Первый слайд презентации: Понятие о внутренних болезнях
Терапия (с греч. therapeia означает лечение, уход, забота), клиническая дисциплина, которая является главным разделом медицинского образования. Внутренние болезни- эта область медицины, которая изучает причину, проявления (клинику), диагностику, лечение и профилактику заболеваний внутренних органов.
Отцом современной клинической медицины считается Гиппократ, живший в 5-6 веках до нашей эры. Он положил начало методу «наблюдения у постели больного», уделял большое внимание жалобам больного, развитию болезни, исследованию тела больного.
Он учитывал внешний вид больного, выражение его лица, форму грудной клетки, состояние кожи, языка; оценивал температуру тела, дыхание, пищеварение, пульс, сон и различные выделения больного (пот, моча, мокрота) и др.
Гиппократ использовал методы объективного обследования больного, которые применяются и сегодня: ощупывание, выстукивание, выслушивание. Он выслушивал хрипы в легких, пальпировал печень и селезенку.
Слайд 5: История развития учения о внутренних болезнях
( Гиппократ дает лекарство больному) В своей лечебной практике Гиппократ использовал различные лекарственные средства: рвотные, мочегонные, слабительные, а также банки и кровопускание. Важное место отводилось гигиеническим рекомендациям и диете.
Слайд 6: История развития учения о внутренних болезнях
Абу Али Ибн Сина (Авиценна) Он считал, что причинами болезней являются условия жизни больного, особенности его организма, а также влияние эмоционально-психических факторов. Абу Али Ибн Сина родился в 980 году в с. Афшана, близ Бухары
Слайд 7: История развития учения о внутренних болезнях
Абу Али Ибн Сина описал разновидности пульса, считал важным фиксировать наполнение пульса, ровность(ритмичность), неровность(аритмичность), частоту, твердость (напряжение) и полноту.
Слайд 8: История развития учения о внутренних болезнях
Отрывок из«Трактата о пульсе» « Колеблется пульсацией частота, Как распознать - задача не проста Он вьется наподобие хвоста … «Хвостом мышиным» назван неспроста, Бывает пульс, что режет, как пила, Бывает звонкий, словно пиала. Высокий он и хлесткий, словно плетка, Прерывистый и частый как чечетка. Один подобен юрким муравьям, Другой подобен мчащимся волнам. Упадок сил приходит вместе с ним. Все виды пульса трудно перечесть, Знать многие из них — большая честь. Врач, точно зная пульса отклонения, Быстрей назначит верное леченье.»
Слайд 9: История развития учения о внутренних болезнях
В 1761г венский врач Леопольд Ауэнбруггер предложил метод перкуссии и выпустил труд о способе перкуссии грудной клетки.
Слайд 10: История развития учения о внутренних болезнях
В 1816 г. Рене Лаэннек разработал метод аускультации. Был личным врачом Напалеона. В 1819 г. опубликовал «Трактат об аускультации и изобретении стетоскопа» – что явилось важнейшим шагом в развитии науки диагностики.
Слайд 11: История русской терапевтической школы
Мудров Матвей Яковлевич (1776-1831 г.г.) Основоположник русской терапевтической школы. Разработал систему опроса и осмотра больного,ввел историю болезни. придавал особое значение профилактике и гигиене, связывал возникновение заболеваний с неблагоприятным воздействием окружающей среды. Придавал большое значение физическому труду, считал, что посильные физические нагрузки сохраняют и укрепляют здоровье.
Слайд 12: История русской терапевтической школы
Захарьин Григорий Антонович (1829-1897 г.г.) Захарьин Г.А. основал московскую терапевтическую школу. Разработал методику непосредственного обследования больного- сбор анамнеза (расспрос больного). считал что лечение заболеваний должно быть комплексным и должно включать гигиенические мероприятия, диетотерапию, медикаментозное лечение. Много сделал для развития отечественных курортов и лечению минеральными водами. Разработал классификацию и методы диагностики туберкулеза. Описал способ лечения цирроза печени. Описал зоны повышенной чувствительности кожи при заболеваниях внутренних органов.
Слайд 13: История русской терапевтической школы
Боткин Сергей Петрович (1832-1889 г.г) Боткин С.П. основал петербургскую терапевтическую школу. Предположил инфекционную этиологию желтухи. создал Общество сестер милосердия Святого Георгия, где обучались будущие медицинские сестры. Впервые организовал бесплатную амбулаторию, а позже и больницу. Считается основоположником военно-полевой терапии.
Слайд 14: История русской терапевтической школы
Зимницкий Семен Семенович (1837-1937 г.г) Предложил простую в выполнении, функциональную пробу для определения концентрационной способности почек.
