клиническая психология детей и подростков — презентация
logo
клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • Структура детской клинической психологии и ее место в ряду психологических, медицинских, педагогических наук
  • клиническая психология детей и подростков
  • характеристика основных разделов клинической психологии детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • Энергетический блок и подкорково-стволовые структуры – их состояние оценивается при выполнении всех проб, особенно двигательных и таблиц Шульте, при этом
  • Блок приёма, переработки и хранения информации 1. обработка кинестетической информации – праксис позы пальцев, оральный праксис; 2. обработка слуховой
  • Блок программирования и контроля – 1. серийная организация движений и действий – динамический праксис, реципрокная координация, графическая проба, выполнение
  • клиническая психология детей и подростков
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. deviatio - отклонение)
  • клинические формы
  • клиническая психология детей и подростков
  • клиническая психология детей и подростков
  • Виды социально-психологической помощи
  • НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1/39

Первый слайд презентации

клиническая психология детей и подростков

Изображение слайда

Слайд 2

Клиническая психология представляет собой одну из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся отраслей современной психологии. Она является не только фундаментальной наукой, но и признанной, высоко ценимой во всем мире областью профессиональной деятельности психологов. Социальная значимость клинической психологии выражается в том, что в психологических ассоциациях различных стран мира около 60 % составляют клинические психологи. В области клинической психологии работали 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др. У истоков отечественной клинической психологии стояли профессора Московского университета, лауреаты Ломоносовской премии, обладате­ли многих международных наград А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник и др. Признание значимости клинической психологии в нашей стране ознаменовано официальным государственным утверждением этой (пока единственной) отрасли пси­хологии в качестве отдельной самостоятельной специальности. В последние годы в клинической психологии произошли значительные изменения. Это касается прежде всего расширения ее предметной области. Сегодня клиническую психологию уже нельзя рассматривать только как сферу приложения профессионального психологического знания. Область научно-практической деятельности «Клиническая психология детей и подростков» в настоящее время является интенсивно разрабатываемой и востребованной в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. Это направление зародилось в конце XVIII — начале XIX в., когда впервые встал вопрос о полноценной диагностике, лечении, курировании, воспитании и образовании детей с аномальным развитием. За это время накоплено достаточное количество диагностических средств и технологий психолого-педагогической и коррекционной работы с такими детьми. У истоков отечественной клинической психологии детей и подростков стояли такие замечательные ученые-психологи, как Л.С.Выготский, А.Р. Лурия, Б. В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Лебединский и многие другие. Перечень родоначальников детской клинической психологии невозможен без обращения к именам выдающихся психиатров: Г. Е. Сухаревой, Т. П. Симсон, М. О. Гуревича, С. С.Мнухина, М.С.Певзнер, В.В.Ковалева, А.Е.Личко, М.Ш.Вроно, К.С.Лебединской и другим. Выделение клинической (медицинской) психологии и затем психологии педагогической (психологии образования) позволило более планомерно отвечать на поставленные вопросы и использовать современные технологии работы для оказания помощи детям и подросткам с аномальным развитием и их семьям.

Изображение слайда

Слайд 3

Изображение слайда

Слайд 4

Изображение слайда

Слайд 5

Изображение слайда

Слайд 6

Изображение слайда

Слайд 7

Изображение слайда

Слайд 8

Предметом клинической психологии детей и подростков я вляются закономерности нарушенного развития ( дизонтогенеза ), вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, заболеваниями, нарушениями условий созревания и воспитания. Патологическое развитие сопоставляется с нормативным, считается, что основные законы развития в норме и при патологии являются сходными, но имеют своеобразие (Г.Я.Трошин, Л.С.Выготский и др.). Основное содержание работы специалистов детской клинической психологии связано с диагностикой отклоняющегося развития, психологической квалификацией, участием в комплексной постановке клинического диагноза, оказанием помощи в лечебных мероприятиях (разработка вариантов психолого-педагогического сопровождения, коррекционных и реабилитационных мероприятий) и в динамической диагностике состояния. Значительный объем работы связан с диагностикой уровня психического развития ребенка и его оценкой в соответствии с нормой развития. Самостоятельная часть работы связана с установлением возможностей обучения ребенка (определение программ, форм и условий обучения). Отдельный пласт деятельности составляет оценка и коррекция детско-родительских и родительско-детских отношений, а также комплексная работа с семьей по преодолению стресса, связанного с болезнью ребенка, с сохранением качества жизни всех членов семьи и т.п.

