Первый слайд презентации: Основные этапы развития социологии в России
1 этап – середина 19 века – 1918 год В 1918-1919 году в Петроградском университете создана кафедра социологии, введена ученая степень по социологии, в 1919 году – социологический институт, в 1920 в Петроградском университете открыто социологическое отделение во главе с П.А.Сорокиным 2 этап - нач. 20х гг. – 50е гг. 20 века ( идеологизация социологии) 3 этап – начало 60х годов ( возрождение социологии, масштабные прикладные социологические исследования, в 1960 году открыт социологический отдел при Институте философии РАН, в 1962 году создана советская социологическая ассоциация, в 1964 в МГУ открыта кафедра конкретно-социологических исследований, в 1969 – создан Институт
Органицистское направление (П.Ф.Лилленфельд, А.И.Стронин, В.М.Бехтерев) Географическое направление (Л.И.Мечников, А.П.Щапов) Субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, С.Н.Южаков) Генетическая социология (М.М.Ковалевский)
Слайд 3: Субъективная школа
Представители: Николай Константинович Михайловский (1842-1904) (Работа: «Что такое прогресс») Петр Лаврович Лавров (1823-1900) (Работа: «Исторические письма») Главные проблемы : В чем сущность исторического процесса? Какова роль личности в истории? Основные идеи : Главный фактор, ведущая сила, «орган и прогресса» - критически мыслящие личности, являющиеся носителями нравственных идеалов Объективные процессы – материальные условия, традиции – материал истории Смысл прогресса общества – рост и укрепление социальной содидарности и развитие самосознания личности Общественные нравственные идеалы – основа солидарности и построения справедливого общества (особая роль интеллигенции, вырабатывающей идеалы) Субъективный метод – исследователь в ходе познания должен поставить себя на место тех людей, который он изучает, вжиться, вчувствоваться в чужой опыт. Задача социологии – не столько поиск объективных законов развития общества, сколько раскрытие гуманистического содержания общественного прогресса
Слайд 4: Марксистское направление
Г.В.Плеханов (1856-1918) опирался на марксистскую методологию анализа общества: Развивал материалистическое понимание истории Обосновывал закономерность развития капитализма в России (критика народников) Анализировал проблему роли народных масс и личности в истории ( критика субъективной школы) В.И.Ленин (1870 -1924) написал работу «Развитие капитализма в России», где показывал закономерность возникновения капиталистических отношений в России и обосновывал идею неизбежности социалистической революции
Слайд 5: Антипозитивиская традиция
Б.А.Кистяковский (1868-1920), В.М. Хвостов( 1868-1920), П.И.Новгородцев (1866-1924) и др. Методологическая основа – неокантианство, отрицание натурализма и естественно-научных методов изучении общества. Специфика общества состоит в психологическом взаимодействии индивидов, объект социологии - общность чувств, желаний и другие проявления коллективного сознания. Коллективный дух – фундамент общественной жизни. Задача русской интеллигенции – создать общечеловеческие правовые идеалы и укоренить их в народном сознании. Гл. работа Б.А.Кистяковского – «Социальные науки и право», анализ происхождения, видов и роли власти в обществе. Концепция правового государства: право – принцип справедливости, высшая человеческая ценность, оно призвано ограждать личность от принуждения со стороны государства и группового давления
Слайд 6: Интегральная социология П.А.Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) Эсер, профессор Санкт-Петербургского университета 1918г. – депутат учредительного собрания 1919 создал первый в России факультет социологии в Петроградском университете 1922г. – выслан из СССР Профессор Минессотского и декан социологического факультета Гарвардского университета США, после его смерти в США учреждена премия имени П.Сорокина за лучшую книгу по социологии Автор классических работ по теории стратификации и социальной мобильности, социокультурной динамике
Слайд 7: Социология революции» П.Сорокина
Революция – «худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс», ибо «чего бы она ни добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой» Основополагающие принципы реформирования общества: Реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить базовым инстинктам Практическую реализацию реформ должно предварять научное изучение конкретных социальных условий Каждый социальный эксперимент сначала должен быть опробован в малом социальной масштабе Реформы должны проводиться правовыми конституционными средствами
Слайд 8: Социокультурная динамика П.Сорокина
Элементы социокультурных явлений: Смыслы – ценности – нормы Биофизические носители смыслов (язык, символы и т.д.) Разумные индивиды и группы, создающие смыслы и ценности, использующие их и управляющие ими Культурные суперсистемы Чувственная (Европа 16-20 век) Идеациональная (Средние века 6-12 век) Идеальная (интегральная) (Греция 5 век до н.э., Европа 13 век) Объективная реальность и ее смысл чувственны. Главные ценности : богатство, комфорт, наслаждение, власть, слава Способ удовлетворения потребностей – изменение среды Истинная реальность – сверхчувственна Главные ценности: Бог, Дао, душа Основные потребности –духовные, способ их удовлетворения – изменение себя Истинная реальность включает чувственные, рациональные и сверхчувственные аспекты Способ удовлетворения потребностей – изменение себя и мира
Последний слайд презентации: Основные этапы развития социологии в России: Концепция развития цивилизаций Н.Я. Данилевского ( 1822-1885)
Идеи концепции изложены в книге «Россия и Европа» Стадии развития цивилизаций: Возникновение и кристаллизация Расцвет Застой и распад З типа исторических агентов: Позитивные (творцы великих цивилизаций) Негативные (разрушители великих цивилизаций – гунны, монголы, тюрки) Исторические агенты без творческого начала (этнографический материал) Типы цивилизаций Египетская 2. Ассиро-вавилонская 3. Китайская Индийская 5. Персидская 6. Еврейская 7. Греческая 8. Римская 9. Арабская 10.Германо-романская (западная) 11. Славянская