Первый слайд презентации: Повышение результативности ГИА обучающихся. Задания с рисунками в КИМах ЕГЭ и ОГЭ по биологии. Правила работы с заданиями
Морсова С.Г., методист ГЦРО morsovasvetlana@gmail.com 8-905-632-61-27
Слайд 2: Задания с рисунками
КИМ ЕГЭ 2019 Линии 4, 7, 9 множественный выбор с рисунком или без Линии 5, 8, 10, 12, 13, установление соответствия с рисунком или без Линия 20, работа с таблицей с рисунком или без Линия 23, задание с изображением биологического объекта
Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) наличие хлоропластов 2) наличие гликокаликса 3) способность к фотосинтезу 4) способность к фагоцитозу 5) способность к биосинтезу белка
Слайд 4: Линия 5 Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки
Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) Установите соответствие между процессами, происходящими между на каждом этапе и номером рисунка. А) укорочение нитей веретена деления Б) превращение хроматид в дочерние хромосомы В) деление центромер Г) образование ядерной оболочки Д) спирализация хромосом Е) деление цитоплазмы 1 2
Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) активное передвижение 2) способность к экзоцитозу 3) конъюгация 4) осмотрофный способ питания 5) наличие оболочки из клетчатки
Слайд 6: Линия 8 Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология
Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СТРУКТУРЫ ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ А) нервная ткань Б) кровь В) скелет Г) гладкая мышечная ткань Д) кожный эпидермис 1) 1 2) 2 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Слайд 7: Линия 8 Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология
Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) Установите соответствие между характеристиками и представителями организмов, к которым они относятся: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМ А) наличие хроматофора Б) размножение при помощи зооспор В) способность к фагоцитозу 1) Г) преобладание гаплоидного поколения в жизненном цикле Д) образование псевдоподий Е) гетеротрофный тип питания 2)
Слайд 8: Линия 9 Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы
Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то этим животным присущи 1) четырёхкамерное сердце 2) наличие диафрагмы 3) кожные покровы с чешуйками или щитками 4) непостоянная температура тела 5) ячеистые лёгкие 6) развитие зародыша в матке
Слайд 9: Линия 10 Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы
Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) А) способен к автотрофному способу питания Б) гетеротроф В) перемещается в среде с помощью ложноножек Г) имеет светочувствительный глазок Д) содержит пластиды Е) в темноте обесцвечивается 1 2
Слайд 10: Линия 12 Организм человека. Гигиена человека
Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) наружный слуховой проход 2) барабанная перепонка 3) слуховой нерв 4) стремя 5) полукружный канал 6) улитка
Слайд 11: Линия 12 Организм человека. Гигиена человека
Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение головного мозга человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) промежуточный мозг 2) продолговатый мозг 3) средний мозг 4) мост 5) большое полушарие 6) мозжечок
Слайд 12: Линия 12 Организм человека. Гигиена человека
Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) склера 2) сетчатка 3) слепое пятно 4) роговица 5) хрусталик 6) стекловидное тело
Слайд 13: Линия 13 Организм человека
Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) Установите соответствие между особенностями и видом рефлекса А) имеет постоянные рефлекторные дуги Б) вырабатывается в процессе эволюции В) вырабатывается в течение жизни Г) не наследуется Д) рефлекторные дуги временные Е) групповой 1 2
Слайд 14: Линия 20 Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье
Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка) Рассмотрите рисунок с изображением бабочек берёзовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые характерны для двух форм бабочек. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Слайд 15: Линия 20 Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье
Тип приспособления Форма естественного отбора Направление эволюции _____________________(А) _____________________(Б) _____________________(В) Список терминов: 1) идиоадаптация 2) предупреждающая окраска 3) конвергенция 4) движущая 5) ароморфоз 6) маскировка 7) половой Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Слайд 16: Линия 20 Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье
Рассмотрите рисунок с изображением деления ядра исходной диплоидной клетки и укажите тип и фазу деления, количество генетического материала в клетке в эту фазу и происходящий процесс. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.
Слайд 17: Линия 20 Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье
1) анафаза митоза 2) анафаза I мейоза 3) анафаза II мейоза 4) 2n4c 5) 2n2c 6) 4n4c 7) гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки 8) сестринские хроматиды расходятся к полюсам клетки Тип деления и фаза ____________(А) Количество генетического материала ________(Б) Процесс ___________(В)
Слайд 19: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
Организмы каких царств состоят из клеток, изображённых на рисунке под буквами А и Б? Ответ обоснуйте, приведите соответствующие доказательства
Слайд 20: Элементы ответа
1) А – клетка организма царства Бактерии (Дробянки); Б – клетка организмов царства Растения; 2) бактериальная ( прокариотическая ) клетка, так как имеется нуклеоид (замкнутая ДНК) и нет оформленного ядра, отсутствуют мембранные органоиды; 3) растительная ( эукариотическая ) клетка, так как содержит ядро, хлоропласты, вакуоли, клеточную стенку
Слайд 21: Оценивание ответа на 3 элемента
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3 Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки 2 Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1 Ответ неправильный 0
Слайд 22: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
На рисунке изображены скелет и реконструкция древнего вымершего позвоночного животного, обитавшего 367–362,5 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Назовите класс, к которому можно отнести это животное. Какие черты строения скелета позволяют отнести его к этому классу?
Слайд 24: Элементы ответа
1) эра – палеозойская; период – девонский; 2) класс Земноводные; 3) в скелете животного имелся один шейный позвонок, отсутствовала грудная клетка; 4) у животного имелись конечности наземного типа
Слайд 25: Оценивание ответа на 4 элемента
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3 Ответ включает в себя три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки 2 Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1 Ответ неправильный, ИЛИ ответ включает в себя один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 0
Слайд 26: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
На рисунке изображены скелет и реконструкция вымершего животного, обитавшего 225–210 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Это животное имеет признаки двух классов. Назовите эти классы. Какие черты строения скелета и реконструкции животного позволяют отнести его к этим классам?
