Первый слайд презентации: Наука и культура России в начале XX века
Слайд 2: План:
1. Образование и наука. 2. Духовная жизнь России. 3. Новые течения в духовной жизни.
Слайд 4: Система образования
Система образования Начальная школа Высшая школа Средняя школа Земские нач. школы Церковно-приходск. школы ВУЗы 1914 г. – более 100 ВУЗов Гимназии Реальные училища Коммерческие училища
Слайд 5
Наука в начале XX века физика самолетостроение естественные науки химическая физика геохимия нефтехимия биохимия Новые научные дисциплины
Слайд 6: Попов А.С. (1859 - 1905)
1895 г. – создал радиоприемник. Его изобретение отмечено золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Слайд 7: Крылов А.Н. (1863 - 1945)
Разработал теоретические основы увеличения защищенности судов.
Слайд 8: Жуковский Н.Е. (1847 - 1921)
Внес вклад в развитие теории и практики самолетостроения.
Слайд 9: Сикорский И.И. (1889 - 1972)
Создал четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Самолет нес до 0,5 т бомб, был вооружен 8 пулеметами, мог лететь на высоте до 4 км.
Слайд 10: Павлов И.П.(1849 - 1916)
Удостоен Нобелевской премии за труды по высшей нервной деятельности
Слайд 11: Мечников И.И. (1845 - 1916)
Удостоен Нобелевской премии за исследования в области иммунологии.
Слайд 12: Тимирязев К.А. (1843 - 1920)
Естествоиспытатель, один из основоположников русской научной школы физиологии растений. Стал почетным доктором Кембриджского университета.
Слайд 13: Космизм
научное воззрение, сторонники которого верили в способность не только познавать, но и преобразовывать окружающий мир и самого себя.
Слайд 14: Федоров Н.Ф. (1828 - 1903)
Считал, что достижения науки позволят победить смерть и воскресить умерших, что человечество должно освоить космос и овладеть его ресурсами.
Слайд 15: Циолковский К.Э. (1857 - 1935)
Мечтал о придании деятельности человечества подлинно космических масштабов, его расселении в других звездных мирах, новых этапах эволюции человечества. Нашел решения, касавшиеся принципов конструирования ракет.
Слайд 16: Вернадский В.И. (1863 - 1945)
Разработал учение об эволюции биосферы (среды обитания человека) в ноосферу (сферу разума), организуемую на рациональных началах в соответствии с волей людей, деятельность которых приобретает планетарные масштабы.
Слайд 18
Первые десятилетия XX века в прозе и поэзии вошли в историю как СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК.
Слайд 19: Поэзия
А.А. Ахматова (18898 - 1966), О.Э. Мандельштам (1891 - 1938), Н.С.Гумилев (1895 - 1925), С.А.Есенин (1895 - 1925) Тяготение к классическим традициям русской лирики и красоте художественного слова.
Слайд 20: Изобразительное искусство
Реализм Васнецов В.М. (1848 - 1926) Репин И.Е. (1844 - 1930) Суриков В.И. (1848 - 1916) Нестеров М.В. (1862 - 1942) Импрессионизм Коровин К.А. (1861 - 1939) Серов В.А. (1865 - 1911) Борисов-Мусатов В.Э. (1870 - 1905) Художники пытались запечатлеть реальный мир оригинальной игрой цвета и красок. Их работам свойственно ощущение свежести и легкости.
Слайд 22: Репин И.Е. (1844 - 1930)
Запорожцы пишут письмо турецкому султану Не ждали
Слайд 26: Серов В.А. (1865 - 1911)
Портрет княгини Юсуповой Портрет Мики Морозова
Слайд 28: Проза
Критический реализм – направление в литературе, который предполагал обращение к насущным проблемам общества, попытку художественными средствами наметить их решения. Толстой Л.Н. (1828 - 1910) Чехов А.П. (1860 - 1904) Бунин И.А. (1870 - 1953) Куприн А.И. (1870 - 1938)
Слайд 29
М.Горькому (1868 - 1936) и В.Г.Короленко (1853 - 1921) оказались близки проблемы низов общества, людей бедных и обездоленных.
Слайд 30
Л.Н.Толстой, разделявший, как и значительная часть русской интеллигенции, гуманистические воззрения, отрицал возможность «победить зло насилием». Он неоднократно выступал с публицистическими статьями, в которых призывал власти к проведению реформ.
