Слайд 2: Цель курса
Обеспечить усвоение базовых понятий, методов и процедур психологической диагностики, являющихся наиболее универсальными и широко используемыми в различных областях научной и прикладной (практической) психологии.
Слайд 3: Основные учебники
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с. Психологическая диагностика /Под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. – 652 с. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 2007. – 688 с. Лучинин А.С. Психодиагностика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 256 с. Макаров В.А. Психодиагностика: УМК МГЭИ. – М.: МГЭИ, 2004. – 64 с. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 688 с. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - СПб: Речь, 2000. – 320 с. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 464 с. Прыгин Г.С. Основы психодиагностики. – М.: УМК «Психология», 2003. – 198 с. Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 319 с.
Батаршов А. В. Психодиагностика в управлении. – М.: Дело, 2005. – 496 с. Батаршов А. В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога. – М.: Дело, 1999. – 240 с. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: Академия, 2006. – 432 с. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Серова Л.К. Психодиагностика в спорте.. – СПб.: Просвещение, 2005. – 349 с. Носс И.Н. Профессиональная психодиагностика: Психологический отбор персонала. – М.: Психотерапия, 2009. – 464 с. Практикум по возрастной психологии / Под ред Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб, 2000. – 560 с. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Под ред. Райгородского Д. Я. – Самара: Изд. Дом. «БАХРАХ», 1998. – 672 с. Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 528 с. Психодиагностика персонала. Методики и тесты: В 2 т. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2007. – Т. 1-2. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – С. 95-117 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 1-3. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с. Яшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
1. Психологическое консультирование — оказание человеку психологической помощи в самостоятельном решении возникающих проблем. 2. Психокоррекционная и развивающая деятельность — деятельность, ориентированная на изменение и развитие личности. 3. Психологическая профилактика — вид деятельности, ориентированный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья людей. 4. Психологическая диагностика — деятельность, направленная на получение информации о психологических особенностях отдельных людей или групп.
dia — между, через, после; gnosis — знание, познание, понятие. Diagnosis - распознавание. Diagnostikos — способность распознавать
Слайд 8: ПОДХОДЫ В ПОНИМАНИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1. Оценка психических свойств конкретного человека по отношению к общим закономерностям и свойствам, раскрытым в системе психологического знания [Забродин Ю. М., 1980]. 2. Учение о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам [Кабанов М. М. и др., 1983]. 3. Теория и практика построения и применения психодиагностических методов исследования и, прежде всего, метода тестов [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985.]. 4. Область психологической науки, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека [Шмелев А.Г., 1996]. 5. Область психологической науки, разрабатывающей принципы, пути и приемы, выявления, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности [Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999]. 6. Выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических свойств [Мещеряков Б., Зинченко В.П., 2003]. 7. Дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека [Мещеряков Б., Зинченко В.П., 2003]. 8. Психодиагностика – это обследование человека с целью определения уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики т.е. выявление скрытой от непосредственного наблюдения психической сущности, определяющей поведение и деятельность человека » [Ананьев Б. Г. 1968]. 9. Целенаправленное и развернутое изучение личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования [Вассерман Л. И. и др., 1997]. 10. Дисциплина, рассматривающая закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных» в поведении и деятельности человека [ Бодалев А.А., Столин В.В., 2000].
Слайд 9: При широком понимании психодиагностики под ней понимают 3 рода явлений:
1) как процесс (технологию) обследования человека, направленный на распознавание психологических характеристик определенного объекта ; 2) как особую форму деятельности человека по сбору и обобщению информации о конкретных людях или группах; 3) как научное направление психологии, связанное с разработкой методов оценки личности и групп.
Слайд 10
Результаты психодиагностики могут указывать на наличие того или иного свойства или состояния, степень его выраженности, уровень развития.
Слайд 11: В настоящее время психодиагностика востребована во всех областях человеческой деятельности, где имеет место человеческий фактор
Слайд 12: Одна из основных задач психодиагностики — непосредственная психологическая помощь различным категориям населения
Слайд 13: Психодиагностика востребована в разных видах работы с людьми:
• КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ, когда психодиагностическое обследование проводится для выбора и применения соответствующих коррекционных воздействий, направленных на ликвидацию причин обнаруживающегося неблагополучия; • ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ, главным смыслом которой является правильное и своевременное распознавание индивидуально-психологических особенностей человека для предупреждения и преодоления уже имеющихся или возможных недостатков и отклонений в деятельности и поведении. • ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ, которая, основываясь на полученной в процессе психодиагностического обследования информации, позволяет сделать вывод о будущем состоянии объекта психодиагностики на уровне индивидуальных особенностей психики или на уровне практически важных параметров деятельности.
