ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ — презентация
logo
ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ
  • ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ
  • Градостроительство
  • Объект градостроительства
  • Элементы градостроительной системы
  • ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ
  • Факторы формирования планировочной структуры города
  • Планировочные элементы
  • Тип планировочной структуры
  • Схема уличных сетей города
  • Радиальная и радиально-кольцевая
  • ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ
  • Шахматная
  • Линейная
  • Комбинированная и свободная
  • Основные принципы планировочной организации города
  • Зоны города
  • ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ
  • Функционально-планировочное зонирование
  • Функциональные зоны города
  • Селитебная зона города
  • Селитебная зона города
  • Производственная зона города
  • Производственная зона города
  • Общественно-деловая зона города
  • Общественно-деловая зона города
  • Транспортная зона города
  • Ландшафтно-рекреационная зона города
1/27

Первый слайд презентации: ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ

Подготовил: преподаватель Гайнуллина Г.А. ГБПОУ « Кизеловский политехнический техникум»

Изображение слайда

теория и практика планировки и застройки городов (поселений), охватывающая комплекс социально- экономических, санитарно-гигиенических, технических и архитектурно- художественных проблем. Экономические задачи включают целесообразный выбор, планомерное и экономически оправданное освоение территории для всех видов строительства, эффективное использование природных ресурсов, определение наиболее рациональной системы расселения. К техническим задачам относится инженерная подготовка территории, организация системы улиц и площадей, организация транспортного обслуживания, благоустройство, обеспечение всеми видами инженерного оборудования (канализация, водо-, тепло-, энергоснабжение, связь и т. п.). Санитарно-гигиенические задачи включают создание наиболее благоприятных и здоровых условий для жизни населения (микроклимат, степень озеленения, необходимая инсоляция, чистота воздуха, защита окружающей среды и т. п.). Архитектурно-художественные задачи включают создание своеобразных и запоминающихся композиций как при решении поселения в целом, так и при планировке отдельных его элементов — улиц, площадей, внутриквартальных пространств, создание архитектурно-ландшафтных ансамблей в гармоничном сочетании зданий с природными условиями местности (рельефом, водоемами, растительностью и т. п.). Все эти задачи должны решаться комплексно в тесной взаимосвязи как разные стороны единого процесса, который и является содержанием предмета градостроительства.

Изображение слайда

Градостроительная система   — совокупность пространственно-организованных и взаимосвязанных материальных элементов — технически освоенных территорий, зданий и сооружений, дорог и инженерных коммуникаций, совместно с природными компонентами формирующих среду общественной жизнедеятельности на разных территориальных уровнях.

Изображение слайда

1. По характеру расположенных на территории физических объектов: — зона — район — комплекс 2. По назначению элемента в структуре градостроительной системы : —центр — Ядро — сеть —узел

Изображение слайда

Слайд 5

Иерархия градостроительных систем и стадии проектирования. Система расселения: 1- единая система расселения (генеральная схема расселения); 2 – региональная схема расселения центрального района 3 – субрегиональная схема( области); 4 – город (схема генерального плана); 5 – планировочный район города (проект планировки); 6 – жилой район (проект детальной планировки); 7 – фрагмент жилого района (проект застройки). Лекция №3. Расселение.

Изображение слайда

Слайд 6: Факторы формирования планировочной структуры города

место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования

Изображение слайда

Слайд 7: Планировочные элементы

К основным планировочным элементам города относят: Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы. Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели. Промышленные предприятия. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного. Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы. Кладбища и крематории. Водоемы естественные и искусственные. Санитарно-защитные зоны.

Изображение слайда

Слайд 8: Тип планировочной структуры

Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный, рассредоточенный и переходные типы. Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре. Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой. Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. При  расчленено-линейной системе,  связанной с расположением города по берегу большой реки, город, как правило, не уходит далеко от реки в поперечном к ней направлении и вытягивается вдоль реки на значительные расстояния (до 60-70 км ). При  линейной  планировке основной композиционной осью плана города является продольная линия городского транспорта, проходящая вдоль территории всего города. Удобство линейной планировки города заключается в том, что он может развиваться без коренной реконструкции уже сложившихся районов. Существенный же недостаток города-линии – фактическое расчленение его на ряд населенных мест, в значительной степени обособленных друг от друга.