Изображение слайда

Слайд 9

Клиническая психология детей и подростков представляет собой часть клинической психологии и является междисциплинарной областью знаний и практической деятельности Предметом клинической психологии детей и подростков являются закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза), вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, заболеваниями, нарушениями условий созревания и воспитания.

Изображение слайда

Слайд 10

основные виды практической деятельности (типы задач), которые осуществляет специалист в области клинической психологии детей и подростков • клинико-диагностическая — это выявление и описание структуры дефекта; конкретные формы зависят от использования диагностических методик; • коррекционная — это система мер психологической помощи, направленная на улучшение протекания отдельных психических функций или их структурных элементов, обеспечивающих поведение (например, обучение определенным социальным навыкам и т.д.) и обучение детей и подростков с проблемами (концентрация внимания, объем памяти и т.п.); • экспертная — это оценка уровня развития ребенка с помощью качественного и количественного анализа и с применением соответствующих методик (клинических, проективных, психометрических и т.п.); • консультативная — это консультирование детей и их родителей по проблемам развития ребенка, коррекции выявленных нарушений и психотерапевтической поддержки, поддержка и консультирование семьи; • психотерапевтическая — это участие в психотерапевтических сеансах, кратковременных и долговременных, с детьми и подростками и их семьей и окружением; • деятельность сопровождения — психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями.

Изображение слайда

Детская клиническая психология тесно связана с психологией девиантного поведения детей и подростков, психологией образования (трудности школьного обучения), семейной психологией и т.п. Клиническая психология детей и подростков базируется на знаниях из области общей, клинической и детской (возрастной) психологии, психологии образования, дефектологии, она также тесно связана с медициной (психиатрией, неврологией), биологией (анатомия, физиология ЦНС, генетика), социологией, юриспруденцией и другими областями гуманитарного и естественно-научного знания. Наиболее тесно клиническая психология детей и подростков связана с психологией аномального развития и специальной психологией. Будучи отраслью клинической (медицинской) психологии детская клиническая психология имеет следующую структуру: • учение об общих закономерностях нарушенного развития ( дизонтогенеза ); • детская нейропсихология (изучение органического повреждения мозга в детском возрасте, дифференциальная детская нейропсихология); • детская патопсихология (изучение вариантов аномального развития, вызванного психической патологией); • психосоматика детей и подростков (изучение психологии детей и подростков с тяжелыми соматическими заболеваниями, изучение специфики психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте); • психотерапия и психологическая коррекция при нарушенном развитии.

Изображение слайда

Слайд 12

Изображение слайда

Теоретическим основанием клинической психологии детей и подростков является учение об общих закономерностях нарушенного развития (дизонтогенеза). Патопсихология детского и подросткового возраста представляет собой часть общей патопсихологии, в отечественной практике неразрывно связана с именами Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейна, В.В.Лебединского. Предметом детской патопсихологии являются закономерности нарушенного психического развития у детей в связи с наличием душевных заболеваний, патологии мозга и особых условий развития. Теоретические проблемы патопсихологии детского возраста связаны с вопросами соотношения биологического и социального в психике человека, нормы и патологии, развития и распада психики и др. Практическими задачами детской патопсихологии являются диагностика уровня развития, квалификация видов дизонтогенеза, решение экспертных вопросов, в частности, в связи с проблемой школьного обучения, профилактика нарушений в детском возрасте, работа с семьей и психологическая коррекция, абилитация и реабилитация детей и подростков с нарушенным развитием. В детской патопсихологии особое внимание уделяется изучению возрастно-специфических видов отклонений развития, психологическим характеристикам отдельных форм психических расстройств в детском возрасте, методам работы и областям применения патопсихологической диагностики и коррекции в детском и подростковом возрасте. Разрабатываются подходы к анализу патологических факторов ситуации развития ребенка (по данным истории болезни или другим анамнестическим источникам).

