Первый слайд презентации: Основные точки двигательного онтогенеза детей до 1 года
Мальцева Ирина Вазиховна педагог-дефектолог клинический психолог Кировского перинатального центра ведущая групп «Родители и дети: 1 год жизни» Основные точки двигательного онтогенеза детей до 1 года Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кировский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра физической культуры
Слайд 2: Общие движения
Общие движения это свободная форма нерефлекторных движений. Движения создаются независимо от внешнего стимула, не имеют паттернов, но имеют ряд принципов. Общие движения имеют возвратный характер (рука и нога после движения возвращаются в начальное положение) Общие движения начинаются от пупка К 4 мес. угасают и приобретают ситуативный и эмоциональный характер
Слайд 3
Средняя линия и ось тела Движения 1 месяца жизни - разгибание и сгибание всем телом, движения спонтанные, асинхронные каждой конечностью. Ребёнок находится в неустойчивом положении находится в большом напряжении не может найти устойчивое положение и быстро истощается. После рождения младенец первым делом начинает «собирать свою ось»: приводить положение головы и таза под контроль. Задача взрослого помочь ребенку адаптироваться к положению тела и найти свою зону комфорта. В это время сильны разгибания и можно помочь ребенку свернуться за счет укладок и объятий из рук родителя. Помогаем малышу за счет этой позы найти свои руки и освоить контроль над руками.
Слайд 4: Рука–рот», «рука-рука», «рука-нога»
Концу 3 месяца у ребёнка появляется средняя линия тела и все движения консолидируются около неё. Ребёнок начинает соединять руки по средней линии и находить их ртом, а потом и ощупывать ноги и тоже соединять их на средней линии. Руки во рту - это новый поток информации для ребёнка и новый важный этап.
Слайд 7
Далее ребёнок развивает асимметрию появляются боковые тонусы разбивается плече-тазовый блок чтобы управлять отдельно верхней и нижней частью тела. Положение на боку становится игровым и удобным. Ребёнок может длительно удерживать напряжение одной стороны тела. Контроль положения идёт от ноги, бедром и коленом удерживает положение и в итоге переворачивается н а бок и живот.
Слайд 8: Перевороты
Контроль положения идёт от ноги, бедром и коленом удерживает положение и в итоге переворачивается н а бок и живот.
Слайд 9: Опора на локти и предплечья
Предплечье выводится под плечо. Происходит опора на предплечья и локти и освобождается кисть для манипуляции с игрушками. Кисть подстраивается к предмету.
«Самолётик»
Слайд 11: Кобра» и «Скала»
Положение «Кобра» ребёнок опирается на бедра и на локти. Грудной отдел раскрыт – это то, что отрабатывали в позе Самолётик. Дети плохо держится и падают из-за слабых рук, то тогда страхуем их под грудь, играем в позе Скала.
Слайд 12: Кручение на пупке
Кручение вокруг пупка на животе важный элемент для ползания.
Слайд 13: Ползание по пластунски
Это важнейший этап в координации тела. Требует много ресурсов от ребенка! Даю игрушку на 16-17 часов ребёнок тянется к ней и попадает перекрестную позицию выставлять для баланса ногу противоположную. Если нет ползание по пластунский так хотя бы учим крутится на животе. Ребёнок не ползает по пластунский из-за того что нет торсии и тогда играем на боку и выводим игрушку вверх носим ребенка на бедре спиной к себе.
Слайд 14: Ползание на четвереньках
Ребёнок качается стоя на четвереньках. Ребёнок учится контролировать позу и играет с балансом.
Слайд 15: Сидение
В третьей четверти года ребёнок ползает по квартире на четвереньках и садится, потом снова ползет садится изучая все на своем пути. С четверенек ребёнок может усаживаться способом через голень, «русалкой» или способом «зигзаг», или через бок, накатываясь, опираясь на руку.
Слайд 17: Вставание
примерно в 7-8-9 месяцев встает у опоры. Долго ходит у опоры нарабатывая пластику в движениях. Выстраивает весь объем движений в голеностопе. К 1 году позы на одном колене - подошвенно - колоночная опора. Ребенок играет с разными положениями ног! Садиться на корточках Цыпочки у опоры Отрабатывает контроль голеностопа
Слайд 18: Ходьба
Стояние у неподвижной опоры Стоя у опоры поворот корпуса, при стабильном положении таза Ходьба у неподвижной опоры Дотягивание, ходьба и присед у неподвижной опоры Присед у опоры Присед без опоры Самостоятельное стояние Самостоятельная ходьба
Слайд 19: Методики оценки психомоторного развития детей раннего возраста
Программа «Каролина» Шкала Griffits Маркатуровский опросник Шкала Child Development Inventory (CDI), Г. Айртон (США) Шкала KID и RCDI-2000 ( Институт раннего вмешательства, С.-Пб.) Модель развития моторных навыков ребенка (Г. Лупандина-Болотова)