Педагогическая система — презентация
logo
Педагогическая система
  • Педагогическая система
  • Вопросы
  • Литература
  • Понятие «система»
  • Педагогическая система
  • этапы в развитии системного подхода в XX в.
  • системность как всеобщее свойство материи (Прохорова И.А., с. 4)
  • Определение системы
  • Признаки системы
  • Взаимосвязь и взаимозависимость элементов системы
  • Классификация систем
  • Педагогическая система
  • Признаки педагогической системы
  • Виды педагогических систем (масштабность)
  • Особые педагогические системы ( Сластенин с. 115)
  • Структура педагогической системы
  • Структура педагогической системы
  • Субъекты педагогического процесса
  • Педагогический процесс
  • Педагогическая цель (Безрукова)
  • Виды педагогических целей.
  • Образовательные цели (Безрукова)
  • Педагогические принципы (Безрукова)
  • Виды принципов
  • Содержание
  • Методы
  • Формы.
  • Педагогические средства
  • Педагогические условия
1/29

Первый слайд презентации: Педагогическая система

Изображение слайда

Слайд 2: Вопросы

Понятие «система». Понятие «педагогическая система», виды педагогических систем. Структура педагогической системы

Изображение слайда

Слайд 3: Литература

Волкова, В. Н. Теория систем и системный анализ : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 616 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. Прохорова, И.А. Теория систем и системный анализ: учебное пособие / И.А. Прохорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 49 с. Чернышов, В.Н. Теория систем и системный анализ : учеб. пособие / В.Н. Чернышов, А.В. Чернышов. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2008. – 96 с. Безрукова В. С. ПЕДАГОГИКА. Издательство "Деловая книга" Екатеринбург 1999 г., 120 с. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Изображение слайда

понятие «система» возникло в древнем мире, когда Аристотель обратил внимание на то, что целое (т.е. система) несводимо к сумме частей, его образующих.

Изображение слайда

Слайд 5

Изображение слайда

§ 1920-е г. ( Л.А.Богданов ). Всеобщая организационная наука ( тектология ) - общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем. § 1930-1940-е гг. ( Л. фон Берталанфи ). Общая теория систем (как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов). Система - комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой. § 1950-е гг. (Н. Винер ). Развитие кибернетики и проектирование автоматизированных систем управления. Винер открыл законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой. § 1960-1980-е гг. ( М. Месарович, П. Глушков ). Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, например, модели многоуровневых многоцелевых систем

Изображение слайда

Систематичность как всеобщее свойство материи системность практической деятельности системность познавательной деятельности системность среды, окружающей человека Целенаправленность деятельности Алгоритмичность деятельности Системность результатов деятельности Системность мышления Системность процесса познания (анализ и синтез, диалектика как метод) Системность результатов познания Естественная системность природы Системность человеческого общества Системность взаимодействия человека со средой

Изображение слайда

Слайд 8: Определение системы

«Системой называется некоторая совокупность взаимосвязанных между собой элементов, спроектированных для достижения определенных целей и представляющих из себя целостное образование» ( В.Н.Садовский. Основание общей теории систем. Наука, М., 1974 ) Система это ( от др.-греч. σύστημ α — целое, составленное из частей; соединение) − множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,, которое образует определённую целостность, единство (Большой Российский энциклопедический словарь);

Изображение слайда

Слайд 9: Признаки системы

Наличие определенной совокупности элементов ( не менее 2) Взаимосвязь и взаимозависимость элементов Целостность Иерархичность системы (системы и подсистемы) Субординация Связь и взаимодействие с внешней средой Наличие системообразующих связей Целеустремленность

Изображение слайда

Слайд 10: Взаимосвязь и взаимозависимость элементов системы

линейная (эл-т связан с двумя соседними); кольцевая: замкнутая структура с одинаковыми связями (экипаж танка, самолета), более устойчивая структура; сотовая: сложная структура с разветвленными связями; имеет много путей прохождения информации, что обеспечивает ее высокую надежность; многосвязная: каждый элемент связан с каждым; скорость прохождения информации максимальна, надежность - тоже (малая группа, семья, класс, кружок и т.д.); колесо: частный случай неполной многосвязной системы (директор школы и пед. коллектив); иерархическая: имеет наиболее ярко выраженные командные функции одних позиций по отношению к другим; нижние позиции подчиняются верхним; чем выше уровень позиции, тем ниже качество связи с нижними позициями; звездная: имеет центральную позицию, которая выполняет командные функции, так как все ее связи замыкаются на нее; это частный своеобразный случай иерархической структуры (департамент и школы); смешанная: образуется путем объединения различных структур.

Изображение слайда

Слайд 11: Классификация систем

Классификационные признаки Классы Природа элементов Реальные (физические), Абстрактные Происхождение Естественные, Искусственные Длительность существования Постоянные, Временные Изменчивость свойств Статические, Динамические Степень сложности Простые, Сложные, Большие Отношение к среде Открытые, Закрытые Реакция на возмущающие воздействия Активные, Пассивные Характер поведения С управлением, Без управления Степень связи с внешней средой Открытые, Изолированные, Закрытые, Открытые равновесные, Открытые диссипативные Степень участия в реализации управляющих воздействий людей Технические, Человеко-машинные, Организационные

Изображение слайда

Слайд 12: Педагогическая система

Педагогическая система – (В.С. Безрукова) - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития чело­века.

Изображение слайда

Слайд 13: Признаки педагогической системы

полнота компонентов, наличие связей и зависимостей между компонентами, наличие ведущего звена или идеи, появление у компонентов общих качеств.

Изображение слайда

Слайд 14: Виды педагогических систем (масштабность)

Мега педагогические системы (Международная система профессионального образования «Болонская система», религиозные системы воспитания). Макро педагогические системы (Государственные системы образования и воспитания, национальные системы воспитания, воспитание на уровне субкультур, общественных движкемй ) Мезо педагогические системы. (Региональные системы образования и воспитания) Микро педагогические системы (системы образования образовательной организации, системы обучения по конкретным системам, система преподавания конкретного учителя, система конкретного урока или занятия, система семейного воспитания)

Изображение слайда

Слайд 15: Особые педагогические системы ( Сластенин с. 115)

Авторские педагогические системы (исторически сложившиеся). Возрастные педагогические системы (дошкольные, школьные, профессиональные). Профессиональные педагогические системы (медицинские, инженерные, военные, политические, экономические и т.д.) Социальные системы воспитания (массовое воспитание, сословное, классовое, цифровое).

Изображение слайда

Слайд 16: Структура педагогической системы

Компоненты педагогической системы

Изображение слайда

Слайд 17: Структура педагогической системы

Педагогическая система Педагогический процесс Субъекты педагогического процесса Цель: принципы Субъект «учитель» Взаимодействие Субъект «ученик» содержание методы формы средства Объект «Социальный опыт» условия

Изображение слайда

Слайд 18: Субъекты педагогического процесса

Субъекты деятельности (учитель, ученик). Объект деятельности (социальный опыт) Количественные показатели субъектов педагогического процесса (учитель, ученик) Действия «учителя»: отбор, адаптация, передача социального опыта. Действия «ученика» восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение, применение в нестандартных условиях социального опыта.

Изображение слайда

Слайд 19: Педагогический процесс

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных от­ношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников (Безрукова В.С.). Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Это процесс смены актов обучения и воспитания. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. ( Сластенин )

Изображение слайда

Слайд 20: Педагогическая цель (Безрукова)

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся ре­зультатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образо­ваний, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся меж­ду собой все остальные компоненты педагогического процесса. Цель — категория философская. Из философии она была пере­несена в различные области человеческой деятельности и другие науки. цель — идеальное предвидение результата деятельности; цель — опережающее отражение событий в сознании челове­ка; цель — начальная и конечная ступень управления в челове­ческом обществе.

Изображение слайда

Слайд 21: Виды педагогических целей

Образовательные, Воспитательные, Развивающие. Нормативные, Общественные, Индивидуальные.

