Слайд 2: План лекции
Общие сведения о транспорте. Габариты Путь и путевое хозяйство Локомотивы и локомотивное хозяйство Вагоны и вагонное хозяйство Сооружения и устройства СЦБ Раздельные пункты Организация движения поездов План лекции
Слайд 4: ОАО «Российские Железные Дороги»
В 2003 году МПС было преобразовано в компанию ОАО «Российские Железные Дороги». Компания имеет достаточно разветвленную структуру управления, множество филиалов и структурных подразделений. Пассажирские перевозки осуществляет дочернее общество ОАО РЖД – АО «Федеральная Пассажирская Компания» Территория РФ поделена на 16 железных дорог. ОАО «Российские Железные Дороги»
Слайд 5: Железные дороги Российской Федерации
Железнодорожный код приписки – система кодов, используемая в России и странах бывшего СНГ. Каждой дороге отводится один или несколько кодов из трех цифр. Примеры: 001-004 Октябрьская ЖД 010 Калининградская ЖД 017-023 Московская ЖД 024-026 Горьковская ЖД 028-031 Северная ЖД 051-053 Северо-Кавказская ЖД 058-059 Юго-Восточная ЖД 061-062 Приволжская ЖД 063-064 Куйбышевская ЖД 076-078 Свердловская ЖД 080-081 Южно-Уральская ЖД 083-084, 086-087 Западно-Сибирская ЖД 085 Крымская ЖД 088 Красноярская ЖД 090, 092-093 Восточно-Сибирская ЖД 094 Забайкальская ЖД 090, 096-099 Дальневосточная ЖД Железные дороги Российской Федерации
Слайд 6: Инфраструктура железных дорог
Слайд 7: Габарит приближения строений
– предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должно заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы и оборудование (за исключением тех, которые непосредственно взаимодействуют с подвижным составом). Габарит приближения строений
Слайд 8: Габарит подвижного состава
– предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться подвижной состав. Габарит подвижного состава
Слайд 9: Габарит погрузки
– это предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, где не должны выходить наружу части размещенного на подвижном составе груза. Горизонтальные размеры габаритов отсчитываются от оси ж/д пути, вертикальные от верха головки рельс. Габарит погрузки
Слайд 13: Нижнее строение пути
Железнодорожный путь состоит из земляного полотна, искусственных сооружений и верхнего строения пути. Земляное полотно вместе с искусственными сооружениями составляет нижнее строение пути. Нижнее строение пути
Слайд 14: Верхнее строение пути
– это единая комплексная конструкция, состоящая из рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (шпал), мостового полотна и др. устройств. ВСП предназначено для восприятия нагрузок от подвижного состава, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения подвижного состава. Верхнее строение пути
Слайд 15: Рельсы
Основное назначение рельсов – создать поверхности с наименьшими сопротивлениями для качения колес, непосредственно воспринимать и упруго передавать нагрузки от колес на шпалы и брусья, направлять движение колес, проводить ток. Рельсы
Слайд 16: Стрелочный перевод
Стрелочные переводы служат для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочный перевод состоит из: 1. Стрелка с переводным механизмом (рамный рельс, переводной механизм и остряк) 2. Соединительные пути 3. Крестовина и контррельсы Стрелочный перевод
Слайд 18: Что же такое локомотив?
Локомотив – это силовое тяговое средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям железных дорог поездов. По источнику питания локомотивы делятся на тепловые и электрические. Что же такое локомотив?