Изображение слайда

Слайд 14

Патопсихология детского и подросткового возраста представляет собой часть общей патопсихологии, в отечественной практике неразрывно связана с именами Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейна, В.В.Лебединского. Предметом детской патопсихологии являются закономерности нарушенного психического развития у детей в связи с наличием душевных заболеваний, патологии мозга и особых условий развития. Теоретические проблемы патопсихологии детского возраста связаны с вопросами соотношения биологического и социального в психике человека, нормы и патологии, развития и распада психики и др. Практическими задачами детской патопсихологии являются диагностика уровня развития, квалификация видов дизонтогенеза, решение экспертных вопросов, в частности, в связи с проблемой школьного обучения, профилактика нарушений в детском возрасте, работа с семьей и психологическая коррекция, абилитация и реабилитация детей и подростков с нарушенным развитием. В детской патопсихологии особое внимание уделяется изучению возрастно-специфических видов отклонений развития, психологическим характеристикам отдельных форм психических расстройств в детском возрасте, методам работы и областям применения патопсихологической диагностики и коррекции в детском и подростковом возрасте. Разрабатываются подходы к анализу патологических факторов ситуации развития ребенка (по данным истории болезни или другим анамнестическим источникам).

Изображение слайда

Слайд 15

В 1864 г. Д. Джексон (J. Н. Jackson ) создал теорию, согласно которой условно принято различать негативную и позитивную психопатологическую симптоматику. Негативную симптоматику также называют « дефицитарной », «выпадения», « минус-симптоматикой », «симптомами выпадения», а позитивную — «продуктивной», « плюс-симптоматикой ». К негативным симптомам относятся проявления выраженного снижения психической функции или полного ее выпадения. У детей негативная симптоматика чаще всего является свидетельством торможения психического развития. Нередко она бывает необратимой. Также негативная симптоматика может возникать на какое-то время или постоянно в результате нарушений, частично или полностью препятствующих нормальному функционированию. В группу психопатологической продукции следует включить симптомы усиления или искажения проявлений нормального функционирования, а также симптомы, отражающие совершенно новые, не встречающиеся у здоровых людей формы функционирования. Продуктивная симптоматика у детей, как правило, рудиментарна, нередко возникает лишь эпизодически, что значительно затрудняет ее выявление. Бывает довольно сложно провести четкую грань между позитивными и негативными симптомами в клинической картине. Их не следует противопоставлять, так как они диалектически едины и взаимообусловлены. Задержка развития одной психической функции, проявляющаяся негативной симптоматикой, может привести к усилению другой и возникновению позитивной.

Изображение слайда

Слайд 16

Для облегчения усвоения материала Эйдемиллер предложил излагать сведения о нарушениях различных психических функций по единой схеме. 1. Определение психической функции. Его необходимо понять и запомнить. Нельзя рассуждать о нарушениях, например, памяти, не зная, что такое память. 2. Особенности развития психической функции на различных этапах онтогенеза. Многие из них изучены недостаточно. 3. Нарушения психической функции. 1. Количественные. а. Снижение функции. Термины, означающие снижение, недостаточность функции, часто начинаются с приставки « гипо » (греч. « hypo » — «под», «ниже»). б. Отсутствие функции. Термины, означающие отсутствие функции, часто начинаются с приставки «а» (греч. «а», « an » — означает «отсутствие»). в. Усиление функции. Термины, означающие повышение, увеличение функции, часто начинаются с приставки « гипер » (греч. « hyper » — «над», «сверх»). II. Качественные. а. Искажение функции. Термины, означающие искажение функции, часто начинаются с приставки «пара» (греч. « para » — означает «отклонение», «несоответствие»). Иногда также используется приставка « дис » или « диз » (греч. « dys »), означающая нарушение функции, отклонение от нормы. б. Обманы функции, при которых психические реакции неверно отражают объективную реальность или вообще возникают вне связи с ней. Иногда, как и в терминологии искажения функции, частью термина, который используется для обозначения обмана, являются приставки « дис » (« диз »), «пара».

