Первый слайд презентации: Оценка заданий ОГЭ по биологии №28 и с развёрнутым ответом (№№29-32)
Скворцов Павел Михайлович
Слайд 2: Структура варианта КИМ
Напомним, что вариант КИМ ОГЭ по биологии включает в себя 32 задания 22 задания (№№1-22) с кратким ответом в виде цифры 6 заданий (№№23-28) с кратким ответом в виде последовательности цифр 4 задания (№№ 29-32) с развёрнутым ответом, проверка которых осуществляется экспертами по специальным критериям.
Слайд 3: Подходы к выполнению задания №28
Задание №28 предлагает дать описание (характеристику) биологического объекта по предложенной схеме из 5 пунктов В вариантах КИМ ОГЭ используются три линии задания № 28: В качестве биологического объекта используется орган растения – лист Объектом характеристики являются собака домашняя или лошадь
Слайд 4: Пункты характеристики объектов 1 линии
А. Тип листа (черешковый или сидячий) Б. Жилкование листа (без схемы, т.е. по памяти: параллельное, дуговидное, пальчатое, перистое) В. Форма листа (по схеме, исходя из контура листа) Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части (по схеме, исходя из контура листа) Д. Край листа (по схеме, исходя из рисунка)
Слайд 6: Выполнение задания №28 из 1 линии
Пп. А и Б выполняются, исходя из имеющихся у выпускника знаний: у подорожника большого лист черешковый (А1), а жилкование дуговидное (Б2)
Слайд 7: Выполнение задания №28 из 1 линии
Пп. В и Г выполняются, исходя из сделанного самим учащимся контуром листа. Для этого нужно обвести рисунок по контуру и работать с обведённой фигурой
Слайд 8: Выполнение задания №28 из 1 линии
Для контура листа монстеры форма листа будет соответствовать перисто-рассечённой (В6), а тип листа – яйцевидному (Г1), если исходить из представленного рисунка
Слайд 9: Выполнение задания №28 из 1 линии
Для выполнения п. Д на рисунке имеется специальная сноска. Её необходимо соотнести с картинкой. Для листа ивы – это Д3 – пильчатый край
Слайд 10: Пункты характеристики объектов 2 линии (собаки)
А. Окрас (по схеме из 4 позиций) Б. Форма головы (по схеме из 4 позиций) В. Форма ушей (по схеме из 6 позиций) Г. Положение шеи (по схеме из 3 позиций) Д. Форма хвоста(по схеме из 5-7 позиций) В ходе выполнения заданий от учащегося требуется работать с рисунками собаки в профиль и морды собаки, а для п.Г использовать линейку
Слайд 11: Выполнение задания №28 из 2 линии
п. А выполняется на основе рисунка собаки в профиль. В приведённых случаях окрас собак однотонный и соответствует ответу А1
Слайд 12: Выполнение задания №28 из 2 линии
для п. Б предложенная схема работает только для позиций 3 и 4, где собаки показаны в профиль так, легко определяется, что верхний профиль соответствует Б4
Слайд 13: Выполнение задания №28 из 2 линии
Для п.Б позиций 1 и 2 нужны дополнительные сведения, например, И тогда становится понятным, что второй рисунок соответствует позиции Б1
Слайд 14: Выполнение задания №28 из 2 линии
Для правильного понимания п. В «Форма ушей» позиции нужно соотнести этот рисунок с одной из 6 позиций. Но есть сложность.
Слайд 15: Выполнение задания №28 из 2 линии
1) низкое 2) среднее 3) высокое п. Г выполняется на основе рисунка собаки в профиль.
Слайд 16: Выполнение задания №28 из 2 линии
п. Д выполняется на основе рисунка собаки в профиль. Для этого форма хвоста сравнивается с одной из 5-7 позиций. Для данного случая – Д4 - крючком
Слайд 17: Пункты характеристики объектов 3 линии (лошади)
А. Постановка головы (по схеме из 3 позиций) Б. Форма головы (по схеме из 6 позиций) В. Форма спины (по схеме из 3 позиций) Г. Расположение запястья передней конечности (по схеме из 3 позиций) Д. Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров) (по схеме из 5 позиций)
Слайд 19: Выполнение пункта А
Необходимые разъяснения длина шеи равна или несколько меньше длины головы, шея от основания к ушам заметно суживается – короткая шея длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо – длинная прямая шея длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо, имеет хорошо выраженный изгиб – длинная лебединая шея
Слайд 20
длина шеи равна или несколько меньше длины головы, шея от основания к ушам заметно суживается – короткая шея длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо – длинная прямая шея длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо, имеет хорошо выраженный изгиб – длинная лебединая шея
Слайд 21: Выполнение пункта Б
Линия переносицы прямая расстояние от ноздрей до губ значительно меньше, чем расстояние от подбородка до ушей – клиновидная голова расстояние от ноздрей до губ незначительно меньше, чем расстояние от подбородка до ушей – прямая голова Линия переносицы имеет изгибы Перед ноздрями хорошо заметен бугор - горбоносая Выполнение пункта Б
Слайд 22: Выполнение пункта В
Нужно провести линию от начала шеи до начала крупа (задней части лошади).