Слайд 14: Диагностическая работа тесно переплетается с коррекционной и развивающей, и в ней можно выделить несколько этапов:
1) изучение запросов; 2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемого феномена; 4) выбор методов диагностики; 5) применение отобранных методов; 6) формулировка диагноза, которая должна содержать прогноз дальнейшего развития; 7) разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей работы; 8) реализация этой программы; 9) контроль за ее осуществлением.
Слайд 16: Можно выделить 2 формы психодиагностики по особенностям деятельности субъекта психодиагностики:
1) обыденная (наивная), 2) научная Субъект психодиагностики – психодиагност – это человек, осуществляющий распознавание психологических особенностей объекта (обследуемого) с той или иной целью
Слайд 17: Наивная психодиагностика имеет место в
обыденной жизни, искусстве, профессиональной непсихологической деятельности (педагогика, социальная работа, сфера управления и др.) В её основе лежит обыденное (житейское) знание
Слайд 18: Достоинства обыденного знания
1) Обыденное знание верно, так как подтверждается личным опытом, 2) Обыденное знание полно, так как включает в себя ответы на важные для нас вопросы, 3) Непротиворечиво, так как мы можем принимать решения, 4) Может быть обобщено, 5) Многогранно.
Слайд 19: Достоинство и недостатки обыденного знания
Достоинства Недостатки Верно Индивидуально ( ситуативно ). Полно Неполно ( избирательность внимания, избирательность воспоминаний) Непротиворечиво Консервативность установок. Ошибки здравого смысла, ошибки социальной перцепции (эффект первого впечатления, эффект ореола и др.), фундаментальная ошибка атрибуции Может быть обобщено При межиндивидуальном обобщении теряется непротиворечивость. Невозможно передать, так как оно имплицитно. Многогранно Субъективно (базируется на индивидуальной системе понятий)
Слайд 20: научное знание
конкретное, объективное, обезличенное – индивидуальные (субъективные) взгляды не влияют на общее знание, рациональное – знания в виде фактов и логических умозаключений (создаются теории, а не образы и метафоры), эмпирическое – опора на реальные, повторяющиеся факты и закономерности, а не на веру. В основе научной психодиагностики лежит научное знание
Слайд 21: Отличия обыденной (наивной) и научной психодиагностики
Критерий Обыденная (наивная) психодиагностика Научная психодиагностика 1. Язык описания психологических характеристик Психологические описания не имеют строгих и общепринятых формулировок Используется общепринятая терминологии, единая для специалистов 2. Основной метод Наблюдение – основной метод Наблюдение – вспомогательный метод 3. Объективность Анализ субъективный Разработаны критерии объективности, которые должны использоваться 4. Полнота информации и анализа Собранная информация и анализ не полные Система сбора информации и её анализа стремится к максимальной полноте и качеству 5. Возможность сравнения и обобщения Сравнение и обобщение невозможны Сравнение и обобщение возможны 6. Установление причинно-следственных связей Причинно-следственные связи установить невозможно Причинно-следственные связи установить возможно 7. Основа диагноза Интуиция, личный опыт, индивидуальная картина мира Научная картина мира, обобщенные знания о функционировании психологических систем, знание и владение методов, профессиональный диагностический опыт 8. Точность диагноза Диагноз не точен Диагноз стремится к точности
Слайд 22: Сравнение процессов обыденной и научной психодиагностики
Особенности деятельности психодиагноста Обыденная психодиагностика Научная психодиагностика Источник знания Обыденное знание, интуиция Научные знания, опыт Способ постановки диагноза Имплицитный Рациональный Знание психодиагностом причинно-следственных взаимосвязей между параметрами психической системы и внешними проявлениями поведения На основе отдельных ситуаций На основе научных закономерностей Использование альтернативных методов психодиагностики Опыт отсутствует Опыт имеется Методы психодиагностических описаний Не стандартизированные Стандартизированные
Слайд 23: По способу познания выделяют имплицитный и рациональный способы постановки диагноза
Слайд 24: ИМПЛИЦИТНЫЙ психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознанно полученный вывод (заключение) о психологических особенностях человека. Процесс распознавания происходит на основе неосознанного анализа собственных впечатлений и внешних признаков
Слайд 25: Интуитивная диагностика присуща каждому человеку, поскольку за ней скрывается устойчивое, сложившееся в индивидуальном опыте личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, контекстуальные условия и поведение людей. Имплицитный диагноз представляет собой собственную внутреннюю теорию причин и следствий реальных событий, в рамках которой человек выносит суждения
Слайд 26: РАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ — это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные
Слайд 27: Рациональная диагностика включает полноценную реализацию этапов психодиагностического процесса:
анализ проблемы, формулировку ограничений и критериев для принятия решения, анализ причинных альтернатив, выбор решения до получения доказательств формулировку обоснованного диагноза и оценку исполнения (обратная связь).