Изображение слайда

Слайд 17

П С И Х И Ч Е С К А Я Ф У Н К Ц И Я КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ негативная симптоматика позитивная симптоматика снижение отсутствие усиление искажение обманы гипо - а- ан- гипер- пара- дис - пара- дис -

Изображение слайда

Слайд 18

П С И Х И Ч Е С К А Я Ф У Н К Ц И Я КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ негативная симптоматика позитивная симптоматика снижение отсутствие усиление искажение обманы гипо- а- ан- гипер- пара- дис- пара- дис- ОЩУЩЕНИЕ гип естезия ан естезия гипер естезия сенестопатия пара стезия диз естезия ВОСПРИЯТИЕ сенсорные гипо патии а гнозии сенсорная гипер патия психосенсорные расстройства оптико-вестибулярные расстройства галлюцинации иллюзии ЭМОЦИИ гипо тимия а патия гипер тимия пара тимии ПРОИЗВОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ гипо булия а булия гипер булия пара булия ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ гипо сексуальность а сексуальность гипер сексуальность пара филии ПИЩЕВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ гипо рексия а норексия булимия диз орексия ( пара рексия) ПАМЯТЬ гипо мнезия а мнезия гипер мнезии пара мнезии ВНИМАНИЕ гипо прозексия а прозексия гипер метаморфоз пара прозексия ИНТЕЛЛЕКТ задержка психического развития повышенные способности талант гениальность неравномерное развитие интеллекта олигофрения деменция дебильность имбецильность идиотия СОЗНАНИЕ Оглушение (обеднение) обнубиляция сомнолентность сопор кома Помрачение (искажение) спутанность астения аменция сумеречное помрачение (обманы) делирий онейроид

Изображение слайда

Слайд 19

Появление термина «психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. (Хайнрот), а термина «соматопсихический» — к 1822 г. (Якоби), но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духовного) являются одними из древнейших в философии, психологии, медицине.

Изображение слайда

Слайд 20

Детская психосоматика возникла как область клинической психологии и общей психосоматики относительно недавно. Она дает представление о работе психолога в соматической клинике. Основные задачи детской психосоматики: диагностика психологических особенностей больного ребенка, влияние болезни на развитие психики ребенка. В рамках детской психосоматики освещаются и развиваются следующие проблемы: развитие телесности в онтогенезе, роль социальных факторов в генезе детских психосоматических заболеваний, формирование понятий «внутренняя картина болезни» и «внутренняя картина здоровья» на различных возрастных этапах, влияние детско-родительских отношений на течение заболевания, феномен госпитализма и пути его преодоления. В детской психосоматике можно условно выделить направления диагностической, коррекционной и реабилитационной работы в педиатрическом, хирургическом и онкологическом и других стационарах. Рассматриваются общие закономерности и частные случаи психологической работы в соматической и психосоматической детской больнице. Намечаются пути реабилитационной и коррекционной работы с соматически больными детьми. Значимым направлением работы является оказание психологической помощи семьям больных детей.

Изображение слайда

Слайд 21

К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым « святой семеркой » («holy seven»), относят болезни, роль психологических факторов в этиопатогенезе которых считается доказанной: эссенциальная гипертония язвенная болезнь 12-перстной кишки бронхиальная астма сахарный диабет нейродермиты ревматоидный артрит язвенный колит

Изображение слайда

Слайд 22

В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин « дизонтогения », обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (Ушаков). Проявления патологического воздействия на незрелый мозг различаются в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых находится больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, эмоциональная и мотивационная сфера (В.В.Лебединский). В отечественной литературе применительно к дизонтогениям принят термин «аномалии развития». Основными типами психического дизонтогенеза считаются регрессии, распад, ретардации и асинхронии психического развития.

