Первый слайд презентации: Основные виды профессиональной деятельности психологов
научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний; практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач; обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение.
Основная цель деятельности психолога-исследователя – это поиск новых психологических знаний. Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Основные виды деятельности: объяснение психологических феноменов, доказательство теоретических положений (гипотез), прогнозирование психологических фактов.
Основная цель практической психологической работы — непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи работают в: социальных учреждениях, образовательных учреждениях, производственных учреждениях, медицинских учреждениях, в службах психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи населению.
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяют два понимания «практической психологии»: 1) практическая психология как «прикладная дисциплина», особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа»; 2) практическая психология как «особая психологическая практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой» (см. Слободчиков, Исаев, 1995. — С. 113–115). В дополнение и развитие такого разделения можно добавить следующее: «прикладная психология» даже по своему названию ориентирована на помощь в решении тех задач, которые уже поставлены перед психологом его «заказчиками». Слободчиков Виктор Иванович (род 1944) — доктор психологических наук (1994), профессор (1995), член-корреспондент РАО (1996), состоит в отделении философии образования и теоретической педагогики, директор Института развития дошкольного образования РАО, Президент Российской ассоциации А. С. Макаренко. Исаев Евгений Иванович - доктор психологических наук
Слайд 5: Основные виды деятельности в практической психологии
Основные виды деятельности в практической психологии — это: психологическая диагностика; психологическая профилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение; коррекционная работа; психологическая реабилитация; развивающая работа.
Слайд 6: Психологическое просвещение
Психологическое просвещение – это распространение психологических знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности
Слайд 7: Психологическая профилактика
Психологическая профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) – это работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения
Слайд 8: Психодиагностика
Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) – это изучение индивидуально-психологических особенностей человека или группы людей и постановка психологического диагноза.
Слайд 9: Психологическое консультирование
Психологическое консультирование или психологический консалтинг (англ. consulting – консультирование) – это обеспечение человека необходимой информацией и создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни.
Слайд 10: Развивающая работа
Развивающая работа – это вид деятельности практического психолога, направленный на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека
Слайд 11: Коррекционная работа
Коррекционная работа или психокорре́кция (лат. correctio — исправление) - это целенаправленное, длительное, глубокое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой.
Слайд 12: Психотерапия
Психотерапия (от греч. ψυχή — «душа», «дух» + греч. θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.
Слайд 13: Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов
Цель преподавания заключается в распространении психологических знаний. Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам. Преподавание психологии осуществляется как в высших, так и в средних учебных заведениях.
Слайд 14: Позиции обращающихся к психологу как специалисту (по Г.С. Абрамовой)
Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации. Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях). Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.
Слайд 15: Основные позиции психолога-практика по отношению к клиенту/заказчику (по Ю.М. Жукову)
Психолог-учитель Психолог-консультант Психолог-эксперт
Слайд 16: Профессиональные умения психолога
Профессиональные умения психолога включают в себя способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей.
Слайд 17: Профессиональные навыки психолога
Профессиональные навыки психолога – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу.
Слайд 18: Профессиональные умения и навыки психолога-исследователя
Владение языком и стилем письменной и устной научной речи для изложения результатов исследования; Умение работать с научной литературой, выявлять существующие подходы к изучению психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные и описанные другими учеными; Умение разрабатывать, организовывать и проводить психологические исследования, направленные на сбор эмпирического материала; Владение методами квалифицированной обработки эмпирических данных; Умение анализировать, систематизировать и интерпретировать полученные и обработанные данные.
Слайд 19: Профессиональные умения и навыки практического психолога
Умения организовывать и лично проводить: психологическую диагностику; психологическую профилактику; психологическое консультирование; психологическую коррекцию; развивающую работу; психологическую реабилитацию; психологическое просвещение.
Слайд 20: Профессиональные умения и навыки преподавателя психологии
Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения; Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями; Умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами; Обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента; Умение создавать и поддерживать мотивацию студентов; Учтет возрастных, социально-психологических особенностей аудитории.
Последний слайд презентации: Основные виды профессиональной деятельности психологов: Основные сферы деятельности практического психолога
Прикладная психология сегодня включает самые разнообразные сферы применения. Широкое внедрение психологии в практику закономерно привело к развитию таких областей, как: психологическая служба в школе; психология управления; психология чрезвычайных ситуаций; индивидуальное и семейное консультирование; профориентация и профотбор. Основными сферами деятельности практического психолога являются: медицина, образование, социальная, производство.