Первый слайд презентации: Психические процессы, свойства, состояния
Слайд 2: ОЩУЩЕНИЕ
Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.
Слайд 3: Виды ощущений по модальности (Б. Г. Ананьев):
1 – зрительные 2 – слуховые 3 – обонятельные 4 – вкусовые 5 – температурные 6 – тактильные 7 – мышечно-суставные (движения) 8 - болевые 9 – вестибулярные 10 – статико-динамические (равновесие и ускорение) 11 –органические
Слайд 4: Классификация ощущений Ч. Шеррингтона (1906)
1) Экстероцептивные ощущения 2) Проприоцептивные ощущения 3) Интероцептивные (органические)
Слайд 5: Экстероцептивные ощущения
Возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела). контактные (вкусовые и осязательные ощущения) дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные).
Слайд 6: Проприоцептивные ощущения
отражают движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках
Слайд 7: Интероцептивные (органические) ощущения
сигнализируют с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма, о состоянии внутренних процессов организма
Слайд 8: Физиологические основы ощущений
Анализаторы – сложные нервные приборы, которые состоят из: наружного воспринимаемого аппарата – рецептора; проводящих центростремительных путей, по которым нервное возбуждение передается от рецептора в соответствующий участок коры больших полушарий ГМ; коркового отдела анализаторов.
Слайд 11: Две формы изменения чувствительности:
Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в повышении или понижении порогов. Сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.
Слайд 12: Восприятие
Восприятие – отражение предметов и явлений окружающего мира в целом при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.
Слайд 13: Свойства восприятия
Предметность. Целостность. Обобщенность (категориальность). Константность.
Слайд 14: Предметность
Предметность - способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Слайд 15: Целостность
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент не воспринимаются.
Слайд 16: Обобщенность
Обобщенность (иногда это свойство называют категориальность) восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Слайд 17: Константность
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине и другим параметрам независимо от меняющихся условий восприятия.
Слайд 18: ПАМЯТЬ
Память – процесс получения, запоминания, сохранения, последующего воспроизведения и забывания индивидом его опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь организует и реконструирует уже добытое.
Слайд 19: Виды памяти по критерию психической активности (П.П. Блонский):
д вигательная ( память на движения, лежит в основе формирования навыков); э моциональная ( память на эмоции и чувства); о бразная память ( память на представления): зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая; словесно-логическая ( высокий уровень произвольности, адекватности содержания, смысла, но не формы, в памяти остается смысл, а не слова).
Слайд 20: Виды памяти по временным характеристикам:
м гновенная (0,1 - 0,5 сек.); к ратковременная (до 20 сек.); п ромежуточная (до нескольких дней); д олговременная (не ограничен объем и время сохранения информации).
Слайд 21: Эффекты и законы памяти
Эффект Зейгарник Эффект реминисценции (улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений). Закон мотивированного забывания (человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного).
Слайд 23: Отличие представлений от восприятия и ощущений
Представления менее ясны и отчетливы в своих формах, красках, размерах и т.д., чем восприятия. Представления подвижны. Нельзя представить себе предмет со всей ясностью сразу, человек представляет его себе путем последовательного «обзора» в сознании по частям: сперва в сознании может всплыть, довольно смутный образ березы, который сменится затем отчетливым образом ее ствола, потом в представлении могут ясно выступить особенности ветвей и т.д. Представления изменчивы. В представлениях можно легко менять цвет, форму, размеры предметов.
Слайд 24: ВНИМАНИЕ
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Виды внимания: Непроизвольное Произвольное Послепроизвольное
Слайд 25: Свойства внимания
Концентрация внимания Объем внимания Распределение внимания Переключаемость внимания Устойчивость внимания Избирательность внимания
Слайд 26: Концентрация внимания
Концентрация ( c осредоточенность) внимания –сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом.
Слайд 27: Устойчивость внимания
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания.
Слайд 28: Объем внимания
Объем внимания – количество однородных предметов (как правило, не более 7-9), которое охватывает внимание одномоментно.
Слайд 29: Распределение внимания
Распределение внимания – это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля своего внимания.
Слайд 30: Переключаемость внимания
Переключаемость внимания заключается в способности намеренного переноса внимания с одного объекта на другой.
Слайд 31: Избирательность внимания
Избирательность внимания проявляется в возможности успешной настройки при наличии помех на восприятие той информации, которая относится к сознательно поставленной цели.
Слайд 32: МЫШЛЕНИЕ
Мышление - процесс познавательной деятельности, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление - это высший познавательный процесс. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Слайд 33: Виды мышления
Н аглядно-действенное мышление Н аглядно-образное мышление Словесно-логическое мышление
Слайд 34: Н аглядно-действенное мышление
Н аглядно-действенное мышление - процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.
Слайд 35: Н аглядно-образное мышление
Н аглядно-образное мышление — мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой.
Слайд 36: Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление осуществляется с помощью логических операций с понятиями. В процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
Слайд 37: Речь
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Функции речи: коммуникативная (осуществление процессов общения между людьми); мыслительная (речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития).
Слайд 38: ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Слайд 39: Виды воображения:
Активное воображение Пассивное воображение. Продуктивное воображение Репродуктивное воображение Воссоздающее воображение
Слайд 40: Активное и пассивное воображение
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение. Его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (например, сновидения)
Слайд 41: Продуктивное и репродуктивное воображение
Продуктивное воображение (действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается). В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии.
Слайд 42: Воссоздающее воображение
Воссоздающее воображение имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию может представить себе предмет, который раньше не воспринимал. Например, спортсмен еще никогда не видел какой-то комбинации упражнений, но по одному словесному описанию может представить себе данное упразднение достаточно точно.
Слайд 43: Эмоции и чувства
Эмоции - субъективное отношение к объективной реальности. Базовая функция эмоций – мобилизация организма (выработка алгоритма), обеспечение энергетического потенциала.
Слайд 44: Классификация эмоций (К. Изард ):
Радость; страх; гнев; удивление; интерес; стыд; вина; отвращение; горе; презрение.
Слайд 45: Чувства
Чувство - форма переживания человеком отношения к предметам и явлениям, отличающаяся относительной устойчивостью.
Последний слайд презентации: Психические процессы, свойства, состояния: Классификация чувств по сферам деятельности, в которых они проявляются:
Интеллектуальные (удивление, любопытство, чувство радости по поводу сделанного открытия) Моральные (нравственные) (любовь, дружба, патриотизм, чувство долга, гуманность) Эстетические (презрение, отвращение, восторг, радость) Праксические удовольствие от сделанной работы, желание добиться успеха)