Изображение слайда

Слайд 23

Изображение слайда

Слайд 24

основные виды нарушений психического развития у детей В. В. Лебединский (2003) Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения). Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично). Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития). Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии). Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм). Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26

Детская нейропсихология представляет собой часть нейро психологии, изучающей мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. Теоретическую основу нейропсихологии составляет представление о том, что все психические процессы имеют сложное многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в их протекание. В детской нейропсихологии при изучении взаимосвязи формирования высших психических функций и созревания нервной системы опорными являются те же основные принципы, разработанные в школе Л.С.Выготского—А.Р.Лурия, что и в нейропсихологии вообще. Базовым является представление о высших психических функциях и их системной динамической локализации. Существенное отличие детской нейропсихологии от взрослой связано с тем, что высшие психические функции (прижизненно форми-рующиеся) находятся в развитии на основе созревания ЦНС. Детский мозг отличается высокой пластичностью, позволяющей преодолевать и компенсировать разнообразные отклонения в его работе. Детские нейропсихологи изучают мозговую локализацию высших психических функций в возрастном аспекте, специфику расстройств при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте. Нейропсихологический подход позволяет изучать индивидуальные варианты развития в детском возрасте в связи со спецификой созревания мозга и особенностями его структурно-функциональной организации. Метод синдромного анализа является одним из наиболее успешных при решении задач диагностики и коррекции детей с отклонениями в развитии и позволяет наиболее эффективно оценить уровень актуального развития ребенка. Использование любого метода, направленного на диагностику отклонений в развитии, требует знания особенностей выполнения проб здоровыми детьми того же возраста. Понимание закономерностей нормального нейроонтогенеза также позволяет не только количественно, но и качественно проанализировать особенности нейропсихологического статуса детей с нарушениями развития. Знание особенностей нейро -психологического статуса детей с разными вариантами текущей и резидуально-органической патологии обеспечивает возможность оптимального выбора коррекционных и психотерапевтических техник

Изображение слайда

Слайд 27

Детская нейропсихология представляет собой часть нейро психологии, изучающей мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. Теоретическую основу нейропсихологии составляет представление о том, что все психические процессы имеют сложное многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в их протекание. В детской нейропсихологии при изучении взаимосвязи формирования высших психических функций и созревания нервной системы опорными являются те же основные принципы, разработанные в школе Л.С.Выготского—А.Р.Лурия, что и в нейропсихологии вообще. Базовым является представление о высших психических функциях и их системной динамической локализации. Существенное отличие детской нейропсихологии от взрослой связано с тем, что высшие психические функции (прижизненно форми-рующиеся) находятся в развитии на основе созревания ЦНС. Детский мозг отличается высокой пластичностью, позволяющей преодолевать и компенсировать разнообразные отклонения в его работе. Детские нейропсихологи изучают мозговую локализацию высших психических функций в возрастном аспекте, специфику расстройств при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте. Нейропсихологический подход позволяет изучать индивидуальные варианты развития в детском возрасте в связи со спецификой созревания мозга и особенностями его структурно-функциональной организации. Метод синдромного анализа является одним из наиболее успешных при решении задач диагностики и коррекции детей с отклонениями в развитии и позволяет наиболее эффективно оценить уровень актуального развития ребенка. Использование любого метода, направленного на диагностику отклонений в развитии, требует знания особенностей выполнения проб здоровыми детьми того же возраста. Понимание закономерностей нормального нейроонтогенеза также позволяет не только количественно, но и качественно проанализировать особенности нейропсихологического статуса детей с нарушениями развития. Знание особенностей нейро психологического статуса детей с разными вариантами текущей и резидуально-органической патологии обеспечивает возможность оптимального выбора коррекционных и психотерапевтических техник

