прилаг.) входят в основу речной образуют форму слова: красивый – красивее (сравн.степень прилагательного) не входят в основу красивее
Слайд 10
Формообразующие суффиксы часть речи форма слова примеры суффиксы Прилага- тельные Глагол сравнительная степень превосходная степень н.ф.* (инфинитив) прош. время, условн. накл. повелит. накл. глагола -ейш -айш -ее -ей -ше -ть -ти -л -и красный красн ее, тонкий тонь ше красивый красив ейш ий великий велич айш ий учи ть ся, чита ть, нес ти учи л, учи л и, рисова л бы ид и, ид и те, бер и сь в некоторых пособиях -ть, -ти рассматривается как окончание *Примечание: О глаголах на -чь (пе чь, стри чь ) принято говорить, что они оканчиваются на -чь ; В прош. вр. глагола нести (нёс) – нулевой суффикс прош. вр. Сравни: нёс – несла Особые случаи:
Слайд 11
Приставка – значимая неизменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки русские : об-, из-, от-, над-, с-, у- и др. ( об ъехать, над писать, с нять) иноязычные : суб-, пан-, дез-, пост- и др. ( суб тропики, пост модернизм) Приставки пишутся слитно : уехать, подорожник через дефис : кое-кто, кое-как раздельно : без устали (н.), кое о чем
Слайд 13
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов.
Слайд 14: Пути пополнения лексики
заимствования образование слов средствами самого языка ?
Слайд 15
вода водяной водица водопад подводный водичка водник наводнить подводник водянистый водомёт водный водопад водопровод
Слайд 16: ЗАПОМНИТЕ!
Основа, от которой образовано новое слово, называется производящей (то есть исходной). Основа слова, образованного от другого слова, называется производной.
Слайд 17
Чем производное слово отличается от производящего ? дом ик дом дом дом ищ е производящее производящее производное производное
Слайд 18: Чем производное слово отличается от производящего?
Производное слово всегда сложнее по составу - включает словообразовательную морфему (суффикс, приставку) или несколько морфем (и суффикс, и приставку). Производное слово сложнее по смыслу - морфемы вносят дополнительный оттенок значения: домик = дом + ик «маленький дом»; домище = дом + ищ «большой дом».
Слайд 19
Производящее и производное слова образуют словообразовательную пару: дом – домик писать – писатель дом – домище Москва – москвич тигр – тигренок бегать – бегун.
Слайд 20
Основа слова, не образованного ни от какого другого слова, называется непроизводной. Чаще всего непроизводная основа слова состоит только из одного корня ( как у существительных брат, береза, окно, у прилагательных глухой, белая, тонкое и глаголов нести, беречь ), но может состоять из корня и суффикса ( как у глаголов бегать, играть ).
Слайд 21: Способы образования новых слов
суффиксальный приставочный приставочно-суффиксальный бессуффиксный сложение слияние слов переход слов из одной части речи в другую
Слайд 22
1. Поиск производящего слова 2. Выделение словообразовательной морфемы 3. Определение способа словообразования Схема словообразовательного разбора
Слайд 23: Морфемный разбор:
бессуффиксный поднос Словообразовательный разбор : - поднос подносить Морфемный разбор:
Слайд 24: Приставочный способ образования
глаголы с приставкой пример: при бежать бежать отрицательные и неопределённые местоимения примеры: ни кто кто; не кого кого; не сколько сколько имена существительные, имена прилагательные, наречия с приставкой НЕ - примеры: не скромность скромность; не легко легко; не весёлый весёлый
Слайд 25: Суффиксальный способ образования слов
отглагольные имена существительные, оканчивающиеся на –НИЕ, -ИЕ пример : слож ени е сложить имена прилагательные с суффиксами – чив -, -лив-,- ист -, - ов -, -ев-, - еньк -, - оньк - и др. примеры : голос ист ый голос; лес н ой лес слив ов ый слива; нов еньк ий новый имена существительные с суффиксом – ость - пример : молод ость молодой
Слайд 26: Суффиксальный способ образования слов
причастие примеры : зна ющ ий знать; лая вш ий лаять; расколо т ый расколоть; стро им ый строить деепричастие примеры : сказа в сказать; дума я думать имена существительные с суффиксами – ик -; - ек -; -чик-; - щик -; - ок - и др. примеры : ключ ик ключ; лес ок лес; бан щик баня; развед чик разведать
Слайд 27: Суффиксальный способ образования
наречия, оканчивающиеся на –О примеры : долг о долгий; быстр о быстрый неопределённые местоимения примеры : кто- то кто; что- нибудь что неопределённые наречия примеры : как- то как; куда- либо куда
Слайд 28: Приставочно-суффиксальный способ образования слов
наречия с приставками, оканчивающиеся не на –О примеры : в скор е скорый; с прав а правый; по -турецк и турецкий; с верх у верх имена прилагательные со значением «нехватки чего-либо, отсутствия» примеры : без жалост н ый жалость; без дом н ый дом; без мер н ый мера
Слайд 29: Приставочно-суффиксальный способ образования слов
имена прилагательные со значением «находиться где-либо» примеры : при бреж н ый берег; на тель н ый тело; на скаль н ый скала имена существительные с приставками под- без-, за-, по-, при- и последними буквами - ье примеры : по бережье берег; без дорожье дорога; под земелье земля (суффикс-невидимку Й мы только произносим)
Слайд 30: Приставочно-суффиксальный способ образования слов
некоторые глаголы с возвратным суффиксом –ся примеры : раз бежать ся бежать; вы спать ся спать; рас кричать ся кричать некоторые имена существительные примеры : под бород ок борода; под окон ник окно; без рукав к а рукав
Слайд 31: Бессуффиксный способ образования слов
отглагольные имена существительные примеры : переход переход и ть; защита защищ а ть; взрыв взрыв а ть имена существительные, образованные от имени прилагательного примеры : тишь тихий; даль дал ёк ий; зелень зелёный; синь синий.
Слайд 32: Сложение
целых слов примеры : диван-кровать, лётчик-космонавт части слова и целого слова примеры : стенгазета, редколлегия, самолёт частей слов примеры : юннат, спецкор, завуч, спецназ начальных букв и звуков слов ( аббревиатура ) примеры : ФБР, ООН, ОРТ, вуз, ТЮЗ
Слайд 33: Слияние
слов, входящих в одно словосочетание пример: нижеподписавшийся (ср. подписавшийся ниже) слов, входящих в одно предложение пример: малопригодный (ср. мало пригодный для работы)
Слайд 34: Переход из одной части речи в другую
имена существительные из прилагательных примеры : рядовой (армии), (чистая) столовая, (новая) учительская имена существительные из причастий примеры : присутствующие (пели), отдыхающие (смеялись) прилагательные из причастий пример : блестящий (ответ) предлоги из самостоятельных частей речи примеры : благодаря помощи, вопреки запрету имена существительные из местоимений примеры : свои молчали, каждый отвечал
Слайд 35
Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразователь-ный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения. Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например: слаб( ый ) < слаб-е- ть < о-слабеть < ослабле -ни [j-э]