Слайд 20: Электровозы
Электровоз постоянного Электровоз переменного Электровоз двойного питания тока ЧС7 тока ЭП1М ЭП20 Электровозы
Слайд 21: Виды локомотивов по роду работы
Маневровый локомотив ЧМЭ3т Магистральный локомотив 2ТЭ25Км Виды локомотивов по роду работы
Слайд 23: Типы вагонов
Вагон – единица подвижного состава железных дорог, оборудованная всеми необходимыми средствами для включения в состав поезда и предназначенная для перевозки грузов или пассажиров. По назначению все вагоны делятся на пассажирские и грузовые. Типы вагонов
Слайд 24: Заводской номер вагона
На боковой стене вагона наносится его заводской номер. Три верхние цифры означают тип вагона (пассажирский, грузовой и код дороги, к которой он приписан). Пять нижних обозначают тип пассажирского вагона, модификацию и конструктивные особенности. 0 – мягкий вагон (СВ) 1 – купейный вагон 2 – плацкартный вагон 3 – сидячий вагон 4 – почтово-багажный 5 – почтовый 6 – вагон-ресторан 7 – служебно-технический Заводской номер вагона
Слайд 26: Сооружения и устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)
Для безопасного движения поездов применяются технические устройства железнодорожной автоматики (СЦБ). Сигнализация – единая система сигналов и технических средств для передачи приказов. Централизация – комплекс технических средств для управления стрелками и сигналами из одного пункта. Блокировка – система автоматики, обеспечивающая разграничение поездов во времени при движении на одном участке. Сооружения и устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)
Слайд 27: Блок-участок
Одним из видов устройств СЦБ является автоматическая блокировка. Участок между станциями, называемый перегоном, делится на блок-участки длинной от 1000 до 2600 м. При вступлении поезда на блок-участок на светофоре, который он проследовал, загорается запрещающее показание. Блок-участок
Слайд 29: Виды раздельных пунктов
Раздельные пункты – пункты, которые делят железнодорожные линии на перегоны и блок-участки. Чем чаще размечены на линии раздельные пункты, тем короче перегоны и тем больше пропускная способность линии. Виды раздельных пунктов
Слайд 30: Железнодорожные станции
Пути на железнодорожной станции подразделяются на главные, станционные и специального назначения. Главные пути – пути, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах. Станционные – все пути в пределах станции. Каждый станционный путь предназначен для определенных операций: приемоотправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские и др. Специализированные: пути стоянки восстановительных и пожарных поездов, предохранительные, улавливающие тупики. Железнодорожные станции
Слайд 31: Длина пути
У каждого станционного пути различают полную и полезную длину. Полная длина пути – расстояние между стыками рамных рельсов стрелочных переводов, ограничивающих данный путь. Полезная длина пути – та часть его длины, на которой можно установить подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям. Длина пути
Слайд 34: График движения поездов
График движения – непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог. График движения должен обеспечивать: Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов Безопасность движения поездов Наиболее эффективное использование пропускной способности участков и станций Рациональное использование подвижного состава Возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений и другой инфраструктуры График движения поездов
Слайд 35: Виды сообщения поездов
По видам сообщения все пассажирские поезда делятся в зависимости от расстояния на: Дальние (свыше 700 км) Местные (до 700 км) Пригородные (до 150 км) Перевозки на расстояние свыше 700 км называются прямым сообщением и осуществляются в переделах двух и более дорог. Виды сообщения поездов
Слайд 36: График движения поездов
ПОЕЗД – сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, обозначающие его голову и хвост. Каждому поезду присваивается двойной номер, установленный графиком движения. На СЕВЕР и ВОСТОК двигаются ЧЕТНЫЕ поезда, на ЮГ и ЗАПАД двигаются НЕЧЕТНЫЕ поезда. График движения поездов
Слайд 37: Приоритетность поездов
Все поезда делятся на внеочередные и очередные. Внеочередные предназначены для восстановления движения. Очередные поезда в порядке приоритетности: Пассажирские скоростные Пассажирские скорые Пассажирские всех остальных наименований Почтово-багажные Воинские Грузопассажирские Людские Ускоренные грузовые, грузовые Локомотивы без вагонов Приоритетность поездов
Слайд 38: Нумерация поездов
1-150 скорые круглогодичные 151-298 скорые сезонного и разового обращения 301-450 и 601-698 пассажирские сезонные, разового назначения и детские 701-788 скоростные 801-898 – обслуживаемые мотор-вагонным подвижным составом 901-920 служебные специального назначения 901-940 туристические 6001-6998 пригородные 7001-7998 скоростные и скорые пригородные повышенной комфортности. В нумерации поезда также используется буква, которая призвана обеспечить уникальность номера поезда. Нумерация поездов