Изображение слайда

Слайд 28

Предметом нейропсихологии детского возраста является исследование соотношения между состоянием высших психических функций и обуславливающих их мозговых механизмов у детей и подростков в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга. Объектом нейропсихологии детского возраста становятся психические процессы, которые рассматриваются как звенья в структуре психической функции и выполняют задачу репрезентации в психике человека информативного содержания «собственной функции» соответствующих участков мозга. Ведущей задачей нейропсихологии детского возраста является исследование взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием мозга в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга, которое включает анализ – специфики этой взаимосвязи в разные возрастные периоды; закономерностей нервно-психического развития ребёнка; нарушений, задержек, отклонений в психических функциях, которые являются следствием заболевания или иных особенностей работы нервной системы и приводят к патологии или специфичности психического развития и поведения.

Изображение слайда

Слайд 29

Изображение слайда

Слайд 32: Блок программирования и контроля – 1. серийная организация движений и действий – динамический праксис, реципрокная координация, графическая проба, выполнение ритмов по инструкции, завершение предложений, рассказ по серийной картинке; 2. программирование и контроль произвольных действий – реакция выбора; таблицы Шульте, счёт, решение задач, ассоциативные ряды, «пятый лишний», раскладывание серии картинок

Изображение слайда

Слайд 33

Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде – несбалансированности психических процессов, не адаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Изображение слайда

Слайд 34: ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. deviatio - отклонение)

Классификация девиантного поведения В.Д.Менделевич делинквентное аддиктивное патохарактерологическое психопатологическое основанное на гиперспособностях

Изображение слайда

Слайд 35: клинические формы

агрессия аутоагрессия (суицидальное поведение) злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.) нарушения пищевого поведения (переедание, голодание) аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосексуального развития) сверхценные психологические увлечения «трудоголизм», гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм - религиозный, спортивный, музыкальный и пр.) сверхценные психопатологические увлечения («философическая интокcикaция», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний - клептомания, дромомания) характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.) коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм, крусадерство, «вегетативность» др.) безнравственное и аморальное поведение неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения. клинические формы

Изображение слайда

Слайд 36

блоки содержание Данные медицинского обследования ребенка и подробный медицинский анамнез Здоровье родителей до беременности матери. Протекание беременности, родов, первого послеродового периода. Последующее физическое развитие ребенка. Все тяжелые заболевания, перенесенные родителями до беременности. Заболевания матери во время беременности. Заболевания ребенка на протяжении жизни Социологические и социально-психологические данные о семье ребенка Возраст, образование и работа родителей. Сведения о других взрослых лицах, находящихся в семье и принимающих участие в воспитании данного ребенка и общении с ним. Сведения обо всех других детях данных родителей, их возрасте, образовании, роде занятий. Сведения о характере межличностных отношений в семье ребенка, об отношениях к нему и о его отношениях к членам семьи. Психолого-педагогические данные о психическом развитии ребенка до момента обследования Сведения о двигательной активности, развитии речи, предметной деятельности, навыков самообслуживания, игры, социального общения. Кем и как воспитывался ребенок. Какую специальную педагогическую Помощь получал на протяжении жизни (находился ли в специальном детском саду, в каком именно, сколько времени, занимался ли дома с педагогом, логопедом и т.д.) МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ АНАМНЕЗ этапы диагностического процесса в рамках работы школьной психологической службы 1. Выяснение жалоб и трудностей ребенка, констатируемых родителями или педагогами. 2. Ознакомление с имеющейся информацией и сбор психологического анамнеза. 3. Собственно психологическое обследование. 4. Экспресс-анализ результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимый в процессе самой диагностики и позволяющий провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования. 5. Полный анализ полученных результатов, постановка психологического диагноза. 6. Составление заключения с формулированием психологического диагноза, вероятностного прогноза дальнейшего развития ребенка и рекомендаций по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве.

Изображение слайда

Слайд 37

Изображение слайда

Слайд 38: Виды социально-психологической помощи

Превенция - предупреждение, профилактика Интервенция - преодоление, коррекция, реабилитация

Изображение слайда

Последний слайд презентации: клиническая психология детей и подростков: НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Изображение слайда

Похожие презентации