Первый слайд презентации: Курс «Дефектология и специальная психология»
Тишкова А.С., ассистент кафедры практической и специальной психологии
1. Дефектология, как отрасль психолого-педагогической науки, история становления. Современные представления об объекте, предмете, целях и задачах дефектологии. 2. Разграничения предметных областей с другими отраслями психологии. 3. Основные понятия дефектологии. 4. Отрасли дефектологии.
Оразаева Г.С. Введение в специальность для студентов-дефектологов [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.С. Оразаева. — Электрон. текстовые данные. — Алматы: Нур-Принт, 2014. — 112 c. — 9965-14-957-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69067.html Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Армавир, 2014. - 150 с. Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и психологии : курс лекций по учебной дисциплине : [учебное пособие для гуманитар. и пед. вузов] / В. П. Глухов. - Москва : В. Секачев, 2011. - 256 с. (https://studfiles.net/preview/6216549/page:2/) Саенко, Юлия Владимировна Специальная психология : учебное пособие / Ю. В. Саенко ; Таганрогский ин-т управления и экономики. - Москва : Академический Проект, 2006. - 182 с. - (Gaudeamus). - Библиогр.: с. 178-179. - ISBN 5-8291-0758-9.
Слайд 4
Сорокин, Виктор Михайлович Специальная психология : учебное пособие / В. М. Сорокин ; науч. ред. Л. М. Шипицына. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 216 с. : ил. - (Психология). - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 5-9268-0214-8. Специальная психология : учебник для вузов для направлений подготовки бакалавров / Л. М. Шипицына [и др.] ; под ред. Л. М. Шипицыной. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 253 с. : табл. - (Современный учебник). - Библиогр. в конце гл.. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-9268-0953-1. Специальная психология : учебное пособие для дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / [В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - Москва : Академия, 2003. - 462 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 5-7695-0550-8. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учебное пособие для вузов. / К.С.Лебединская, В.В.Лебединский. – 7 изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 303 с.
Дефектология (коррекционная педагогика) - (от лат.defectus- недостаток и греч. logos - слово, учение) - наука о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии, т.е. тех, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные трудности в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Предметом исследования дефектологии как отрасли научного познания являются дети с физическими и (или) психическими недостатками, проблемы их воспитания и обучения.
Слайд 6: Задачи дефектологии
Теоретические задачи: Изучение истории становлении дефектологии в России и за рубежом. Определение концепций, целей, задач, принципов и методов специального образования. Совершенствование педагогических систем специального образования, разработка инновационных и альтернативных образовательных систем. Профессионально-трудовая подготовка специалистов-дефектологов. Разработка систем профилактических мероприятий по предупреждению отклонений в развитии у детей и подростков. Создание научной учебно-методической базы для подготовки и повышения квалификации специалистов в области коррекционно-педагогической деятельности. Разработка и реализация концепции инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Слайд 7
Образовательные задачи: Формирование ЗУНов у детей с ОВЗ по учебным предметам. Формирование познавательной деятельности в процессе овладения знаниями. Формирование навыков и умений учебной деятельности. Реализация образовательных коррекционно-развивающих, компенсаторных, реабилитационных программ образования лиц с ОВЗ. Воспитательные задачи направлены на развитие общественно значимых личностных качеств: разностороннее развитие личности, формирование культуры поведения, культуры речи, морально этических и нравственных качеств личности.
Слайд 8
Специальные задачи: Изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ОВ. Изучение природы и сущности недостатков в развитии у детей, выявление причин возникновения и условий проявления различных ограничений. Определение коррекционных и компенсаторных возможностей детей в соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями. Активация компенсаторных возможностей детей различными средствами и методами. Установление социальных связей лиц с отклонениями в развитии в обществе. Разработка и реализация концепции инклюзии лиц с ОВЗ в образовании. Осуществление педагогической помощи родителям детей с ОВЗ. Осуществление профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ с учетом характера нарушения развития, индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Определение целей, задач, основных направлений деятельности специальных (коррекционных) учреждений, осуществляющих помощь и поддержку детям и подросткам с отклонениями в развитии.
Слайд 9
Дефектология Тифлопедагогика Сурдопедагогика Олигофренопедагогика Общая педагогика Специальная психология Философия Социология Общая психология Невропатология Возрастная психология Патопсихология
Слайд 10: 3. Основные понятия дефектологии
Компенсация (лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных аномалий. Коррекция (лат. correction – исправление) в дефектологии – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Реабилитация социальная – процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельностьи адекватные взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 11
Адаптация – процесс приспособления организма к условиям существования; изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителям. Биологическая адаптация включает все направления приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, а также к возникающим изменениям в организме человека. Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Слайд 12
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Воспитание детей с ограниченными возможностями – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося с ОВЗ на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание осуществляется в тесном контакте семьи, школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи. Обучение детей с отклонениями в развитии – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся с ОВЗ по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Слайд 13: 4. Отрасли дефектологии
Сурдопедагогика – это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Тифлопедагогика – научная отрасль, изучающая вопросы обучения, воспитания и социализации лиц с нарушением зрения. Тифлосурдопедагогика – предметная область, изучающая вопросы обучения, воспитания, образования детей с двойным сенсорным дефектом (зрительным и слуховым). Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Олигофренопедагогика – научная отрасль, изучающая вопросы обучения, воспитания и социализации детей с различными нарушениями интеллекта (умственной отсталостью).
