Основные факторы психического развития человека в норме и патологии — презентация
logo
Основные факторы психического развития человека в норме и патологии
  • Основные факторы психического развития человека в норме и патологии
  • Факторы – постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака.
  • Основные условия, необходимые для нормального развития ребенка (Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия )
  • По времени воздействия патогенные факторы делятся:
  • Основные факторы психического развития человека в норме и патологии
  • Биологические факторы риска
  • Биологические факторы риска
  • Социальные факторы риска возникновения проблем в развитии ребенка
  • Социальные влияния в период индивидуального развития
  • Первичные и вторичные дефекты
  • Первичные и вторичные дефекты
  • Механизм возникновения вторичных дефектов различен
  • Личностные реакции на первичный дефект
  • Личностные реакции на первичный дефект
  • Частные и общие нарушения развития
  • Типичные частные нарушения
  • Типичные частные нарушения
  • Типичные частные нарушения
  • Типичные частные нарушения
  • Основные факторы психического развития человека в норме и патологии
  • Типичные общие нарушения
  • Нарушения межфункционального взаимодействия
  • Факторы, влияющие на вид отклоняющегося развития (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Лебединский и др.)
  • Типы классификаций психического дизонтогенеза
  • Типы классификаций психического дизонтогенеза
  • Типы классификаций психического дизонтогенеза
  • Типы классификаций психического дизонтогенеза
  • Варианты психического дизонтогенеза В.В. Лебединского
1/28

Изображение слайда

Пренатальные (до начала родовой деятельности) Натальные (в период родовой деятельности) Постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период до 3-х лет)

Изображение слайда

Слайд 5

Изображение слайда

Слайд 6: Биологические факторы риска

Хромосомно-генетические отклонения Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, токсоплазмоз) Венерические заболевания (гонорея, сифилис) Эндокринные заболевания матери, в частности диабет Несовместимость по резус-фактору Алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью Биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей и на самих детей в ранние периоды постнатального развития

Изображение слайда

Слайд 7: Биологические факторы риска

Серьезные отклонения в соматическом здоровье матери (недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общая соматическая ослабленность ) Гипоксические (кислородная недостаточность) Токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине Патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга Мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте Внутричерепные новообразования Хронические заболевания (астма, заболевания крови, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте

Изображение слайда

Слайд 8: Социальные факторы риска возникновения проблем в развитии ребенка

Социальные влияния в пренатальном и натальном периодах развития ребенка С. Гроф (американский исследователь), выявил, что в период внутриутробного развития у ребенка закладываются базовые перинатальные матрицы эмоционального опыта, которые становятся основой нормального или патогенного психического развития ребенка. Патогенными являются длительные отрицательные переживания матери, сильные кратковременные стрессы. Огромное значение придается психологическому состоянию матери во время родов.

Изображение слайда

Слайд 9: Социальные влияния в период индивидуального развития

Отсутствие условий для развертывания эмоционального общения ребенка со взрослыми (нахождение ребенка в доме ребенка) Пребывание ребенка в семье социального риска повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности

Изображение слайда

Слайд 10: Первичные и вторичные дефекты

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Возможно и их сочетание

Изображение слайда

Слайд 11: Первичные и вторичные дефекты

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Изображение слайда

Слайд 12: Механизм возникновения вторичных дефектов различен

Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. (нарушение формирования речи у глухих) Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сензитивном периоде развития. (нарушения произвольной моторики в дошкольном возрасте может проявится в двигательной расторможенности) Важнейший фактор возникновения вторичного недоразвития – социальная депривация. (дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков)

Изображение слайда

Слайд 13: Личностные реакции на первичный дефект

Игнорирование – часто встречается при нарушении интеллекта, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности. Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Изображение слайда

Слайд 14: Личностные реакции на первичный дефект

Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных. Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам. Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Изображение слайда