Слайд 28: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НЕ МОЖЕТ СТРОИТЬСЯ НА ЧИСТОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПОЛАГАЕТ УЧАСТИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
Слайд 29: Имплицитная психодиагностика может быть единственно возможной в ряде ситуаций:
ограниченные возможности рационального познания (например, отсутствие адекватного диагностического инструментария); нетипичное сочетание диагностических признаков, сложность и уникальность диагностической картины; ограниченное количество времени на постановку диагноза; внезапность возникновения диагностической задачи; отсутствие необходимых знаний о ряде психологических явлений или о методах их распознавания в обстоятельствах, когда, тем не менее, необходимо оказывать помощь.
Слайд 31: ВОЗМОЖНЫЕ НЕДОСТАТКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАИВНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОДИАГНОСТОВ
Наивный психодиагност Профессиональный психодиагност 1. Несоответствие обыденных представлений научной картине мира 1. Ориентация на те или иные теории, инерция сложившихся представлений 2. Обыденное знание людей у наивного психодиагноста неполно и избирательно 2. Шаблонность мышления и принятия решений 3. Обыденное знание людей у наивного психодиагноста ситуативно 3. Профессиональные стереотипы и штампы, редукция информации и упрощение 4. Возможны ошибки, связанные с проекцией наивным психодиагностом своих качеств на клиента 4. Узкая специализация, связанная с узкими задачами профессиональной деятельности 5. Возможны ошибки (эффекты ореола, первого впечатления, привлекательности и др.). 5. Профессиональные деструкции (Профессиональное выгорание, созависимость, деструктивные мотивы самоутверждения, власти, экспериментирования)
Слайд 32: Со временем профессиональное сознание специалиста меняется, в принятии решений все большую роль играют:
- стереотипы, - профессиональные штампы, - редукция информации и упрощение, - межличностные барьеры что сказывается на отношении к человеку и постановке психологического диагноза.
Слайд 33: ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОДИАГНОСТУ:
1) Решение задач психодиагностики в пределах своей компетенции; 2) Повышенное чувство ответственности за собственные действия, слова, обещания; 3) Рефлексия и анализ личностных недостатков и недостатков психодиагностической деятельности и возможных ошибок, способность к прогнозированию последствий собственных действий; 4) Постоянная готовность к самосовершенствованию, расширению психологических знаний, психодиагностических опыта и умений; 5) Стремление к познанию себя и других; 6) Умение эмоционально притягивать и располагать к себе людей, общительность, эмпатия и доброжелательность; 7) Постоянная готовность к установлению и поддержанию позитивных контактов с людьми, способность сохранять самообладание в процессе общения; 8) Развитое профессиональное мышление, характеризующееся гибкостью, дивергентностью, творчеством, интуитивностью; 9) Умение решать собственные личностные и профессиональные проблемы; 10) Избегание субъективности и спекуляций в постановке психологического диагноза; 11) Неукоснительное соблюдение этических правил и норм.
Слайд 34: Выделяют две области использования психодиагностики — научные и практические исследования
Научные исследования ориентированы на поиск общих закономерностей и установление законов. Эти исследования; при этом исследователи, как правило, пренебрегают индивидуальными отличиями и уникальностью объекта. Практические исследования ориентированы на поиск индивидуальных особенностей объекта и определения его уникальности и психического своеобразия, при этом нет задачи поиска общих закономерностей и явлений, характерных для большинства людей.
