Первый слайд презентации: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ
Агаева Индира Бабаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики ИСП КГПУ им. В.П. Астафьева
Слайд 2: ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики. Основные этапы развития помощи лицам с нарушением интеллекта в России и за рубежом. Система помощи лицам с нарушением интеллекта. Теоретические основы олигофренопедагогики
Слайд 3: ЛИТЕРАТУРА:
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 2001. 208 с. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1998. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2004. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой.-М.,2001.
Слайд 4
Дошкольная олигофренопедагогика – это наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей дошкольного возраста, является частью специальной педагогики (дефектологии) и представляет собой сложную многофункциональную отрасль.
Субъектом изучения является ребенок с умственной отсталостью.
Слайд 6: ЗАДАЧИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ :
разработка целей, задач, принципов, содержания воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта; определение организационных форм и условий воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта; разработка эффективных методов, приемов и средств воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития; разработка путей педагогической помощи детям с нарушением интеллектуального развития; ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь детям с нарушением интеллекта.
детская и специальная психология, дошкольная и специальная педагогика, педиатрия, невропатология, детская психоневрология, психиатрия, анатомия, нейрофизиология, генетика, биохимия и ряд других наук,
Слайд 8: ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ
изучение особенностей и закономерностей развития ребенка под влиянием коррекционного обучения; определение принципов, содержания и методов обучения и воспитания умственно отсталых детей в различных учреждениях коррекционного или реабилитационного вида; обеспечение индивидуального подхода в ходе проведения коррекционной работы с детьми с различной степенью умственной отсталости; вариативность системы и структуры специальных учреждений для умственно отсталых детей с учетом их возраста (раннего, дошкольного) и структуры нарушений.
Слайд 9: В системе Министерства здравоохранения РФ имеется:
сеть домов ребенка для детей в возрасте от рождения до 3 лет, центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в возрасте от 2 до 4 лет; специализированные психоневрологические санатории для детей от 4 до 8 лет с органическим поражением ЦНС.
Слайд 10: В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОСПИТЫВАЮТСЯ:
дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности; дети с выраженной умственной отсталостью (специальные интернаты для инвалидов детства, реабилитационные центры).
Слайд 11: МЕТОДЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
наблюдение, эксперимент, изучение истории развития ребенка, беседа, изучение продуктов детской деятельности.
Слайд 12: ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (ЭТАП)
— становление дошкольной коррекционной педагогики (с 1930 по 1978 г.), характеризующийся накоплением практического опыта, изучением (клинических и психолого-педагогических) особенностей развития умственно отсталых детей дошкольного возраста, подготовкой нормативно-правовых документов и научно-методической литературы для открытия специализированных (коррекционных) дошкольных учреждений.
Слайд 13: ВТОРОЙ ПЕРИОД (ЭТАП)
— совершенствование содержания коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта (с 1978 по 1992 г.).
Слайд 14: ТРЕТИЙ ПЕРИОД (ЭТАП)
— характеризуется ориентацией на раннее выявление и раннюю психолого-педагогическую коррекцию нарушений в развитии и включение родителей в обучающий процесс (с 1992).
Слайд 15: СОСТОЯНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ ЗА РУБЕЖОМ:
установление тесного взаимодействия между детьми, родителями и специалистами; вовлечение родителей в раннее коррекционное обучение детей; использование определенных методов, которые могут применяться в естественных для ребенка условиях; использование семейной системы воздействия, что лучше всего отвечает потребностям ребенка.
Слайд 16: В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ:
систематическая психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая поддержка родителей, социальная адаптация ребенка, формирование у ребенка предпосылок к учебной деятельности.
Слайд 17: ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ:
Дети с отклонениями в развитии воспитываются в ДОУ и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов: компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии; комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида; общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
Слайд 18: ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ПРИ ДОШКОЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ (ГРУППАХ) СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, МОГУТ ОБУЧАТЬСЯ В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
Слайд 19: КОРРЕКЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ :
в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных воспитательных групп, для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;
Слайд 20: В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНОГО ТИПА
для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования : центры дополнительного образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
Слайд 21: УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ :
осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов; обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения; наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.
Слайд 22: ИНТЕГРАЦИЯ —
модель специальной педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии остается под ее патронатом: воспитывается в специальной группе при ДОУ комбинированного вида, обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми.
Слайд 23: ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ
КОМБИНИРОВАННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1—2 человека воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога;
Слайд 24: ЧАСТИЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Дети (1—2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников;
Слайд 25: ВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1 —2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера
Слайд 26: ПОЛНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
дети с отклонениями в развитии, по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме (близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Дети по 1 — 2 человека включаются в обычные группы общеразвивающего детского сада «Начальная школа - детский сад», должны получать: коррекционную помощь по месту обучения; в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы) специальной (коррекционной) школы, школы-интерната; в специализированных центрах; в поликлиниках по месту жительства.
Слайд 27: ПЕРЕД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ДОШКОЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ (ГРУППАМИ, ОТДЕЛЕНИЯМИ) СТАВИТСЯ ЗАДАЧА: ОСУЩЕСТВИТЬ КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Слайд 28: ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЕ ДОУ И УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД», В КОТОРЫЕ ИНТЕГРИРОВАНЫ ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, РЕШЕАЮТ ЗАДАЧИ:
педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика; работа с родителями детей с целью убеждения их в комплексном МПП обследовании ребенка; обеспечение ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями со специалистами; обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с отклонением в развитии в соответствии с рекомендациями специалистов:; обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии; работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению; целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в развитии, за его продвижением — с целью решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения.
Слайд 29: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
концепция дошкольной педагогики об амплификации детского развития; положение о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества с окружающими людьми; положение о воспитательно-образовательном процессе с опорой на программы; положение о всестороннем развитие ребенка.
Слайд 30: ПОЛОЖЕНИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО:
о сложной структуре дефекта, возникающей в результате первичного и вторичного характера нарушений; об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка; о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться только в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития.
Слайд 31: ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
единство диагностики и коррекции отклонений в развитии; учет генетического хода развития нормально развивающихся детей; учет сензитивных периодов в развитии; учет актуального и потенциального уровня развития ребенка; развивающий характер обучения.