Первый слайд презентации
Назначение. 2. Классификация муфт. 3. Конструкция муфт. Характеристика муфт и общая методика их подбора. Муфты неуправляемые ( нерасцепляемые, втулочные фланцевые) Лекция № 25 Муфты приводов
Слайд 2
Муфтой называется устройство для соединения концов валов или для соединения валов со свободно сидящими на них деталями. Назначени е – передача полезного вращающего момента без изменения его величины, направления и скорости. В ряде случаев муфты дополнительно выполняют следующие функции: 1. Поглощают вибрации и толчки, уменьшают динамические нагрузки (упругие муфты); 2. Предохраняют узлы и машину в целом от аварий при перегрузках (предохранительные муфты); 3. Позволяют включать или выключать исполнительный механизм без остановки двигателя (управляемые муфты); 4. Компенсирует вредное влияние несоосности валов, связанных с неточность монтажа (компенсирующие муфты). Назначение
Слайд 3
Различают четыре вида отклонений от правильного взаимного расположения валов Назначение а) Продольное (осевое) смещение б) Радиальное смещениев. в) Угловое смещение г) Комбинированные (практически наиболее часто встречающиеся) Δ δ α Δ δ α Эти смещения могут быть обусловлены неточностью изготовления и монтажа узлов машины (привода), а также деформациями (упругими) (температурными) Смещение существенно оказывает влияние на работу соединяемых узлов. Величина этих смещений может быть значительная. Поэтому в данном случае применяют муфты, компенсирующие эти смещения.
Слайд 5
В современном машиностроении применяют большое количество муфт, которые классифицируются. I. По принципу действия механические, гидравлические, электромагнитные и т.д. Механические муфты классифицируются по критерию управляемости на следующие типы: - Неуправляемые ( нерасцепляемые ), осуществляющие постоянное соединение валов между собой; - Управляемые (сцепные), допускающие во время работы сцепления и расцепления валов при помощи системы управления; - Самоуправляемые (автоматические), автоматически разъединяющие валы, при изменении заданного режима работы; - Комбинированные. II. По характеру соединения валов муфты делятся: - Жесткие – передающие вместе с вращающим моментом вибрации, толчки и удары; - Упругие (с металлическими и неметаллическими упругими элементами) амортизирующие вибрации, толчки и удары. Классификация муфт
Слайд 7
В структурной схеме привода электродвигатель редуктор и рабочий орган исполнительного механизма соединяются между собой муфтами. Двигатель и редуктор имеют общую раму. Требования к условиям работы муфт будут различные. В общем случае муфта состоит 1, 2 – ведущий и ведомый валы, соответственно 3, 4 – ведущая и ведомая полумуфты 5 – соединение полумуфты с валом. Оно может быть шпоночным (при малых и средних нагрузках) и шлицевым (при значительных нагрузках). 6 – установочный винт, необходимый для осевой фиксации полумуфты 7 – стопорное кольцо 8 – штифтовое соединение ведомой полумуфты (штифт может быть цилиндрическим или коническим) 9 – болтовое соединение полумуфт, необходимое для передачи момента (движения) от ведущей к ведомой полумуфте. Конструкция муфт
Слайд 27
d 1, d 2 – диаметры посадочных поверхностей валов. Желательно чтобы d 1 = d 2 в крайнем случае d 1 = (0,8…1,2)· d. L, D max – габаритные размеры муфты. d 3 – диаметр ступицы полумуфт, назначается в зависимости от диаметра валов. T 1, T 2 – вращающие моменты. ω 1, ω 2 – угловые скорости валов. n max – предельная частота вращения (для чугунных муфт V ≤ 25 м/сек ) Характеристика муфт и общая методика их подбора
Слайд 28
Большинство муфт стандартизованы. Задача подбора муфты сводится к выбору типоразмера муфты из имеющихся в стандарте, в соответствии с условиями их работы. Основной характеристикой муфт является передаваемый вращающий момент – Т. Муфты подбираются в соответствие с ГОСТ по большему диаметру соединяемых валов и расчетному моменту. где K = K 1 · K 2 – коэффициент режима работы K 1 – коэффициент надежности (безопасности) K 2 – коэффициент динамичности, зависит от типа двигателя и исполнительного органа (выбираются из таблиц справочника). K 2 = 1,15…1,4 – при спокойной нагрузке K 2 = 1,5 …2 – при переменной нагрузке K 2 = 2,5 … 4 – при ударной нагрузке Общая методика подбора муфт
Слайд 29