Слайд 35: Отличия содержания психодиагностики в научно-исследовательской и практической деятельности
Признак Научно-исследовательская психодиагностика Практическая психодиагностика 1. Результат Описание общих закономерностей Описание частного случая и определение его типа 2. Психодиагностический процесс От реального объекта к идеальному (определяется общее на основе частного) От идеального объекта к реальному (определяется частное на основе общего) 3. Новизна результатов Новизна закономерностей и механизмов общепсихологического характера Новизна проявлений конкретного человека 4. Направленность психодиагностики Ориентация на процесс поиска Ориентация на конечную цель
Слайд 36: В СТРУКТУРЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ выделяют 3 основные раздела со своими задачами:
Общая (теоретическая) психодиагностика. Главная задача – разработка общих принципов оценки и измерения объектов, обоснование справедливости суждений о проявлении тех или иных признаков и психических явлений. Она даёт ответ на вопрос что считать верным при описании того или иного качества человека или его состояния, а что неверным. Практическая психодиагностика. Главная задача – постановка объективного психологического диагноза. Она определяет принципы описания конкретной личности или группы и вынесения объективных суждений о них. Прикладная психодиагностика. Главная задача – разработка и апробация конкретных методик.
Слайд 37: Разделы психодиагностики
Раздел психодиагностики Предмет исследования Задачи 1. Теоретическая Психологические категории Исследование психических феноменов 2. Практическая Личность, психологические качества или состояния конкретного человека Постановка диагноза 3. Прикладная Методы оценки человека Разработка объективных и качественных методик и технологий
Слайд 38: КВАЗИНАУЧНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА опирается на недостаточно обоснованные в теоретическом плане теории и понятия. ЛЖЕНАУЧНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА опирается на ошибочные теории и представления
Слайд 41: Цель науки — понять качественные и количественные определенности мира, описать объективную реальность и сделать прогноз
Слайд 43: В психодиагностике, как науке имеет место ряд методологических проблем:
1. Проблема категоризации (отсутствие единой психологической концепции личности) 2. Проблема описания (качественно/количественная проблема). 3. Проблема предмета психодиагностики.
Слайд 45: КАТЕГОРИЗАЦИЯ – ТРЕБОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОСТИ – точное определение нового понятия через известные другие понятия
Слайд 46: Требование точного определения психологических явлений связано с необходимостью добиться единства в суждениях и выводах
Слайд 47: В ОТНОШЕНИИ ЛЮБОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ТЕОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ Каждая из концепций раскрывает свои особенности проявления психической системы
Слайд 48: Специалист, осуществляя диагностическую деятельность, сталкивается с проблемой теоретического определения изучаемого явления
Слайд 50: Одна из задач науки — описать объективную реальность, в которой мы существуем
Слайд 51: ОПИСАНИЕ, как процесс получения данных, может строиться на двух подходах:
ПОНИМАНИЕ – описание посредством смыслов ИЗМЕРЕНИЕ – описание посредством цифр
Слайд 52: По определению С.Стивенса — ИЗМЕРЕНИЕ есть приписывание каким-либо образом чисел объектам измерения
Слайд 53: ПОНИМАНИЕ — это форма познания человека, его души, основанная на непосредственном восприятии
Слайд 55: В. Дильтей выдвинул для наук о культуре МЕТОД ПОНИМАНИЯ
Этот метод, близкий по своей природе интуитивному проникновению, "вживанию", "вчувствованию", Дильтей противопоставил методу объяснения, который связан с конструирующей деятельностью рассудка. Особенность метода понимания - рассмотрение психических явлений через призму целостного личностного видения и сопереживания.