Слайд 15: Частные и общие нарушения развития

Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха. Если нарушение локализуется на периферии (ребенок является слабовидящим, слабослышащим, страдает параличом). Если нарушение анализаторов локализуется на уровне коры головного мозга, например в области затылочных отделов коры, наблюдается недостаточность зрительного опознания букв

Изображение слайда

Слайд 16: Типичные частные нарушения

Поражение лево-височных отделов коры головного мозга ведет к нарушению смысловой стороны речи: фонематического анализа и синтеза; нарушениям чтения и письма. При раннем поражении этих отделов у ребенка отмечается недоразвитие речи различного уровня. При более поздних поражениях нарушается уже сформированная речь

Изображение слайда

Слайд 17: Типичные частные нарушения

Поражение право-височных отделов коры головного мозга вызывает нарушения интонационной структуры речи, недостаточности в восприятии ритма, тональности, эмоциональной окраски

Изображение слайда

Слайд 18: Типичные частные нарушения

Поражение затылочных отделов приводит к недостаточности зрительного восприятия. При нормальной остроте зрения у ребенка нарушается процесс анализа и синтеза зрительных образов.

Изображение слайда

Слайд 19: Типичные частные нарушения

Поражение передне-теменных отделов приводит к нарушениям произвольных движений ребенка, замедлению формирования двигательных стереотипов и навыков

Изображение слайда

Слайд 20

Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем. Типичные общие нарушения Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня бодрствования, постоянному либо фазовому снижению работоспособности, могут вызывать нарушения простых влечений (усиление либо ослабление полового, пищевого рефлексов). На этом же (подкорковом) уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций – беспричинные вспышки ярости, чувства общей тоски, тревоги и т.д.

Изображение слайда

Слайд 21: Типичные общие нарушения

При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля. Поражение любых отделов головного мозга приводит к нарушению произвольности целенаправленной деятельности (в особенности интеллектуальной). Ребенок испытывает трудности с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость произвольного внимания, теряется функция контроля и критического отношения к результатам деятельности. Выявление четкого места поражения возможно при использовании нейропсихологического обследования, И.Ф. Марковская (в детском варианте)

Изображение слайда

Слайд 22: Нарушения межфункционального взаимодействия

Отставание в развитии никогда не имеет равномерного характера. При общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей устойчивостью, затем функции, связанные с поврежденной. Необходимо анализировать сохраненные функции, поврежденные и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

Изображение слайда

Слайд 23: Факторы, влияющие на вид отклоняющегося развития (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Лебединский и др.)

Время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность) Этиология Распространенность болезненного процесса (частные и общие нарушения развития) Степень нарушения межфункциональных связей

Изображение слайда

Слайд 24: Типы классификаций психического дизонтогенеза

Г.Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза Задержанное развитие Поврежденное развитие Искаженное развитие

Изображение слайда

Слайд 25: Типы классификаций психического дизонтогенеза

Л. Каннер ( Kanner L., 1955) Недоразвитие Искаженное развитие

Изображение слайда

Слайд 26: Типы классификаций психического дизонтогенеза

Я. Лутц ( Lutz J., 1968) выделяет пять типов нарушений психического развития Необратимое недоразвитие связывается с моделью олигофрении; Дисгармоничное развитие – с психопатией; Регрессирующее развитие – с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией; Альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое при самой различной соматической и психической патологии; Развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

Изображение слайда

Слайд 27: Типы классификаций психического дизонтогенеза

По мнению Г.К. Ушакова (1973) и В.В. Ковалева (1979), основными типами психического дизонтогенеза являются два: Ретардация – замедление или стойкое психическое недоразвитие (как общее, так и парциальное); Асинхрония – неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерациии.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Основные факторы психического развития человека в норме и патологии: Варианты психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Аномалия Чем вызвана 1. Недоразвитие Отставание в развитии 2. Задержанное развитие Отставание в развитии 3. Поврежденное развитие Поломка в развитии 4. Дефицитарное развитие Поломка в развитии 5. Искаженное развитие Асинхрония развития 6. Дисгармоническое развитие Асинхрония развития

Изображение слайда

Похожие презентации