T н – номинальный вращающий момент, это максимальный из длительно действующих моментов (по техническому заданию) – допускаемый (табличный) момент для данного типоразмера После выбора муфты необходимо ознакомится с ее конструкцией, принципом действия, выявить условия работы ее элементов, а исходя из этого, наиболее слабый элемент. Слабым элементом считается тот, который определяет надежность и долговечность муфты. После этого необходимо составить расчетные схемы для слабых элементов и произвести проверку по соответствующему критерию работоспособности. Общая методика подбора муфт
Слайд 30
Делятся на глухие и компенсирующие. Глухие муфты соединяют валы в одну жесткую линию. Применяются в тихоходных передачах. Из глухих муфт наибольшее распространение получили втулочная и фланцевая муфты. I. Втулочная муфта представляет собой втулку закрепленную на валах при помощи штифтов, шпонок или шлиц Применяется для передачи небольших вращающих моментов. Имеют простую конструкцию, мало-габаритные и низкая стоимость. Недостатком муфты является неудобный монтаж и демонтаж, связанные с осевым смещением валов или муфты вдоль вала. Принцип действия : Движение от вала – 1 через шпоночное соединение – 4, 5 передается втулке – 3. От втулки – 3 через штифтовое соединение 6, 7, передается валу 2. Муфты неуправляемые ( нерасцепляемые )
Слайд 31
1 5 2 3 4 7 6 d 1 d 2 Втулочная муфта 1,2,3 – валы и втулка соответственно 4, 5 – шпоночное соединение 6, 7 – штифтовое соединение
Слайд 32
Штифт проверяется на срез: Где – поперечная сила; – площадь среза штифта Нетрудно установить, что необходимо проверить штифтовое и шпоночное соединение, а также прочность самой втулки на кручение. Проверочные расчеты
Слайд 33
Проверочные расчеты Прочность втулки на кручение: где Т расч – расчетный момент Полярный момент сопротивления кручению кольца с размерами D и d. = 22…25 н /мм 2 – допускаемое напряжение на кручение для стали 45.
Слайд 34
Проверочные расчеты Расчет шпоночного соединения: Проверочный расчет на смятие : - высота выступающей части шпонки - площадь смятия - рабочая длина шпонки - допускаемое напряжение смятия. Для стальных шпонок = 100 МПа
Слайд 35
Проверочные расчеты Проверка шпонки на срез : : - площадь среза - допускаемое напряжение среза
Слайд 36
Состоит из двух полумуфт с фланцами, стянутыми болтами. Фланцевые муфты просты по конструкции, надежны в работе, могут передавать большие моменты. Они широко распространены в машиностроении. Материал полумуфт сталь 40 или сталь 35Л, чугун. Момент (движение) в данном случае передается от вала –1 через шпоночное соединение –5, 6 на полумуфту – 3. От полумуфты – 3 к полумуфте 4 с помощью болтового соединения – 9 и далее к валу 2 с помощью штифтового соединения – 7, 8. В данном случае необходимо проверить прочность соединений (шпоночных, штифтовых, болтовых). При расчете болтовых соединений могут быть 2 расчетных случая: Болты поставлены с зазором в отверстиях полумуфты Болты поставлены без зазора. Фланцевая муфта
Слайд 38
В этом случае момент передается за счет сил трения по стычку полумуфт. Эти силы трения обусловлены затяжкой соединения. Поэтому задача расчета сводится к определению усилия затяжки, и при известном усилии определяется расчетный диаметр болта. Т < М тр Откуда, сила затяжки Проверочные расчеты Выполняется проверка прочности соединений (шпоночных, штифтовых, болтовых). Проверочный расчет болтовых соединений 1. Болты поставлены с зазором в отверстиях полумуфты По силе затяжки болта, F б1 определяют необходимый его диаметр. (По условию прочности на растяжение)
Слайд 39
В этом случае момент передается за счет сопротивления стержней болтов сразу по плоскости стыка. Проверочные расчеты 1. Болты поставлены без зазором в отверстиях полумуфты где М расч - расчетный момент, Н мм ; D сэ - диаметр расположения силовых элементов муфты, мм; z - число болтов, установленных без зазора; d б - диаметр ненарезанной части стержня болта, мм [ τ ср ] ≈ 0,25 σ Т - допускаемое напряжение на срез для болтов, МПа ; σ Т - предел текучести материала болта, МПа. Болты, поставленные без зазора, могут одновременно выполнять функцию центровки валов. При постановке болтов с зазором центровка производится центрирующим выступом на одной полумуфте. Центрирующий выступ затрудняет монтаж и демонтаж соединения, т.к. при этом необходимо осевое смещение валов.
Слайд 40
Муфты компенсирующие – предназначены для соединения валов с компенсацией радиальных, осевых и угловых смещений вследствие неточности изготовления и монтажа. Компенсирующие муфты делятся на жесткие и упругие. В жестких муфтах компенсация несоосности валов достигается за счет подвижности жестких деталей муфты, в упругих – за счет деформации упругих деталей муфты. Из жестких муфт наибольшее распространение получили зубчатые, кулачково-дисковые и шарнирные; из упругих – пружинные и втулочно-пальцевые. Муфты компенсирующие
Слайд 41
Назначение Упругая связь полумуфт позволяет: – компенсировать несоосность валов; – изменить жесткость системы в целях устранения колебаний при периодической нагрузке; – снизить величину кратковременных перегрузок. Муфты упругие
Слайд 42
Является наиболее распространенной муфтой с неметаллическими упругими элементами – резиной; обладает хорошей эластичностью, высокой демпфирующей и электроизоляционной способностью Муфта состоит из двух полумуфт в одной из которых в конических отверстиях закреплены соединительные пальцы с надежным гофрированными резиновыми втулками (вариант 1) или кольца трапецеидального сечения (вариант 2). Широко применяются для соединения машин с электродвигателями при передаче малых и средних вращающих моментов. Проста в изготовлении и надежна в работе. Наружная поверхность полумуфт может использоваться в качестве тормозного барабана. Муфту подбирают в диапазоне диаметров валов d = 16…150 мм. Вследствие небольшой толщины резиновых втулок муфта обладает малой податливостью, компенсируя незначительные смещения валов. Муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП) .
Слайд 44
Слабыми элементами в муфте являются шпоночные соединения, палец и резиновые втулки. Для расчета пальцев и втулок необходимо определить силы, действующие на эти элементы (на один элемент). Для ее определения составляется условие равновесия в предположении, что нагрузка распределяется равномерно между всеми элементами Проверочные расчеты Тогда где T расч - расчетный вращающий момент D сэ - диаметр расположения силовых элементов z - количество пальцев Пальцы испытывают деформации изгиба от равнодействующей распределенного давления F t1 расч T расч - расчетный вращающий момент D сэ - диаметр расположения силовых элементов z - количество пальцев
Слайд 45
Проверочные расчеты Пальцы испытывают деформации изгиба от равнодействующей распределенного давления F t1 расч Напряжения изгиба в пальце Здесь М и – изгибающий момент, W х,у - осевой момент сопротивления сечения d 1 - диаметр пальца [ σ и ] - допускаемое напряжение изгиба, для стали 45 ГОСТ 1050-74, [ σ и ] = 80 …90 МПа F t1 расч l l / 2
Последний слайд презентации: Назначение. 2. Классификация муфт. 3. Конструкция муфт. Характеристика муфт и
Проверочные расчеты Втулка сминается пальцем и цилиндрическим отверстием. Большие напряжения будут возникать на поверхности контакта палец – втулка, так, как d 1 < d о Напряжения смятия втулки Здесь l вт – длина втулки, [ σ см ] - допускаемое напряжение смятия втулки, [ σ см ] = 2 МПа.