Основы коррекционной педагогики и специальной психологии — презентация
logo
Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
  • Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
  • Основные понятия
  • Разделы специальной педагогики и психологии
  • Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
  • Предмет и задачи специальной психологии
  • Основные понятия и проблемы специальной психологии
  • Понятие «аномальный ребенок»
  • Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
  • Виды образовательных организаций для детей с ОВЗ
  • Образовательные потребности детей с ОВЗ
  • Принципы специального образования
  • Профессиональная деятельность педагога системы специального образования
  • Причины аномального развития
  • Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
  • Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
1/15

Изображение слайда

Коррекционная педагогика – это наука, рассматривающая процессы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. Специальная психология – это наука, изучающая основные закономерности психического развития детей с проблемами в развитии.

Изображение слайда

Специальные педагогика и психология имеют четыре раздела: сурдопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха; сурдопсихология – наука о закономерностях психического развития лиц с нарушениями слуха); тифлопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения; тифлопсихология – наука о закономерностях психического развития лиц с нарушениями зрения; логопедия - наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при сохранном слухе; логопсихология – наука о закономерностях психического развития лиц с нарушениями речи; олигофренопедагогика -  наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью; олигофренопсихология – наука о закономерностях психического развития лиц с умственной отсталостью.

Изображение слайда

Субъект специальной педагогики - личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет определенные потребности в процессе образования и является субъектом специального образования. Объект специальной педагогики — личность ребёнка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии. Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности. Специальная педагогика ставит перед собой многие задачи, главные из которых - изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности и разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов и средств специального обучения и воспитания.

Изображение слайда

Слайд 5: Предмет и задачи специальной психологии

Предметом специальной психологии являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют аномальные дети. К категории аномальных относят детей, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. Задачи специальной психологии: раскрытие общих закономерностей психического развития нормально развивающихся и аномальных детей; установление зависимости развития психики от характера, механизмов и степени выраженности той или иной аномалии; выявление путей компенсации нарушений развития личности в целом и разных видов психических процессов; разработка основных видов обучения и воспитания разных групп аномальных детей; разработка способов психологической коррекции и диагностических методик для различных типов нарушений психического развития; разработка психологических основ содержания образования, принципов, методов, технологий, организация реализации условий специального образования.

Изображение слайда

Слайд 6: Основные понятия и проблемы специальной психологии

Одним из основных понятий специальной психологии является понятие « психическое развитие ». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выражается в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физических или психических отклонений. Ключевой проблемой специальной психологии является проблема компенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.

Изображение слайда

Слайд 7: Понятие «аномальный ребенок»

Аномальными считаются дети, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. Термин «аномальный» имеет в своей основе греческое слово «anomalos», что в переводе на русский язык означает «неправильный». Выделяют основные категории аномальных детей : дети с нарушением слуха; дети с нарушением зрения; дети с нарушениями речевого развития; дети с нарушением интеллектуального развития; дети с нарушением эмоциональной сферы; дети с комплексными и множественными нарушениями развития; дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Изображение слайда

Слайд 8

Кроме перечисленных категорий детей с проблемами в развитии, существуют и другие: дети с психопатоподобными формами поведения; дети с трудностями в адаптации к школе, страдающие так называемыми школьными неврозами; одаренные дети, требующие отдельного внимания со стороны педагогов и психологов.

Изображение слайда

Слайд 9: Виды образовательных организаций для детей с ОВЗ

I вид для глухих детей; II вид для слабослышащих детей; III вид для слепых детей; IV вид для слабовидящих детей; V вид для детей с нарушениями речи; VI вид для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; VII вид для детей с ЗПР; VIII вид для умственно отсталых детей.

Изображение слайда

Слайд 10: Образовательные потребности детей с ОВЗ

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ: специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам; необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Изображение слайда

Слайд 11: Принципы специального образования

принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»; принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка; принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями; принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности; деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка; принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

Изображение слайда

Слайд 12: Профессиональная деятельность педагога системы специального образования

Цель профессиональной деятельности учителя-дефектолога – это содействие человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Педагогическое образование содержит широкий спектр педагогических специальностей: Тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог). Сурдопедагогика - с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог). Олигофренопедагогика - с получением квалификации педагога для работы с лицами имеющими различные виды нарушениями умственного развития (олигофренопедагог). Логопедия - с получением квалификации логопеда; Дошкольная специальная педагогика с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Специальная психология – психология, обеспечивающая психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (педагог-психолог специального образования ).

Изображение слайда

Слайд 13: Причины аномального развития

Принято делить на три большие группы: воздействия в период внутриутробного развития, в момент родов и в послеродовой период. Кроме того, сочетание внутриутробной и природовой патологии называется перинатальным повреждением. Неблагоприятные факторы, действующие в перинатальный период: внутриутробные инфекции хронического характера: сифилис, токсоплазмоз, цитомегаловирус и др.; внутриутробные инфекции вирусного характера: краснуха, корь, грипп, эпидемический паротит, ветряная оспа и др. На поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и стать причиной внутриутробного энцефалита и менингоэнцефалита; хронические заболевания матери: почек, сердечно-сосудистой системы, печени и др.; применение лекарственных препаратов, противопоказанных в период беременности, способных вызвать интоксикацию плода; плодоизгоняющих средств, гормональных препаратов и др.; иммунологический конфликт между ребенком и матерью по резус-фактору или групповым антигенам крови; вредные привычки матери: курение, алкоголизм, наркомания и др.; различные физические и психические травмы, перенесенные женщиной в период беременности: работа матери до и в период внутриутробного развития ребенка на вредном производстве, неблагоприятная экологическая обстановка (например, повышенный радиационный фон, воздействие ультрафиолета ядовитых веществ).

Изображение слайда

Слайд 14

Патология родовой деятельности (в натальный период (момент родов): неквалифицированное оказание акушерской помощи; быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуляцией; использование щипцов; родовые травмы мозга; асфиксия (обвитие ребенка пуповиной, что приводит к удушью) и др. Постнатальное патологическое воздействие (в постнатальный период (после родов): различные нейроинфекции: менингит, менингоэнцефалит, опухоли мозга, инфекционные заболевания с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга и др. Вероятность аномального развития психики повышается: у недоношенных детей, которые родились раньше срока или с недостаточным весом; при нарушениях сна и питания детей, при длительных соматических заболеваниях, вызывающих поражение центральной нервной системы ребенка и общее истощение организма. Дефекты психического развития могут быть вызваны: функциональными причинами, среди которых: социально-педагогическая запущенность, ограничение эмоционального положительного общения взрослых с ребенком, ограниченность речевых контактов, двуязычие в семье и др. Нарушения вследствие функциональных причин являются более легкими по сравнению с остальными, и при устранении неблагоприятных факторов, а затем при проведении грамотной коррекционной работы ребенок может догнать своих сверстников.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Основы коррекционной педагогики и специальной психологии

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда

Похожие презентации