Первый слайд презентации: ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ
Подготовил: преподаватель Гайнуллина Г.А. ГБПОУ « Кизеловский политехнический техникум»
Слайд 2: Градостроительство
теория и практика планировки и застройки городов (поселений), охватывающая комплекс социально- экономических, санитарно-гигиенических, технических и архитектурно- художественных проблем. Экономические задачи включают целесообразный выбор, планомерное и экономически оправданное освоение территории для всех видов строительства, эффективное использование природных ресурсов, определение наиболее рациональной системы расселения. К техническим задачам относится инженерная подготовка территории, организация системы улиц и площадей, организация транспортного обслуживания, благоустройство, обеспечение всеми видами инженерного оборудования (канализация, водо-, тепло-, энергоснабжение, связь и т. п.). Санитарно-гигиенические задачи включают создание наиболее благоприятных и здоровых условий для жизни населения (микроклимат, степень озеленения, необходимая инсоляция, чистота воздуха, защита окружающей среды и т. п.). Архитектурно-художественные задачи включают создание своеобразных и запоминающихся композиций как при решении поселения в целом, так и при планировке отдельных его элементов — улиц, площадей, внутриквартальных пространств, создание архитектурно-ландшафтных ансамблей в гармоничном сочетании зданий с природными условиями местности (рельефом, водоемами, растительностью и т. п.). Все эти задачи должны решаться комплексно в тесной взаимосвязи как разные стороны единого процесса, который и является содержанием предмета градостроительства.
Слайд 3: Объект градостроительства
Градостроительная система — совокупность пространственно-организованных и взаимосвязанных материальных элементов — технически освоенных территорий, зданий и сооружений, дорог и инженерных коммуникаций, совместно с природными компонентами формирующих среду общественной жизнедеятельности на разных территориальных уровнях.
Слайд 4: Элементы градостроительной системы
1. По характеру расположенных на территории физических объектов: — зона — район — комплекс 2. По назначению элемента в структуре градостроительной системы : —центр — Ядро — сеть —узел
Слайд 5
Иерархия градостроительных систем и стадии проектирования. Система расселения: 1- единая система расселения (генеральная схема расселения); 2 – региональная схема расселения центрального района 3 – субрегиональная схема( области); 4 – город (схема генерального плана); 5 – планировочный район города (проект планировки); 6 – жилой район (проект детальной планировки); 7 – фрагмент жилого района (проект застройки). Лекция №3. Расселение.
Слайд 6: Факторы формирования планировочной структуры города
место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования
Слайд 7: Планировочные элементы
К основным планировочным элементам города относят: Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы. Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели. Промышленные предприятия. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного. Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы. Кладбища и крематории. Водоемы естественные и искусственные. Санитарно-защитные зоны.
Слайд 8: Тип планировочной структуры
Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный, рассредоточенный и переходные типы. Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре. Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой. Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. При расчленено-линейной системе, связанной с расположением города по берегу большой реки, город, как правило, не уходит далеко от реки в поперечном к ней направлении и вытягивается вдоль реки на значительные расстояния (до 60-70 км ). При линейной планировке основной композиционной осью плана города является продольная линия городского транспорта, проходящая вдоль территории всего города. Удобство линейной планировки города заключается в том, что он может развиваться без коренной реконструкции уже сложившихся районов. Существенный же недостаток города-линии – фактическое расчленение его на ряд населенных мест, в значительной степени обособленных друг от друга.
Слайд 9: Схема уличных сетей города
В принципиальном плане можно выделить формы планировочных схем города: радиальная - а, радиально-кольцевая - б, лучевая (веерная) - г, шахматная (прямоугольная) - в, линейная, комбинированная - д, свободную – е, ж.
Слайд 10: Радиальная и радиально-кольцевая
Радиально-кольцевая (концентрическая) схема содержит два принципиально разных типа магистралей - радиальные и кольцевые. Радиальные магистрали служат для связи центра города с периферийными районами, а кольцевые улицы соединяют радиальные и обеспечивают перевод транспортных потоков с одного радиального направления на другое. Эта планировка позволяет гармонично расположить застройку вокруг центра, где сосредоточены (сконцентрированы) основные объекты общественной и деловой застройки. При такой планировке можно достаточно легко попасть в центр города. Достоинством радиально-кольцевой схемы является компактная форма плана, при которой в наименьшей степени нарушается природное окружение города. Данная схема магистралей характерна для исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг дединцев, монастырей и ведущих к ним дорог.
Слайд 12: Шахматная
Шахматная схема, при которой улицы пересекаются под углом 90°, предполагает относительно равномерное освоение территории. Этот тип планировочной структуры широко использовался во все времена. Достоинством шахматной структуры является возможность равномерного распределения транспортных потоков. При такой планировке легко осуществляется размежевание участков. Однако большое число пересечений улиц увеличивает пробег транспорта, удлиняет поездки. Шахматная схема затрудняет формирование четко выраженного центрального ядра и системы центров жилых районов города. Прямоугольная схема уличной сети использована во многих крупнейших городах США. Предельный рационализм такого решения оказывает отрицательное влияние на архитектурно-художественную композицию города, развитие внутригородских пространств. Прямоугольная схема может найти позитивное применение в генеральных планах средних и малых городов, характеризующихся невысокой застройкой и хорошим озеленением.
