Первый слайд презентации
Права ребенка с ограниченными возможностями здоровья в РФ Выполнила: Лысенко Анастасия Андреевна
Слайд 2: выступление
План Основные нормативно-правовые регламенты, касающиеся прав лиц с ОВЗ и инвалидов. Правовое регулирование образования детей с ограниченными возможностями в России.
Слайд 3: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конвенция о правах инвалидов 13.12.2006 - принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 03.05.2012 – ратифицирована в России (46-ФЗ) Статья 24: «Государства - участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства -участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Слайд 4
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО -Конституция Российской Федерации; Декларация прав ребенка ; - Конвенция о правах ребенка; - Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067) Семейный кодекс Российской Федерации; - Указы Президента Российской Федерации, решения и постановления Правительства Российской
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Региональные программы, направленные на развитие образования детей этой категории, включая их интеграцию в обычную образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных рекомендаций (письмо от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06).
Восемь принципов инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников ; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Федеральный уровень Законодательно-правовые акты Российской Федерации Международный уровень Международные нормативно-правовые акты Региональный уровень Законодательно-правовые документы региона (области) Муниципальный уровень Нормативно-правовые акты муниципалитета Локальные акты образовательной организации
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г. Декларация ООН о правах умственно-отсталых лиц. Провозглашена резолюцией XXVI Генеральной ассамблеи ООН 20.12.1971 г. Декларация ООН о правах инвалидов. Принята на ХХХ сессии ООН 09.12.1975 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10.06.1994 г. Конвенция о правах инвалидов (ратифицирована 27.05.2012г)
Слайд 9: Конвенция ООН о правах инвалидов (от 13 декабря 2006 года) Образование должно быть направлено на:
9 развитие умственных и физ и ч е ских сп о со б н о стей в сам о м полном объеме; обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; д о ступ и нв а лид о в к о браз о в а нию в м е стах своего неп о средс т венного п р о ж ив а ния, п р и к ото р ом о бе с печ и в а ется разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; создание условий для освоения социальных навыков обеспечение подготовки и переподготовки педагогов. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов")
Слайд 10: Федеральные документы:
Конституция РФ; ФЗ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ»; ФЗ №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ №124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ №184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
Слайд 12: Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
ограниченными возможностями з д о р овья - Обучающийся с фи з и ч ес к ое л и ц о, н е д о ст а тки в ф изичес к ом и (ил и ) п о д тве р ж д енные психолого-медико- п с и х о л огич е с к ом педагогической им е ю щ ее развитии, комиссией и препя т с т в ующие п о лу ч ению образования без создания специальных условий. Инди в и д уальный у че б н ый пл ан - уч е бный пл ан, обе с пе ч ив а ющий освоение образовательной программы на основе индивидуализации е е с о д ер ж ания с уч е т ом особеннос т ей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Слайд 13: Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и и н д и ви д уал ь но г о п о л ьз ован и я, п р ед ос т а в ле н ие у с л уг (помощника), оказывающего обучающимся необходимую а с си ст е н та т е х н и чес ку ю помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
Слайд 16
Правила приема в ОО; Положение о реализации программ профессионального обучения для лиц с ОВЗ; Положение о составлении индивидуальной образовательной программы; Положение об индивидуальном учете результатов освоения образовательной программы ; