Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской — презентация
logo
Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской
  • Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской
  • Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской
  • Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской
  • Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской
  • Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской
  • Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской
  • Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской
  • Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской
  • Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской
1/9

Первый слайд презентации

Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской области Библиотека им. Д. С. Лихачёва Центр краеведческой книги

Изображение слайда

Слайд 2

Многогранна и многолика народная жизнь. В её пышной кроне бессчётное количество ветвей: хозяйство, быт, искусство, культура, религия… Своё место на древе жизни имеет игра – подлинная сокровищница человеческой культуры, огромное разнообразие которой отражает все области материального и духовного творчества людей. Очень многие существующие ныне виды спорта родились из древних народных игр и забав. Например, бокс – из кулачных поединков, русский хоккей – из игры под названием котёл или шар – мазло, фехтование – из палочных боёв

Изображение слайда

Слайд 3

В VI-VIII веках о дной из самых любимых народных забав на Руси была игра в «Бабки», ставшая широко распространённой и в Вятском крае. Сохранились свидетельства, что в неё любили играть Пётр I, А. Суворов, А. Пушкин. Популярность игры объяснялась не только азартностью, спортивностью, но и тем, что добыть атрибутику для неё не составляло никакого труда. Для игры брали специально обработанные кости суставов ног мелких домашних животных. Жители же Вятки в основном использовали более крупные коровьи бабки, в которые можно было попасть с большого расстояния. Каждый игрок имел свою биту и от 3 до 10 бабок. В качестве биты брали наиболее крупную и увесистую бабку с полостью, залитой внутри свинцом или оловом. Существовало множество видов игр в бабки

Изображение слайда

Слайд 4

Любимой игрой девушек и неженатых мужчин была старинная русская и вятская забава – горелки, в которой водящими всегда выбирались мужчины, и ловить они могли только девушек. Так что эта игра представляла уникальную возможность познакомиться, пообщаться, выбрать себе невесту. Русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов А.Н. Афанасьев так описывал эту игру: «Холостые парни и девицы встают парами в длинный ряд, а один из молодцев, которому по жребию достается гореть, становится впереди всех и произносит: – «Горю, горю пень !» – «Чего ты горишь?» – спрашивает девичий голос. – «Красной девицы хочу». – «Какой?» – «Тебя, молодой!» При этих словах одна пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтись друг с другом и схватиться руками. Ведущий ловит эту девушку. Если ему удаётся её поймать прежде, чем она сойдётся со своей парою, то они становятся в ряд, а оставшийся встаёт на его место, а если нет, то ловит дальше

Изображение слайда

Слайд 5

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без игры в ручеёк. Это и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная. Играющие встают друг за другом парами, обычно юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется – чем больше участников, тем веселее игра, особенно под музыку

Изображение слайда

Слайд 6

Городки – старинная русская игра, в которую увлечённо играли Л. Н. Толстой, А. М. Горький, Ф. И. Шаляпин. П рообразом же современных городков, только сложнее, архаичнее н а Вятке считалась игра в «Рюхи». Но более традиционной и распространённой в сёлах и деревнях Вятского края была игра в чижа, или жулика. Для этой игры делали ровную, тонкую и заострённую с двух сторон палку, длиной 12–16 сантиметров – чижа, для удара по которому использовали другую, удобную палку. На ровном, утоптанном месте чертили круг или квадрат – кон, с установленным в середине «чижиком». Затем игроки договаривались, сколько ударов – «чиков» будет продолжаться игра. В «чижа» начинали играть с раннего возраста, причём, девочки порой не уступали мальчикам

Изображение слайда

Слайд 7

Для множества старых и современных подвижных игр от участников требовалась ловкость и смекалка. Особенно эти качества были необходимы в распространённой на Вятке игре «Жмачки», имеющей разные названия: «Слепой козел», «Трубочки», «Растеряхи», «Редьки», «Репка», «Перелизы», «Отопка», «С лепая Олёна», «Кривой петух». Водящему завязывали платком глаза, иногда для верности надвигали шапку и вертели несколько раз вокруг себя. Потерявший ориентировку водящий неуверенно стоял посреди избы с расставленными руками. Затем он начинал искать разбежавшихся игроков, стараясь схватить кого-нибудь. Пойманный становился ведущим. Когда играли вдвоём, игра называлась кошка с мышкой. Кошка с завязанными глазами ловила мышку, в руках у которой был или гребешок, или колокольчик

Изображение слайда

Слайд 8

Ещё во времена Петра I любимейшей молодецкой забавой была игра в лапту. « Эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места …», – так писал о лапте А. И. Куприн. Играли в лапту и в Вятке, имеющей разные названия: локта, лохта, перекидыши, тяга, сговорка, беляны, дельба, майдан. Это была двухсторонняя командная игра, которая проводилась на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды – совершить как можно больше перебежек после совершённых ударов битой по мячу в отведённое для игры время, где каждый игрок, совершивший полную пробежку, приносил своей команде очки. Цель другой команды – не дать соперникам сделать перебежки

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Народные игры Вятского края МКУК «ЦБС» города Кирово - Чепецка Кировской

Занимательная игра существовала в Вятском крае по мотивам русской народной сказки «Репка» – « Редя». Участники игры ходили с песней вокруг сидевшей на стуле « бабки» с «редькой» на коленях: « Редя, редя, кто тебя сажал ? Поливанова жена при дорожке жила, Редю саживала, огораживала, От мороза укрывала, от солнышка поливала». Затем спрашивали у «бабки», поспела ли редька? Когда она «поспевала», все дружно хватали «редьку» у «бабки», вытаскивая её со словами: «Вытащили редьку!» Есть и другой вариант игры. Изображающий репку цеплялся за неподвижный предмет – дерево, столб; остальные, обхватив друг друга, старались «выдернуть репку». Если это удавалось, то все играющие с хохотом валились на землю. Иногда в середине ряд прорывался и получался, как говорили, «лычей», поэтому падали только задние игроки, а устоявшие на ногах считались победителями Фотографии из открытых интернет-источников

Изображение слайда

Похожие презентации