Слайд 31
Своеобразным манифестом нового направления в духовной жизни России стал сборник «Вехи» (1909 г). Н.А.Бердяев (1874 - 1948) С.Н.Булгаков (1871 - 1944) М.О.Гершензон (1869 - 1925) П.Б.Струве (1870 - 1944) С.Л.Франк (1877 - 1950)
Слайд 32
Осудили увлечение русской интеллигенции революционными идеями, материализмом и атеизмом, призвали ее к покаянию и переосмыслению своей роли в обществе. В качестве позитивной программы авторы «Вех» выдвигали обращение к нравственному совершенствованию личности на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей. Появление «Вех» вызвало острые дискуссии в обществе. Наиболее резкую критику по адресу их авторов высказывали марксисты, прежде всего В.И.Ленин.
Быстрые перемены в образе жизни; Развитие науки и техники; Первая мировая война.
Слайд 35: Основные течения в духовной жизни
Живопись – модерн. Поэзия и проза – символизм. Для модерна и символизма свойственно внимание к мистическим, персонифицированным образам природы, символам мрака, ночи и разрушения. Авангард Живопись – абстракционизм. Литература – футуризм. Для авангарда характерны разрыв с традициями прошлого, поиск новых форм и средств выражения, эксперименты в области искусства.
Слайд 36: Модерн
Причины возникновения: Предчувствие грядущих потрясений и торжества нового; Желание уйти от традиционных эстетических норм.
Слайд 37
Модерн (от фр. «современный») Зародился в конце XIX – начале XX в. Проявился в творчестве художников, входивших в группу «Мир искусства» (А.Н.Бенуа (1870 - 1960), Е.Е.Лансере (1875 - 1946), К.А.Сомов (1869 - 1939)), а так же к этому стилю тяготели М.А.Врубель(1856 - 1910) и К.С.Петров-Водкин (1878 - 1939).
Слайд 38: А.Н.Бенуа (1870 - 1960)
Итальянская комедия Выезд на охоту Эскиз костюма к балету «Петрушка»
Слайд 39: Е.Е.Лансере (1875 - 1946)
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе Прогулка на молу
Слайд 43: Абстракционизм
Характерные черты: Разрыв с традициями прошлого, поиск новых форм и средств выражения, эксперименты в области искусства. В.В.Кандинский (1866 – 1944) К.С.Малевич (1878 - 1935) Б.М.Кустодиев (1878 - 1927)
Слайд 45: К.С.Малевич (1878 - 1935)
Жница Суперматизм в контуре спортсменов Определял свое творчество как супрематизм.
Слайд 47: Символизм
Духовный двойник модерна в поэзии и прозе. Его проявлением в России принято считать стиль декаданс. Отличается пессимизмом, уходом от существующей реальности, меланхолией.
Слайд 48: Наиболее яркие представители декаданса:
К.Д.Бальмонт (1867 - 1942); А.Белый (1880 - 1934); А.А.Блок (1880 - 1921); В.Я.Брюсов (1873 - 1924); З.Н.Гиппиус (1869 - 1945); Д.С.Мережковский (1866 – 1941); Ф.К.Сологуб (1863 - 1927). А.Белый А.Блок К.Бальмонт В.Брюсов Д.Мережковский Ф.Сологуб
Слайд 49: Футуризм
Отвергали классические формы стихосложения, стремились шокировать публику нетрадиционными названиями своих работ – «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах».
Слайд 50: Наиболее яркие представители футуризма
Д.Д.Бурлюк (1882 - 1967); В.В.Хлебников (1885 - 1922); В.В.Маяковский (1893 - 1930). Д.Бурлюк В.Маяковский В.Хлебников
Слайд 51: Музыкальная жизнь
Н.А.Римский-Корсаков (1844 - 1908); А.К.Глазунов (1865 - 1936); И.Ф.Стравинский (1882 - 1971); С.В.Рахманинов (1873 - 1943); А.Н.Скрябин (1871 - 1915); С.С.Прокофьев (1891 - 1953). И.Стравинский С.Прокофьев А.Скрябин Н.Римский-Корсаков
Слайд 52: Русский театр
Московский Художественный театр. Основан К.С.Станиславским (1863 – 1938) и Вл.И.Немировичем-Данченко (1858 – 1943). С большим успехом шли пьесы отечественных драматургов. К.С. Станиславский В.И.Немирович-Данченко
Слайд 53: Мастера исполнительского искусства
Ф.И.Шаляпин (1873 - 1938) певец; А.П.Павлова (1881 - 1931) балерина; В.Ф.Комиссаржевская (1864 - 1910) драматическая актриса. В.Ф.Комиссаржевская А.П.Павлова Ф.И.Шаляпин