Слайд 28: Элементы ответа
1) эра – мезозойская; период – триасовый; 2) класс Рептилии: наличие челюстей с зубами, длинного хвоста, образованного позвонками, когтей на пальцах передних конечностей; 3) класс Птицы: наличие перьевого покрова на крыльях и хвосте, преобразование передних конечностей в крылья, передвижение на двух ногах, наличие цевки
Слайд 29: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
Какие структуры кости взрослого человека обозначены на рисунке цифрами 1 и 2? Чем заполнены полости в этих структурах? Какие функции выполняет содержимое полостей?
Слайд 30: Элементы ответа
1) 1 – губчатое вещество; 2 – полость кости; 2) губчатое вещество заполнено красным костным мозгом – кроветворная функция; 3) полость (длинной трубчатой кости) заполнена жёлтым костным мозгом (жировая ткань) – запасающая функция
Слайд 31: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
Что послужило материалом для искусственного отбора при выведении представленных на рисунке разновидностей капусты? Какие органы видоизменились в каждом случае?
Слайд 32: Элементы ответа
1) материал для отбора – наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная) предковых (диких) форм; 2) 1 – видоизменились соцветия; 3) 2 – видоизменился вегетативный побег (почка, листья); 4) 3 – видоизменился стебель
Слайд 33: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
Что служит исходным материалом для выведения представленных на рисунке пород голубей? Изменения каких органов взяты за основу выведения каждой породы?
Слайд 34: Элементы ответа
1) Исходным материалом для выведения пород, представленных на рисунке, служит наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная). 2) У дутыша за основу выведения породы взято увеличение размеров зоба. 3) У павлиньего – изменение количества и размеров перьев хвоста. 4) У мохноногого – усиление оперённости ног.
Слайд 35: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?
Слайд 36: Элементы ответа
А – стержневая корневая система; Б – мочковатая корневая система; 2) цифрой 1 обозначены корнеплоды – видоизменённые главные корни; 3) цифрой 2 обозначены корнеклубни (корневые шишки) – видоизменённые придаточные корни; 4) функции корнеклубней и корнеплодов: запасание органических веществ и участие в вегетативном размножении ( корнеклубнями )
Слайд 37: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?
Слайд 38: Элементы ответа
1) цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьица; 2) они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена; 3) замыкающие клетки располагаются в покровной ткани (кожице) листа; 4) они отличаются от других клеток наличием хлоропластов, в них происходит фотосинтез
Слайд 39: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
Какой критерий свидетельствует о принадлежности этих жуков к разным видам? Какой тип окраски выработался у этих жуков в процессе приспособленности к среде? С какой физиологической особенностью этих жуков связано развитие такой окраски? Дайте обоснованный ответ.
Слайд 40: Элементы ответа
1) морфологический критерий вида – разное количество и размер чёрных пятен; 2) тип окраски – предостерегающий (демонстрация контрастных цветов), отпугивающий от жуков потенциальных врагов; 3) такой тип окраски развивается у насекомых, имеющих дополнительные средства защиты – ядовитую жидкость с неприят-ным запахом
Слайд 41: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
Назовите класс, к которому относят изображённое на фотографиях животное, и признаки внешнего строения, по которым это можно определить. Какие приспособления во внешнем строении сформировались у него в связи с обитанием в водной среде? В результате какого эволюционного процесса эти органы сформировались?
Слайд 42: Линия 23 Задание с изображением биологического объекта
Назовите яйцевые оболочки, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Укажите их функции. У какого класса хордовых животных впервые появились эти оболочки и с чем связано их появление?
Слайд 44: Линия 2 Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы
Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 4 на этой схеме? 1) вода 2) углекислый газ 3) кислород 4) глюкоза
Слайд 45: Линия 5 Царство Растения
1) 2) 3) 4) На рисунке изображён клевер луговой. Под каким номером расположена схема, соответствующая расположению цветков в его соцветии?
Слайд 46: Линия 7 Царство Животные
Определите по внешнему виду хохлатой пеганки, чем она питается. 1) древесными насекомыми 2) семенами хвойных растений 3) побегами лесных трав 4) прибрежными беспозвоночными
Слайд 47: Линия 7 Царство Животные
Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде. 1) семенами 2) летающими насекомыми 3) мелкими земноводными 4) мелкими млекопитающими
Слайд 48: Линия 12. Транспорт веществ
С помощью данной процедуры врач измеряет давление крови в 1) аорте 2) артерии 3) вене 4) капилляре
Слайд 49: Линия 14. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела
Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено цифрой 1? 1) почечная артерия 2) капсула нефрона 3) извитой каналец 4) собирательная трубка
Слайд 50: Линия 17. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи
Как называют повреждение, обозначенное на рентгеновском снимке буквой А? 1) вывих 2) перелом 3) ушиб 4) гематома
Слайд 51: Линия 14. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела
Какой цифрой на рисунке обозначена сальная железа? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Слайд 52: Линия 28. Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму
Рассмотрите фотографию листа вяза. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины; ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку
Слайд 53: Линия 28
А. Тип листа 1) черешковый 2) сидячий Б. Жилкование листа 1) параллельное 2) дуговидное 3) пальчатое 4) перистое В. Форма листа
Слайд 56: Линия 28
Рассмотрите фотографию лошади породы ганноверская. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку.