Первый слайд презентации: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
Слайд 2: ПЛАН
Педагогический процесс как педагогическая система Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Слайд 4
понятие “педагогический процесс” – стержневое для педагогической науки. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений (воспитание,обучение,развитие,образование ), которые изучаются педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений (что такое воспитание, обучение, образование и т.д.).
Слайд 5
Важной характеристикой педагогического процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов – обучения, воспитания и развития, относительная их автономность
Слайд 6
Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему (Ю.К.Бабанский).
Слайд 7
педагогическая система - это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности, которая функционирует в целостном педагогическом процессе.
Слайд 8: Структура педагогической системы
Цель, реализуется через задачи и является системообразующим компонентом Содержание (обучения, воспитания) Средства (материальные, нематериальные) Методы –способы взаимодействия педагога с детьми Формы Условия Результат
Слайд 9
Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, который рассматривается тоже как система
Слайд 10
Т.О., педагогический процесс - это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования в условиях педагогической системы
Слайд 11
педагогическое взаимодействие - это взаимная активность, сотрудничество педагогов и детей в процессе их общения, И как результат: взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, составляет характеристику педагогического процесса
Слайд 12
В педагогическом процессе два важных компонента - педагоги и воспитанники - они выступают как субъекты педагогического процесса. Ребенок не объект педагогических воздействий, но полноправный субъект взаимодействия с педагогом. Признание субъектности ребенка в педагогическом процессе - это фундаментальное положение гуманистической педагогики.
Слайд 13
Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны с содержанием и технологией педагогического взаимодействия.
Слайд 14
Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: - содержание образования и - средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).
Слайд 15
Взаимосвязи компонентов системы: педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы для возникновения любой педагогической системы.
Слайд 16
Источником возникновения педагогических систем является цель образования как интерпретированная в педагогических терминах совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства. Выражая социальный заказ, цель образования педагогически интерпретируется с учетом возраста воспитанников, уровня их личностного развития, развития коллектива и т.д.
Слайд 17
Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание и обучение Воспитание и обучение неразрывно связаны между собой в педагогическом процессе
Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса.
Слайд 19: связи между:
процессами обучения, воспитания и развития компонентами целостного педагогического процесса; процессами воспитания и самовоспитания между деятельностью педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса деятельностью и общением личности и результатами ее развития коллективом и личностью в педагогической системе
Слайд 20: Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития:
Первый этап - подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование. Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль. Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.
Слайд 21: Принципы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах – системе основных требований к обучению и воспитанию выделяют две группы принципов: 1. организации педагогического процесса 2. управления деятельностью воспитанников
Слайд 22: К принципам организации педагогического процесса относятся:
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам развития всесторонне развитой личности; - принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, - принцип научности т.е. соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники; - принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса; - принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование; - принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;
Слайд 23: К принципам управления деятельностью воспитанников относятся:
- принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; - принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли; - принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
Слайд 24
принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности; принцип согласованности требований семьи, школы и общественности к ребенку; принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива; принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.