Слайд 13: Линейная
Линейная (ленточная) схема является своего рода шахматной планировкой, сильно вытянутой в одном направлении. Объекты центральной части города в таком случае располагаются вдоль основной магистрали или вдоль нескольких параллельных магистралей. Линейная схема обеспечивает близость к природному окружению и к иным транспортным магистралям. Такая планировка позволяет обеспечить удобное транспортное сообщение, сокращая затраты на передвижение. Однако, по мере роста города, с удлинением полосы застройки значительная часть территорий оказывается слишком большом удалении от центров различных рангов. Кроме того значительно увеличиваются расстояния между отдельными частями города.
Слайд 14: Комбинированная и свободная
Практика застройки новых современных городов чаще всего связана с использованием комбинированной либо свободной схемы планировки уличных сетей. Такая схема позволяет располагать городскую застройку, не нарушая естественных природных условий, и сводит к минимуму затраты на вертикальную планировку территории.
Слайд 15: Основные принципы планировочной организации города
гибкость планировочной структуры, обеспечивающая беспрепятственное развитие города ; дифференциация транспортных магистралей ; организация эффективной системы обслуживания ; создание экологической инфраструктуры города, включая иную систему зеленых насаждений ; эффективное и экономичное оснащение города всеми видами инженерного оборудования ; композиционные требования к плану города (развитие городского центра, районных центров в городе, создание привлекательного силуэта города и обеспечение зрительного восприятия его главных природных и архитектурных доминант).
Слайд 16: Зоны города
Центр города - относительно небольшая центральная территория города, в которой находятся участки административных зданий, культурные и деловые объекты, озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки. В этой зоне сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения. Центральная зона, кроме ядра города, включает в себя близлежащую к нему интенсивно застроенную территорию, как правило, охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. По мере территориального расширения города эта зона все больше перестраивается, подвергается перепланировке, изменяет свой облик и приобретает функции центра. Для нее также характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным и постепенное снижение численности постоянного населения. Внешняя зона - это территория города без пригородов, где сосредоточена основная часть населения. В Москве в состав этой зоны включается территория в пределах Московской кольцевой автодорог и Санкт-Петербурге - территория административно подчиненная без населенных пунктов, подчиненных его администрации. Пригородная зона объединяет окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам. Эта зона выполняет важную функцию организации отдыха населения города поддержания экологического равновесия, размещения ряда ктов коммунального хозяйства, внешнего транспорта. В пригородной зоне не размещают часть промышленных предприятий и населенных пунктов, непосредственно связанных с городом, а также в ней едятся резервные территории для развития города.
Слайд 18: Функционально-планировочное зонирование
разделение территории населенного пункта на зоны с разным функциональным назначением с целью устранения или уменьшения неблагоприятного влияния окружающей среды на население
Слайд 19: Функциональные зоны города
Селитебная Производственная Общественно-деловая Транспортная Ландшафтно-рекреационная Сельскохозяйственная Специальная Многофункциональная
Слайд 20: Селитебная зона города
территория, предназначенная для жилья жителей города. На ней могут размещаться жилые кварталы и микрорайоны, отдельные безвредные предприятия, предприятия культурно-бытового обслуживания, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, устройства транспорта. Селитебная зона на картах и планах чаще всего отображается оттенками желтого и оранжевого цветов. По характеру застройки селитебная зона в городе чаще всего подразделяется на: Многоэтажную Частную
Слайд 21: Селитебная зона города
В свою очередь многоэтажную застройку в городах Беларуси по времени и качеству строительства можно условно подразделить на: довоенную застройку сталинки хрущевки брежневки панельное строительство эпохи перестройки современное
Слайд 22: Производственная зона города
территория, предназначенная для производственных функций города. Представляет собой улицы, площади, зеленые насаждения промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения. Чаще всего данная зона выделяется оттенками светло-серого, либо коричневого цветов.
Слайд 23: Производственная зона города
По функциональному назначению производственная подразделяется на промышленную и коммунально-складскую зоны. Промышленная зона включает в себя промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения. Коммунально-складская зона — территории разного рода складов, трамвайных и автобусных парков, гаражей, сооружений водопровода и канализации, а также склады торговых и хозяйственных организаций с обслуживающими их транспортными устройствами.
Слайд 24: Общественно-деловая зона города
территория, предназначенная для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. Чаще всего данная зона выделяется оттенками фиолетового либо розового цвета.
Слайд 25: Общественно-деловая зона города
Чаще всего в пределах города можно выделить административно-деловую (органы управления, финансовой сферы, офисы крупных компаний) и социально-инфраструктурную (объекты здравоохранения, образования, объектов торговли и бытового обслуживания) подзоны.
Слайд 26: Транспортная зона города
Транспортная сеть больших городов это система наземных, надземных и подземных магистралей, которые пересекаются в нескольких уровнях. В мировой практике уже действует сеть транспортных развязок в пяти уровнях. С увеличением разнообразия и количества транспортных средств возрастает сложность организации транспортной сети городов но, таким образом, улучшается система связей между разными функциональными зонами. Чаще всего данная зона выделяется белым цветом. Выделяют подзоны внутреннего и внешнего транспорта.
Последний слайд презентации: ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ: Ландшафтно-рекреационная зона города
Ландшафтно-рекреационная территория включает в себя городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, а также парки, скверы, бульвары, располагаемые на селитебной территории и композиционно связанные с открытыми озелененными пространствами. Чаще всего данная зона выделяется оттенками зеленого и синего цветов.