Слайд 56: Методики понимания основаны на профессионализме мышления исследователя и связаны с попытками рефлексии как в случае результатов, так и способов их получения
Слайд 57: Процесс понимания в каком-то смысле противоположен процессу измерения. При измерении мы максимально стремимся объективировать результаты исследования, а используя понимание, наоборот, субъективно интерпретируем поведение испытуемого в своих собственных смысловых единицах
Слайд 58: Противоречия количественного и качественного подходов
КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД 1. Психические явления не существуют сами по себе. У них нет независимого существования Если психические явления можно зафиксировать у нескольких индивидов, значит, оно существует как объективная реальность. 2. Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое сравнение и измерение Нет ничего в природе абсолютно уникального, как и абсолютно идентичного. В чем-то объекты похожи, в чем-то различны, это и следует определять 3. Психические явления слишком сложны как предмет изучения, слишком изменчивы и непостоянны, что делает невозможным количественное описание и сравнение Есть более сложные и динамичные явления, которые тем не менее поддаются измерению. Решение проблемы в разработке более точных методов измерения 4. Для человека в детерминации психических явлений большое значение имеет внутренняя активность человека, скрытая от глаз наблюдателя Внутренняя активность психики вовсе не означает ее непредсказуемости (по крайней мере, в состоянии психической нормы)
Слайд 59: Противоречия количественного и качественного подходов
КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД 5. Количественные описания дают поверхностную оценку объекта, не отражая его глубинной сути, системной характеристики. Мы можем количественно описать лишь элементы психической системы, но не её саму, как таковую. На основе количественного описания можно строить более или менее точные модели, позволяющие описывать системные свойства предмета исследования. 6. Словесные описания, особенно организованные в событийные рассказы, как правило, более понятны и убедительны для воспринимающего информацию, чем целые страницы обобщенных цифр. Количественное описание неполно по своей сути. Колоритный, убедительный рассказ может произвести очень сильное впечатление, даже когда он далек от истины. Статистика и сравнение на её основе позволяют отделить объективное от субъективного. Неполнота количественного описания компенсируется его точностью. 7. Количественная диагностика – это диагностика «статуса кво» (мгновенной характеристики объекта), она не показывает направление изменения психики. Чтобы картина была более полной и точной следует проводить серию измерений, использовать разные методы.
Слайд 60: Противоречия количественного и качественного подходов
КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД 8. Потребность в числах заслоняет собой богатство смысла Различные интерпретации искажают объективную картину явления. Поиск новых смыслов (порождение непроверяемых гипотез) приводит к тому, что объективное явление подменяется его «ментальным фантомом». 9. Количественные методы оценки строятся на определенной теории. Заданная структура теории предопределяет результаты измерения. Элемент субъективизма заложен в самих методах измерения. Проверка теории – основная задача науки. Если метод не точен или несет ошибки, он дорабатывается вместе с теорией или заменяется новым более точным и соответствующим реальности. 10. Натуралистическая ошибка: существует ли заранее то явление, которое намерен измерять количественно исследователь. Оно может порождаться самим исследованием: мнение респондента о себе становится более определённым или измениться под влиянием процедуры оценки. Проблемы использования метода можно и должно учитывать в процедуре исследования.
Слайд 62: В отношении объекта и предмета в психологии и психодиагностике имеются существенные разногласия среди существующих школ и направлений
Слайд 63: ОБЪЕКТ (позднелат. objectum — предмет, от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности
Объект принадлежит объективной реальности, а выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом
Слайд 64: Ряд ученых-психологов считает, что объектом психологии и психодиагностики выступают: индивид, группа людей, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных, а также продукты их деятельности. Другие полагают, что такое толкование непомерно расширяет объект психологии, ибо человек, общество, животные являются объектами и других гуманитарных и ряда естественных наук
Слайд 65: В настоящее время разброс мнений относительно предмета психодиагностики колеблется в двух крайних плоскостях:
от полного отрицания выделения предмета психодиагностики и, как следствие, самой психодиагностики в виде самостоятельной науки до полной содержательной характеристики этого понятия с выделением научной специфики.
Слайд 66: Л. Ф. Бурлачук определяет предмет психодиагностики как СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕГО СОБОЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Слайд 67: Костромина С.Н. считает, что предметом психодиагностики являются взаимосвязи СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКРЕТНОЙ ЛИЧНОСТИ, ОТРАЖАЮЩИЕ СТРУКТУРУ ЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ И СПЕЦИФИКУ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ЗНАЧИМЫХ, ДЛЯ НЕЕ И СОЦИУМА, СИТУАЦИЯХ
Слайд 68
С учетом имеющихся разногласий, возможно, правильнее говорить не о предмете психодиагностики, а о предметной области. Предметная область — множество явлений, рассматриваемых в пределах какой-либо науки. Предметная область психодиагностики представляет собой систему признаков человека или группы, измеряемые психодиагностическими методами
Последний слайд презентации: Психодиагностика как наука Орлов А.В. Психодиагностика: А. Ф. Ануфриев предлагает выделить три предмета психодиагностики по определенным критериям для разных психодиагностических задач и ситуаций:
Критерий Предмет психодиагностики Задача Основание «норма-отклонение» Диагноз Принятие прогностического, профилактического или коррекционного решения Признаки средства Методы Разработка инструментария Признаки объекта Психические явления Выявление закономерностей