Изображение слайда

Слайд 9: Схема уличных сетей города

В  принципиальном плане можно выделить формы планировочных схем города: радиальная - а, радиально-кольцевая - б, лучевая (веерная) - г, шахматная (прямоугольная) - в, линейная, комбинированная - д, свободную – е, ж.

Изображение слайда

Слайд 10: Радиальная и радиально-кольцевая

Радиально-кольцевая (концентрическая) схема содержит два принципиально разных типа магистралей - радиальные и кольцевые. Радиальные магистрали служат для связи центра города с перифе­рийными районами, а кольцевые улицы соединяют радиальные и обеспечивают перевод транспортных потоков с одного радиального направления на другое. Эта планировка позволяет гармонично рас­положить застройку вокруг центра, где сосредоточены (сконцентри­рованы) основные объекты общественной и деловой застройки. При такой планировке можно достаточно легко попасть в центр города. Достоинством радиально-кольцевой схемы является компактная фор­ма плана, при которой в наименьшей степени нарушается природное окружение города. Данная схема магистралей характерна для исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг дединцев, монастырей и ведущих к ним дорог.

Изображение слайда

Слайд 11

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ ГОРОДОВ КОЛЬЦЕВАЯ, или ПОЯСНАЯ

Изображение слайда

Слайд 12: Шахматная

Шахматная  схема, при которой улицы пересекаются под углом 90°, предполагает относительно равномерное освоение территории. Этот тип планировочной структуры широко использовался во все времена. Достоинством шахматной структуры является возможность равномерного распределения транспортных потоков. При такой пла­нировке легко осуществляется размежевание участков. Однако большое число пересечений улиц увеличивает пробег транспорта, удлиняет поездки. Шахматная схема затрудняет форми­рование четко выраженного центрального ядра и системы центров жилых районов города. Прямоугольная схема уличной сети использована во многих крупнейших городах США. Предельный рационализм такого решения оказывает отрицательное влияние на архитектурно-художественную композицию города, развитие внутригородских пространств. Прямоугольная схема может найти позитивное применение в генеральных планах средних и малых городов, характеризующихся невысокой застройкой и хорошим озеленением.

Изображение слайда

Слайд 13: Линейная

Линейная (ленточная)  схема является своего рода шахматной планировкой, сильно вытянутой в одном направлении. Объекты цен­тральной части города в таком случае располагаются вдоль основной магистрали или вдоль нескольких параллельных магистралей. Линейная схема обеспечивает близость к природному окружению и к иным транспортным магистралям. Такая планировка позволяет обеспечить удобное транспортное сообщение, сокращая затраты на передвижение. Однако, по мере роста города, с удлинением полосы застройки значительная часть территорий оказывается слишком большом удалении от центров различных рангов. Кроме того значительно увеличиваются расстояния между отдельными частями города.

Изображение слайда

Слайд 14: Комбинированная и свободная

Практика застройки новых современных городов чаще всего связана с использованием комбинированной либо свободной схемы планировки уличных сетей. Такая схема позволяет располагать городскую застройку, не нарушая естественных природных условий, и сводит к минимуму затраты на вертикальную планировку территории.

Изображение слайда

Слайд 15: Основные принципы планировочной организации города

гибкость планировочной структуры, обеспечивающая беспрепятственное развитие города ; дифференциация транспортных магистралей ; организация эффективной системы обслуживания ; создание экологической инфраструктуры города, включая иную систему зеленых насаждений ; эффективное и экономичное оснащение города всеми видами инженерного оборудования ; композиционные требования к плану города (развитие городского центра, районных центров в городе, создание привлекательного силуэта города и обеспечение зрительного восприятия его главных природных и архитектурных доминант).