Слайд 23: Выполнение пункта Г
Расположение запястья передней конечности (относительно линии, соединяющей середину локтя с задней частью копыта ) Напомним строение передней конечности лошади Для выполнения пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить
Слайд 24: Выполнение пункта Д
Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров) Нужно напомнить, что у лошади роль голеностопного сустава стопоходящего животного выполняет «путовый» (соединяющий фалангу пальца с плюсной), а также показать, где у лошади расположена пятка Для выполнения пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить со схемой, подобрав подходящее положение из 5 позиций
Слайд 25: Задание №28
Пояснения по выполнению задания № 28 необходимы, поскольку нынешние УМК не уделяют должного внимания формированию умения характеризовать незнакомый объект по известным критериям. Данное задание оценивается в 3 балла, поэтому его верное выполнение весьма важно для итогового результата выпускника
Слайд 26: Выполнение заданий №№29-32
Задания с развёрнутым ответом в варианте КИМ представлены 4 заданиями: Работа с текстом (ответы на три вопроса, связанные с содержанием текста) Работа с таблицей (ответы на два-три вопроса по содержащейся в таблице информации) Решение расчётной задачи (расчёт питания) Решение биологической задачи Общее число баллов за задания - 11 баллов.
Слайд 27
СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ Стебель древесного растения снаружи защищён покровными тканями. У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками. К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идёт нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединённых концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани. К центру от луба в стебле расположен другой слой – древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идёт восходящий ток: вода с растворёнными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления клеток камбия стебель растёт в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая – к лубу. В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.
Слайд 28
Задание №29 Используя содержание текста «Строение стебля древесного растения», ответьте на следующие вопросы. 1) Что такое луб? 2) В чём сходство и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов? 3) На пне спиленного дерева обнаружилось, что сердцевина находится не в центре спила, а смещена. По одну её сторону слой древесины толще, а по другую тоньше. Как можно объяснить такое явление? Результат анализа текста и вопросов: 1 вопрос – из текста 2 вопрос – нужно назвать как сходство, так и различие в функционировании (не в строении) 3 вопрос – типичная биологическая задача
Слайд 29
Результат : 1 вопрос – правильно (1 балл) 2 вопрос – всё верно (1 балл) 3 вопрос – неверно (0 баллов)
Слайд 30
Результат : 1 вопрос – правильно (1 балл) 2 вопрос – верно только различие (0 баллов) 3 вопрос – неверно (0 баллов)
Слайд 31
Составные вещества Плазма крови Первичная моча Вторичная моча Белки, жиры 7–9 Отсутствует Отсутствует Глюкоза 0,1 0,1 Отсутствует Натрий (в составе солей) 0,3 0,3 0,4 Хлор (в составе солей) 0,37 0,37 0,7 Калий (в составе солей) 0,02 0,02 0,15 Мочевина 0,03 0,03 2,0 Мочевая кислота 0,004 0,004 0,05 Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы. Таблица Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %) 1) Концентрация какого вещества максимально возрастает по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу? 2) Какие вещества и почему отсутствуют в составе первичной мочи здорового человека?
Слайд 32
Результат : 1 вопрос – правильно (1 балл) 2 вопрос (1 часть) – правильно (1 балл) 2 вопрос (2 часть) – неверно (0 баллов)
Слайд 33
Результат : 1 вопрос – правильно (1 балл) 2 вопрос (1 часть) – правильно (1 балл) 2 вопрос (2 часть) – неверно (0 баллов)
Слайд 34: Задание №31
Расчётная задача, требующая использования калькулятора; в вариантах используется две линии задач: на подсчёт калорийности на предложение меню, исходя из условий с обязательным блюдом либо напитком.
Слайд 35: Задача 1 типа
14-летний Артём в зимние каникулы посетил Сочи. Перед началом экскурсии по олимпийским объектам он позавтракал в местном кафе быстрого питания. Подросток заказал себе на второй завтрак следующие блюда и напитки: сэндвич с куриной котлетой, омлет с ветчиной, маленькую порцию картофеля фри и стакан сладкого сильногазированного напитка. Используя данные таблиц, определите: 1) рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Артём питается четыре раза в день; 2) реальную энергетическую ценность заказанного второго завтрака; 3а) количество углеводов в блюдах и напитках, 3б) а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
Слайд 36: Задача 2 типа
Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной. В ответе укажите: энергозатраты спортсменки, рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; количество белков; калорийност ь обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.
Слайд 37: Задание 32
Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара? Приведите не менее двух аргументов.
Слайд 38
Результат : 1 аргумент – правильно (1 балл) 2 аргумент – можно считать правильным (0/1 балл)
Слайд 39
Результат : 1 аргумент – ошибка в написании биологического термина (0 баллов) 2 аргумент – правильно (1 балл)
Слайд 40: Подводим итоги
Общее число баллов за задания №№29-32 - 11 баллов. Выпускник должен набрать при выполнении этих заданий не менее чем четыре балла (соответствует отметке «2» по пятибалльной системе) Набрать не менее чем четыре балла вполне возможно, если учащийся знаком со спецификой выполнения этих заданий