Первый слайд презентации: Основы профессиональной этики
Лекция по дисциплине «Профессиональная этика», 20.3.14
Слайд 2: Ключевые понятия
Этика – область научных знаний, предметом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Мораль – существующая внутри общества система ценностей, выполняющая функцию регулирования поведения человека. Нравственность – сфера духовной жизни человека и общества, включающая в себя различные обычаи, нормы человеческого общества.
Слайд 3: Виды этики и этического знания
Слайд 4: Сущность деловой этики
Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета и т.п. Функции деловой этики : - репутационная ; - управленческая
Слайд 5: Принципы деловой этики (1)
1. Общепринятым является центральное место так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, коллегам своего служебного уровня, клиентам и т.п. таких поступков, которых не желал бы видеть по отношению к себе». 2. Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами. 3. Этическое нарушение обязательно должно быть исправлено независимо от того, когда и кем оно было допущено. 4. Максимум прогресса – служебное поведение и действия сотрудников признаются этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения.
Слайд 6: Принципы деловой этики (2)
5. Минимум прогресса – действия сотрудников признаются этичными, если они хотя бы не нарушают этических норм. 6. Этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям и традициям других организаций, регионах, странах. 7. Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики. 8. Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Слайд 7: Принципы деловой этики (3)
9. Не следует бояться иметь свое мнение при решении любых служебных вопросов (нонконформизм должен быть в разумных пределах ). 10. Никаких форм насилия, «нажима» на подчиненных. 11. Постоянство воздействия – этические стандарты могут быть успешно внедрены в жизнь организации с помощью непрекращающихся усилий со стороны руководство и всех сотрудников. 12. При воздействии на кого-либо (подчиненного, потребителя и т.п.) необходимо учитывать силу возможного противодействия.
Слайд 8: Принципы деловой этики (4)
13. Целесообразность авансирования доверия – к компетенции сотрудника, чувства его долга и т.п. 14. Стремление к бесконфликтности. 15. Наличия свободы, не ограничивающей свободы других. 16. Принцип способствования сотрудниками этичному поведению других. 17. Недопустимость критики «внутреннего» и «внешнего» конкурента.
Слайд 9: Нормы деловой этики (1)
1. Честность, порядочность и надежность. 2. Уважение прав собственности. 3. Коллегиальность. 4. Конструктивная критика, исправление этических ошибок и бесконфликтность. 5. Экологический принцип. 6. Соответствие осуществляемой деятельности требованиям закона и иных правовых норм. 7. Направление информации о чьем-либо незаконном или неэтичном поведении в руководящие органы компании или в государственные органы. 8. Гедонистический принцип.
Слайд 10: Нормы деловой этики (2)
9. Благотворительность. 10. Корпоративная социальная ответственность. 11. Профессионализм, компетентность и информированность. 12. Информированное согласие. 13. Конфиденциальность и профессиональная тайна. 14. Сотрудничество при конфликте интересов. 15. Защита и надлежащее использование активов корпорации. 16. Борьба с коррупцией.
Слайд 11: Содержание профессиональной этики
Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики. Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу. Обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает: определение целей и мотивов трудовой деятельности; выявление нормативов и средств реализации цели ; оценку результатов труда и их общественную значимость.
Слайд 13: Предмет профессиональной этики
отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; - особенности профессионального воспитания.
Последний слайд презентации: Основы профессиональной этики: Кодексы профессиональной этики
1. Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным. 2. Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого профессия обслуживает. 3. Кодексы должны быть точно сформулированными и честными. 4. Кодекс должен быть и контролируем, и контролирующим.