Изображение слайда

Слайд 22: Образовательные цели (Безрукова)

Группа А — цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели фор­мирования сознания и поведения. У преподавателя ПТУ, например, могут быть намечены цели урока: познакомить учащихся с устройством станка, на­учить их пользоваться инструментом, закрепить знания о машинах и меха­низмах и др. Группа В — цели формирования отношений. Включают в себя формиро­вание отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, про­фессии, училищу, уроку, теме урока, друзьям, родителям, к самому себе, при­роде, искусству, творчеству и т. д. По сути, предметом этой группы целей является характер учащегося, его различные стороны, ценностные ориента­ции учащегося, его направленность и установки. Группа С — цели формирования творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие особенностей, задатков, интересов учащегося, а также умений их реализовать. Примером таких целей могут быть следую­щие: использовать прошлый опыт учащихся в раскрытии темы, обеспечить самостоятельный поиск путей решения поставленной задачи, стимулировать рационализаторскую деятельность учащихся

Изображение слайда

Слайд 23: Педагогические принципы (Безрукова)

Педагогические принципы — это основные идеи, следование кото­рым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Принципы — понятие из области философии: В педагогике оно стало обозначать достаточно широкий круг явлений, в резуль­тате возникло множество различных определений: принципы — основные исходные положения какой-либо тео­рии, учения, науки в целом; принципы — убеждения, взгляды на вещи, отношения, явле­ния, факты; принципы — первоначально руководящие идеи, основные правила поведения; принципы — логическое начало какой-либо системы деятель­ности; принципы — это основные требования, предъявляемые к чему-либо

Изображение слайда

Слайд 24: Виды принципов

К первой группе относятся принципы, вытекающие из особенностей че­ловека как главного объекта педагогики ( Принцип природосообразности, культуросообразности, гуманизма, демократизации). Ко второй группе относятся принципы, вытекающие из сущности науки: научности, системности, связи теории и практики и т.д. К третьей группе относятся принципы непосредственно относящиеся к практике деятельности: наглядности, учет возрастных и индивидуальных особенностей, последовательности и др.

Изображение слайда

Слайд 25: Содержание

Содержание — это та часть общественного опыта поколений, кото­рая отбирается в соответствии с поставленными целями развития чело­века и в виде информации передается ему (Безрукова). Содержание это совокупность знаний, умений, навыков. Содержание обучения и воспитания фиксируется в: ФГОС, Образовательных программах, Программах учебных дисциплин, Учебниках, Учебных пособиях, Методических разработках уроков и занятий.

Изображение слайда

Слайд 26: Методы

Методы обучения и воспитания — те практические действия педагога и учаще­гося, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содер­жания общественного опыта (Безрукова). Классификация методов (по способам передачи социального опыта): Словесные методы (рассказ, лекция, повествование и др ), Наглядные методы (демонстрация презентаций, видео материалов, схем, таблиц и т.д.), Практические методы (упражнения, повторения, эксперимент и т.д.)

Изображение слайда

Слайд 27: Формы

Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Это организационное построение деятельности. Традиционные формы организации учебного процесса : урок, лекция, лабораторное занятие, практикум и д. Традиционные формы организации воспитательной работы: воспитательное дело, образовательно-воспитательное событие.

Изображение слайда

Слайд 28: Педагогические средства

Педагогические средства как составная часть материально-техни­ческого обеспечения — это материальные объекты, предметы, пред­назначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащих­ся. Виды педагогических средств: Природные, технические, символические.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Педагогическая система: Педагогические условия

Педагогические условия – это совокупность факторов, обеспечивающих качество учебно-воспитательного процесса. Группы педагогических условий: Материальные условия (здание, помещение, мебель и т.д.), Гигиенические условия ( проветренность, освещенность, режим труда и отдыха и т.д.), Психологические условия (положительный психологический климат и т.д.), Временные условия (продолжительность одного занятия, регулярность проведения занятий, общий объем трудоемкости педагогической программы)

Изображение слайда

Похожие презентации