Первый слайд презентации: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Ощущение Восприятие Представления Память Мышление Речь Внимание 900igr.net
Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.
Слайд 3: ОЩУЩЕНИЯ
Ощущение — это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. ОЩУЩЕНИЯ основные внешние признаки предметов и явлений ; состояние внутренних органов. рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга. С физиологической точки зрения представляют деятельность Отражают Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.
Слайд 4
ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные
Органы чувств Величина абсолютного порога ощущения Зрение Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза Слух Различение тиканья ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м Вкус Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды Запах Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат Осязание Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см
Слайд 7: ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия
Слайд 9: Нарушения восприятия
Галлюцинации Иллюзии (аффективные, вербальные, перейдолические)
Слайд 10: Оптические иллюзии
Движения Глубины Размера Зрительные искажения Кажущиеся фигуры
Слайд 15: Лестница Шредера (1858)
Это лестница, ниша или просто серая полоска бумаги, сложенная гармошкой?
Слайд 18
Какой из художников настоящий, а какой нарисован? Ещё асфальтовые иллюзии от Курта Веймера : http://www.kurtwenner.com
Слайд 20: Явление иррадиации
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне. Любопытно отметить, что зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе. Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?
Слайд 21: Иллюзия Болдуина
Какая линия больше А или Б? Они абсолютно равны, хотя линия Б кажется гораздо длиннее
Слайд 22
У обоих столов абсолютна одинакова. Автор Роджер Шепард Поверхность какого стола больше?
Слайд 24: Иллюзия Дж. Фрейзера ( Fraser, 1908)
На рисунках не спирали, а концентрические окружности. James Fraser. "A new visual illusion of direction" // British Journal of Psychology 2: 307-337, 1908
Слайд 26: Вы видите черные кружки на пересечении белых линий?
А ведь на рисунке нет ни одного кружка.
Слайд 31: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Представление — это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Слайд 33: П А М Я Т Ь
Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.
Слайд 35: ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ
ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 36: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ
1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.
Слайд 37: М Ы Ш Л Е Н И Е
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОПОРА НА ЗНАНИЯ ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Слайд 38: СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
М Ы Ш Л Е Н И Е МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ - АНАЛИЗ - СИНТЕЗ - СРАВНИВАНИЕ - АБСТРА Г ИРОВАНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ - КОНКРЕТИЗАЦИЯ - ПОНЯТИЕ - СУЖДЕНИЕ - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - НА Г ЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - ОБРАЗНОЕ - ОТВЛЕЧЕННОЕ - ИНДУКЦИЯ - ДЕДУКЦИЯ
Слайд 39: Р Е Ч Ь
СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.
Слайд 40
ВЫРАЖЕНИЯ ФУНКЦИИ РЕЧИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СООБЩЕНИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВИДЫ РЕЧИ УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ ВНУТРЕННЯЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ВНЕШНЯЯ
Слайд 41: ВООБРАЖЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ ; ВОССОЗДАЮЩИМ ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых
Слайд 42: Воображение
Репродуктивное (воссоздающее) - Новые образы создаются по описаниям, схемам, чертежам. Творческое (фантазия) - Новые образы создаются самостоятельно.
Слайд 44: 2. Комбинирование - новое необычное сочетание известных деталей, элементов
Агглютинация (лат. agglutinare- приклеивать) - «склеивание» разных деталей образов.
Слайд 50: Изменение размеров предмета
Преувеличение (гиперболизация) Преуменьшение (миниатюризация, литота)
Слайд 52: Приемы создания образов воображения:
Акцентирование (заострение)- подчеркивание некоторых отдельных черт того или иного предмета.
Слайд 55: ВНИМАНИЕ
Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального. ФУНКЦИИ Отбор Удержание Регуляция и контроль
Слайд 56: СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
сосредоточенность устойчивость интенсивность колебания объем распределение переключаемость
Последний слайд презентации: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития