Роберт Бойль (1627-1691) Джон Бернал (1901-1971) Дерек Прайс (1922-1983)
Слайд 3: Невидимый колледж»
Форма существования дисциплинарного сообщества, объединяющая группу исследователей на основе коммуникационных связей, имеющих достаточно устойчивую структуру, функции и объем Функции невидимого колледжа : Обмен явным и неявным знанием (живое общение, личная переписка, соавторство) Формирование научных специальностей Осуществление новой власти в науке
Слайд 4: Фазы развития сетей коммуникации
Фаза « Нормальная» Разрозненная работа ученых Общение через формальные каналы Фаза « Формирования и развития сети» Интеллектуальные и организационные сдвиги Объединение исследователей в единую систему коммуникаций Фаза « Интенсивного развития» Сплоченная работа ученых Работа над наиболее важными проблемами Фаза « Институционализации новой специальности» : Научные результаты получают признание сообщества Возникают новые направления исследований
Слайд 5: Общие свойства «невидимых колледжей»
Элитарность Небольшая численность Наличие тесных связей между членами группы Общность целей и соответствие конкретному научному направлению Размытость и неустойчивость границ сообщества
Формирование долговременных контактов Упрощение работы научных коллективов, действующих в разных странах Сохранение автономии и возможности непосредственной коммуникации значительно усиливает научную производительность Электронная коммуникация создает возможность образования новых научных сетей
Тематические научные форумы Электронные библиотеки Интернет-конференции, симпозиумы Электронные журналы и научно метрические базы данных