Изображение слайда

Слайд 16: Зоны города

Центр города -  относительно небольшая центральная террито­рия города, в которой находятся участки административных зданий, культурные и деловые объекты, озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки. В этой зоне сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении со­оружения. Центральная зона,  кроме ядра города, включает в себя близлежащую к нему интенсивно застроенную территорию, как правило, охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. По мере территориального расширения города эта зона все больше перестраивается, подвергается перепланировке, изменяет свой облик и приобретает функции центра. Для нее также характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным и постепенное снижение численности постоянного населения. Внешняя зона  - это территория города без пригородов, где со­средоточена основная часть населения. В Москве в состав этой зоны включается территория в пределах Московской кольцевой автодорог и Санкт-Петербурге - территория административно подчиненная без населенных пунктов, подчиненных его администрации. Пригородная зона  объединяет окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам. Эта зона выполняет важную функцию организации отдыха населения города поддержания экологического равновесия, размещения ряда ктов коммунального хозяйства, внешнего транспорта. В пригородной зоне не размещают часть промышленных предприятий и населенных пунктов, непосредственно связанных с городом, а также в ней едятся резервные территории для развития города.

Изображение слайда

Слайд 17

Изображение слайда

Слайд 18: Функционально-планировочное зонирование

разделение территории населенного пункта на зоны с разным функциональным назначением с целью устранения или уменьшения неблагоприятного влияния окружающей среды на население

Изображение слайда

Слайд 19: Функциональные зоны города

Селитебная Производственная Общественно-деловая Транспортная Ландшафтно-рекреационная Сельскохозяйственная Специальная Многофункциональная

Изображение слайда

Слайд 20: Селитебная зона города

территория, предназначенная для жилья жителей города. На ней могут размещаться жилые кварталы и микрорайоны, отдельные безвредные предприятия, предприятия культурно-бытового обслуживания, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, устройства транспорта. Селитебная зона на картах и планах чаще всего отображается оттенками желтого и оранжевого цветов. По характеру застройки селитебная зона в городе чаще всего подразделяется на: Многоэтажную Частную

Изображение слайда

Слайд 21: Селитебная зона города

В свою очередь многоэтажную застройку в городах Беларуси по времени и качеству строительства можно условно подразделить на: довоенную застройку сталинки хрущевки брежневки панельное строительство эпохи перестройки современное

Изображение слайда

Слайд 22: Производственная зона города

территория, предназначенная для производственных функций города. Представляет собой улицы, площади, зеленые насаждения промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения. Чаще всего данная зона выделяется оттенками светло-серого, либо коричневого цветов.

Изображение слайда

Слайд 23: Производственная зона города

По функциональному назначению производственная подразделяется на промышленную и коммунально-складскую зоны. Промышленная зона включает в себя промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения. Коммунально-складская зона — территории разного рода складов, трамвайных и автобусных парков, гаражей, сооружений водопровода и канализации, а также склады торговых и хозяйственных организаций с обслуживающими их транспортными устройствами.

Изображение слайда

Слайд 24: Общественно-деловая зона города

территория, предназначенная для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. Чаще всего данная зона выделяется оттенками фиолетового либо розового цвета.

Изображение слайда

Слайд 25: Общественно-деловая зона города

Чаще всего в пределах города можно выделить административно-деловую (органы управления, финансовой сферы, офисы крупных компаний) и социально-инфраструктурную (объекты здравоохранения, образования, объектов торговли и бытового обслуживания) подзоны.

Изображение слайда

Слайд 26: Транспортная зона города

Транспортная сеть больших городов это система наземных, надземных и подземных магистралей, которые пересекаются в нескольких уровнях. В мировой практике уже действует сеть транспортных развязок в пяти уровнях. С увеличением разнообразия и количества транспортных средств возрастает сложность организации транспортной сети городов но, таким образом, улучшается система связей между разными функциональными зонами. Чаще всего данная зона выделяется белым цветом. Выделяют подзоны внутреннего и внешнего транспорта.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ: Ландшафтно-рекреационная зона города

Ландшафтно-рекреационная территория включает в себя городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, а также парки, скверы, бульвары, располагаемые на селитебной территории и композиционно связанные с открытыми озелененными пространствами. Чаще всего данная зона выделяется оттенками зеленого и синего цветов.

Изображение слайда

Похожие презентации