Слайд 14: Лекция 2. 1. Понятие и структура дефекта. Соотношение первичного и вторичного дефектов
Дефект (от лат. Defectus – отпадение, убывание, недостаток) развития – это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Дефекты можно дифференцировать по времени возникновения на врожденные и приобретенные. При врожденных дефектах неблагоприятное воздействие на организм происходит в период внутриутробного развития ( пренатальный ) или во время родов (натальный ). Приобретенные дефекты являются результатом воздействия патологических факторов после родов (в постнатальный период).
Слайд 15: Структура нарушенного развития
Первичный дефект – повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Первичный дефект, как правило, имеет характер недоразвития или повреждения. Вторичный дефект – недоразвитие высших психических функций, возникающее в результате влияния первичного дефекта. Третичный дефект – отклонение в эмоционально-волевой сфере, формировании личностных качеств.
Слайд 16
Сложный дефект – сочетание двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру нетипичного развития ребенка (прим. слепоглухие, умственно отсталые глухие, слепота и умственная отсталость и т.д.).
Слайд 17: На развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора:
1. Вид (тип) нарушения. 2. Степень и качество первичного дефекта. 3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. 4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.
Слайд 18: Вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей:
1) отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития; 2) отставание в формировании видов детской деятельности; 3) отклонения в развитии всех познавательных процессов; 4) наличие дефектов речевого развития; 5)нарушение процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта – пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции;
Слайд 19: Компенсация и ее факторы
Компенсация психических функций – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций. Типы компенсации: Внутрисистемная компенсация – осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия. Межсистемная компенсация - осуществляемая путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и тактильного анализаторов.
Слайд 20
По мнению Л.С. Выготского, основной путь компенсации людей с различными нарушениями – включение их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает формирование высших форм сотрудничества. Сознательная целенаправленная деятельность выступает в качестве основного механизма компенсаторной перестройки. Центральная область компенсации – формирование высших психических функций с помощью специального обучения.
Слайд 21: Факторы успешной компенсации:
1. Возраст ребенка. Возможность компенсации нарушенных функций выше в более раннем возрасте в силу большей пластичности ЦНС. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. 2. Степень компенсаторных способностей зависит от влияния окружающих. 3. Желание самого ребенка преодолеть свой дефект и его настойчивость в этих усилиях, а также его уверенность в себе, приобретаемая путем активного и успешного приспособления к окружающей среде. 4. Способность к компенсации стимулируется постоянными упражнениями, тренировками, увеличением нагрузок.
Слайд 22: Специальная психология как наука
Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей с психическими и физическими недостатками. (Лубовский В.И.)
Слайд 23: Объект, предмет и задачи специальной психологии
Объект изучения специальной психологии – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития (Богдан, Могильная). Предметом специальной психологии являются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии (Богдан, Могильная).
Слайд 24
Задачи специальной психологии: а) изучение закономерностей психического развития различных категорий аномальных детей в сравнении с нормально развивающимися; б) изучение закономерностей формирования личности детей с ограниченными возможностями под воздействием специальных методов обучения и воспитания; в) разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушения психического развития; г) изучение особенностей познавательной деятельности людей с различными типами нарушений; д) изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения; е) психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие аномальных детей (Саенко).
Слайд 26
Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования в России Первый период (996 – 1715 гг.) – период от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботится о людях с отклонениями в развитии. Второй период (1706 – 1806 гг.) – переход от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Третий период (1806 – 1927 гг.) – переход от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушением слуха, с нарушением зрения и умственно отсталых. Четвертый период (1927 – 1991 гг.) – переход от осознания необходимости обучения части детей с ОВЗ к пониманию необходимости обучения всех детей этой категории. Пятый период (с 1991 по настоящее время) – переход от изоляции к инклюзии.
Слайд 27
Принципы - предельно общие представления, использование которых позволяет относительно непротиворечиво и последовательно понимать и объяснять изучаемые явления. Общие принципы: принцип отражательности ; принцип детерминизма; г енетический, или принцип развития; п ринцип единства сознания (психики) и деятельности. Ч астные принципы: сравнительный принцип; динамический принцип; п ринцип комплексного подхода; п ринцип целостного, системного изучения ; о риентация на качественный анализ.