Слайд 15: История русской терапевтической школы
Разработали метод глубокой скользящей пальпации брюшной полости. Эти ученые в 1910 году(до появления ЭКГ) описали классическую картину инфаркта миокарда. Василий Парменович Образцов (1851-1920) Николай Дмитриевич Стражеско (1876-1952)
Слайд 16: История русской терапевтической школы
Пастернацкий Федор Игнатьевич (1845-1902г.г.)- основоположников бальнеологии и курортологии в России. Ввел в практику симптом Пастернацкого. Предложил методику пальпации почек, разработал и внедрил в практику различные методы лечения урологических заболеваний, в том числе элементы санаторно-курортного лечения.
Слайд 17: Историческая справка
В. Эйнтховен – изобретатель Электрокардиографа и основоположник электрокардиографии. ввел три стандартных отведения ЭКГ.
Слайд 18: Понятие о болезни
Болезнь (лат. morbus ) – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, препятствующее или изменяющее нормальное его функционирование. «Болезнь есть реакция организма на его повреждение». Василенко. Больные – лица, предъявляющие жалобы и у которых при объективном обследовании выявляются патологические изменения тех или иных органов и систем.
Слайд 19: Понятие о болезни
Повреждениями в организме при болезни считаются: нарушения его целостности; разрушение структуры; расстройство функции; отсутствие биологически активных веществ; недостаточность механизмов гомеостаза. этиология - учение о причинах болезни (биологические, механические, физические, химические, алиментарные, психические, социальные, генетические причины и пр.) патогенез – учение о механизме развития и течении болезни.
Слайд 20: Понятие о болезни
Факторы риска Они подразделяются на факторы : внешней среды (экзогенные) внутренней среды (эндогенные) Выделяют изменяемые (модифицируемые) и неизменяемые (немодифицируемые) факторы риска. Изменяемые - считаются факторы риска, степень выраженности которых может быть снижена путём медикаментозных и немедикаментозных воздействий (например: курение, гиподинамия, ожирение, артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия и др.) Неизменяемые - не поддаются коррекции (например, возраст, пол, наследственность).
Слайд 21: Понятие о болезни
Стадии или периоды болезни: латентный (инкубационный). От первых воздействий повреждающего фактора до первых клинических проявлений. продромальный - появление первых неспецифических признаков болезни (до развития полной клинической картины) развития болезни - появление специфических признаков или развернутая клиническая картина болезни. исход болезни : благоприятный (выздоровление) неблагоприятный (летальный - смертельный), ему предшествует терминальный период ограничение (утрата) трудоспособности ( инвалидность )
Слайд 22: Понятие о болезни
Прогноз болезни: благоприятный, сомнительный, неблагоприятный. Ремиссия – относительное благополучие Рецидив – обострение, возникновение вновь симптомов болезни.
Слайд 23: Понятие о диагностики
Диагностика – учение о методах распознавания болезней. Необходим для определения состояния больного, распознавания заболеваний с целью назначения необходимого лечения и профилактических мер. Диагностическая техника: сбор анамнеза объективное обследование пациента с использованием физикальных методов: осмотра, перкуссии - выстукивания, пальпации - ощупывания, аускультации – выслушивания обследование пациента с использованием лабораторных и инструментальных методов
Слайд 24: Понятие о диагностики
Семиология Симптом болезни – это отклонение того или иного показателя от границ его нормальной величины или возникновение качественного нового, не свойственного здоровому организму явления. симптомы можно разделить на: Субъективные – отражающие ощущения больного и выражающиеся в жалобах Объективные – изменения, выявленные при физическом, лабораторном и инструментальном методах обследованиях.
Слайд 25: Понятие о диагностики
Диагноз – краткое врачебное заключение о состоянии больного и сущности заболевания, выраженное в терминах современной медицинской науки. Виды диагноза. Предварительный. на основе данных опроса и объективного исследования пациента. Клинический. Он более достоверный, полный и точный. на основании наблюдения, результатов дополнительных обследований. Выставляется на 3-4 день Заключительный. выставляется после окончания курса лечения при выписке. Он наиболее полный, включает сопутствующие заболевания и осложнения.
Слайд 26: Понятие о лечении
Лечение - это методы, направленные на восстановление здоровья. Комплексное лечение включает: Лечебный режим Диетотерапию Медикаментозные средства Физиотерапевтические меры Психологическую поддержку Нетрадиционные методы
Слайд 27: Понятие о лечении
Лечение может быть: Амбулаторное Стационарное Санаторно - курортное Медикаментозное лечение может быть: Этиотропное Патогенетическое Симптоматическое Нетрадиционные методы: Фитотерапия Рефлексотерапия Магнитотерапия Бальнеотерапия Аэротерапия Гипнозотерапия и пр.
Слайд 28: Диспансеризация
Диспансеризация – проводят начиная с 21 летнего возроста 1 раз в 3 года, направлена на раннюю диагностику заб. Диспансерное наблюдение – у которых хрон заб.