Слайд 2: Продолжи предложения
1. Слова с одним и тем же корнем называются... 2. Корни с различным лексическим значением, но одинаковые внешне называются... 3. При изменении слова изменяется только его..., а лексическое значение остаётся тем же самым. 4. Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует... однокоренными омонимичными грамматическое значение форму слова
Слайд 3: Продолжи предложения
5. Нулевое окончание – это такое окончание, которое не... 6. Часть изменяемого слова без окончания называется... 7. Корень – это... значимая часть слова, в которой заключено … 8. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов, называется... обозначено звуками основой главная, лексическое значение суффикс
Слайд 4: Продолжи предложения
9. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов, называется... 10. Чередованием называется... в одной и той же части слова. 11. Беглые гласные – это гласные... и… в одной и той же значимой части слова, которые чередуются с … звука. приставкой замена одних звуков другими О, Е … с нулём звука
Слайд 5: Перейдём к теме урока
Корень мой находится в « цене », в « очерке » найди приставку мне, суффикс мой в « тетрадке » все встречали, Вся же в дневнике Я и в журнале. Разгадай шараду. ОЦЕНКА Какие навыки помогли нам разгадать шараду? Знание морфем!
Слайд 6
Чтобы разобраться в теме, посмотрим видеоурок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=29&v=vmfWnic0dmI&feature=emb_logo Щёлкните по ссылке или скопируйте ссылку в адресную строку. Видеоурок также доступен в группе Вконтакте
Слайд 8
Советы помощника Чтобы выполнить морфемный разбор слова, надо: Определить, какой частью речи является слово. Графически обозначить основу и окончание; указать значение окончания. Подобрать однокоренные слова, выделить корень. Выделить приставки и суффиксы, определить их значение. Доказать правильность выделения этих морфем путём подбора слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Слайд 9
Распределительный диктант Распределите слова в соответствии со схемами. Записка, чайник, весна, пробежка, пригородный, комнатка, герб, новый, перелесок, зеленоватый, кров, век, подгорный, кудрявый, маленький, судьба, паромщик.
Слайд 10
Проверим себя! весна герб новый кров век судьба чайник комнатка зеленоватый кудрявый маленький паромщик записка пробежка пригородный перелесок подгорный
Слайд 12: Порядок разбора
Определи, какой частью речи является слово, в какой форме оно стоит? Снежинки – сущ., мн. ч.
Слайд 13
Окончание- это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Снежинк и Снежинк и – снежинк а – (в) снежинк ах 2. Если слово изменяется, выдели окончание.
Слайд 15: 4. Подбери к слову однокоренные слова, выдели корень слова
Снеж инк и Снежный, снежок, заснеженный, снеговик, снег
Слайд 16: Снеж – инк – и снег – урк – а за – снеж – и – л – о Снеж инк и сор инк и, солом инк и песч инк и, изюм инк и
5. Выдели в слове приставки и суффиксы
Слайд 17: Важно!!!
Помни, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди.
Слайд 18
В страну Морфемию ! Посёлок суффиксов Приставск Словообразовательский район Город Корней Деревня окончаний
Слайд 19
Переехали 2 1. глагол, изменяется 2. переехал, переехал а 3. поезд, ехавший, еду зд // х // д Образец морфемного разбора 2
Слайд 20
Образец морфемного разбора 2 Переехали 2 4. ПЕРЕшёл, ПЕРЕдумал 5. отдАть, поддаЛ
Слайд 21: Выполним морфемный разбор слов из упражнения №554 (стр. 163)
НИЗИНА Однокоренные слова Низ кий За низ ить Низ енький Низ ко Суффикс –ИН- тряс ин а глуб ин а шир ин а выш ин а стар ин а Изменяем слово: Низин ы Низин ой (о) низин е низин у
Слайд 22: Выполним морфемный разбор слов из упражнения №554 (стр. 163)
скрипишь Однокоренные слова Скрип За скрип ел По скрип ывает Скрип учий Изменяем слово: скрипл ю скрип им скрип ят скрип ите
Слайд 23: Выполним морфемный разбор слов из упражнения №554 (стр. 163)
скалистый Однокоренные слова Скал а На скал ьный Скал олаз Скал олазание Суффикс –ИСТ- болот ист ый бугр ист ый травян ист ый глин ист ый раскат ист ый Изменяем слово: Скалист ая Скалист ые Скалист ого Скалист ому
Слайд 24: Выполним морфемный разбор слов из упражнения №554 (стр. 163)
уточнение Однокоренные слова Точн ость Точн ый У точн ить Не точн ость Суффикс –ЕНИ- упрощ ени е уедин ени е Приставка –У- у становление у дивление Изменяем слово: уточнени я уточнени ю уточнени ем (об) уточнени и
Слайд 25: Выполним морфемный разбор слов из упражнения №554 (стр. 163)
приземление Однокоренные слова Земл я Земл яной Земл еделец За земл иться Суффикс –ЕНИ- превращ ени е прекращ ени е Приставка –У- при крепление при ближение Изменяем слово: приземлени я приземлени ю приземлени ем ( о) приземлени и
Слайд 26: Выполним морфемный разбор слов из упражнения №554 (стр. 163)
преподаватели Однокоренные слова Препо да ть Да вать За да вать Да ть Суффикс –ВА- узна ва ть запе ва ть Суффикс –ТЕЛ- иска тел и заседа тел и Изменяем слово: преподавател я преподавател ю преподавател ем (о) преподавател е
Слайд 27: Выполним морфемный разбор слов из упражнения №554 (стр. 163)
преподаватели Однокоренные слова Препо да ть Да вать За да вать Да ть Приставка -пре- пре ступить пре образить Приставка -по- по ехать по лететь Изменяем слово: преподавател я преподавател ю преподавател ем (о) преподавател е
Слайд 28: Выполним морфемный разбор слов из упражнения №554 (стр. 163)
поддержка Однокоренные слова Держ ать Под держ ивать Вы держ ка Воз держ ание Суффикс –К- подсказ к а подготов к а подпит к а передел к а вышив к а Изменяем слово: поддержк и поддержк ой поддержк у ( о) поддержк е
Слайд 29: Выполним морфемный разбор слов из упражнения №554 (стр. 163)
поддержка Однокоренные слова Держ ать Под держ ивать Вы держ ка Воз держ ание Приставка -под- под ставка под слушать под ходить под пись под делка Изменяем слово: поддержк и поддержк ой поддержк у ( о) поддержк е
Слайд 30: Дополнительно разберем слово
налево Однокоренные слова Лев ый В лев о С лев а Лев ша Суффикс –О- вправ о намног о Приставка -НА- на скоро на мертво Изменяем слово: НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ! НЕ ИМЕЕТ ОКОНЧАНИЯ!!! НАРЕЧИЕ
Последний слайд презентации: Тема урока?: Домашнее задание на четверг
Выполнить № 557 Примечание: Полный разбор делаем устно. В тетрадь: слово – все морфемы в нём – в скобках 2-3 однокоренных слова, в однокоренных должен быть обозначен корень. Морфемы выделяем только КАРАНДАШОМ! Домашнее задание на четверг Курс на успех!!!