Слайд 28: Разделы специальной психологии
О лигофренопсихология – отрасль, знания, изучающая психическое развитие детей с нарушениями интеллекта. С урдопсихология – наука, изучающая специфические закономерности и особенности психического развития детей с нарушением слуха. Тифлопсихология - наука, занимающаяся изучением психики детей с глубокими нарушениями зрения. Тифлосурдопсихология - психологии слепоглухих детей). Логопсихология - психология детей, имеющих нарушения речи.
Слайд 29: Нормативно-правовая база специального образования
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные (подписанные СССР или Российской Федерацией); федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.); правительственные (постановления, распоряжения); ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации); региональные (правительственные и ведомственные).
Слайд 30: Международные документы
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; «Саламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», 7–10 июня 1994 г.; Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.); Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ « О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Конвенция о правах ребенка, Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989 г.
Слайд 31: Федеральные документы
" Конституция Российской Федерации " (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.); Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181 от 24 ноября 1995 г.; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 г. Документы правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
Слайд 32: Ведомственные документы
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Положение о Психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобразования России от 20.09.2013 г. № 1082; Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.
Слайд 33: Региональные документы
«Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве НСО» от 01.09.2011 г.; «Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 г.» от 19 апреля 2016 г. приказ " Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образования Новосибирской области" от 12.03.2008 г. №216 г.
Слайд 34: Специальная документация учителя-дефектолога ( олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)
1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения. 2. Расписание на первое, второе полугодие. 3. Журнал регистрации детей нуждающихся в коррекционных занятиях. 4. Журнал учёта коррекционно-развивающих занятий. 5. Индивидуальные карты развития ребёнка с ООП (особыми образовательными потребностями). 6. Результаты мониторинга. 7. Программы и методы коррекционно-развивающей работы, в том числе диагностической, просветительской, консультационной и других видов работы. 8. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
Слайд 35: Структура аналитического отчета
количественные данные о проведенной в течение года работе; качественный анализ основных проблем, которые решает учитель-дефектолог, (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог); обеспеченность их решения научными, методическими средствами; основные проблемы и трудности в работе; перспективные направления работы.
Слайд 36: Причины и классификация нарушений развития у детей
Цель выявления причин, вызвавших отклонение в развитии – научное обоснование психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на диагностику, коррекцию, восстановление и компенсацию нарушенных функций. Причина нарушений в развитии – воздействия на организм внешнего и/или внутреннего фактора, которые определяют специфику поражения или нарушения психомоторных функций.
Слайд 37: Причины нарушений развития эндогенного происхождения
В эту группу причин входят все врожденные нарушения, в том числе наследственные. В этом случае выделяют хромосомные и генетические нарушения. Типичным и широко известным хромосомным нарушением является синдром Дауна или трисомия по 21 хромосоме (присутствие в генетическом наборе ребенка трех вместо двух материнских X-хромосом). Последствием хромосомного нарушения является синдром Клайнфельтера. К этой группе нарушений относится также синдром Тернера. Дети с этим синдромом имеют разные нарушения структуры тела и полового развития. Особую группу наследственных заболеваний составляют ферментопатии, во время которых из-за недостаточности отдельных ферментов повреждаются некоторые биохимические процессы в организме.
Слайд 38: Причины нарушений развития экзогенного происхождения
В данной группе нарушения появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врожденными или приобретенными. Радиация. Травма брюшной полости беременной женщины. Вибрация и высокая или очень низкая температура как самой женщины, так и окружающей обстановки. Отрицательное действие химических веществ, в том числе лекарственных препаратов, проявляется в интоксикации (отравлении) организма. Употребление алкоголя или наркотиков, отравление никотином. Заболевания беременной женщины: паразитарные инфекции, вирусные инфекции, гормональные заболевания и соматические расстройства, грипп, корь, гепатит, паратит, краснуха, сифилис и другие инфекции. Резус-конфликт матери и крови плода.
Слайд 39: Причины приобретенных нарушений развития
Приобретенные нарушения включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка. Асфиксия – кислородная недостаточность Внутричерепная родовая травма. Перенесенные в раннем детстве заболевания: инфекционные заболевания нервной системы, – такие нейроинфекции, как менингит и энцефалит. Черепно-мозговые травмы. Эмоциональная депривация. Социально-педагогическая запущенность.
Последний слайд презентации: Курс «Дефектология и специальная психология»: Психологическая характеристика детей с нарушениями развития
Варианты дизонтогенеза: 1) задержанное развитие 2) недоразвитие - умственная отсталость (олигофрения). 3) поврежденное развитие - умственная отсталость (деменция). 4) дефицитарное развитие – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (нарушения слуха, зрения, речи, двигательной сферы). 5) искаженное развитие - ранний детский аутизм. 6) дисгармоничное развитие - стойкая врожденная или приобретенная диспропорциональность психики.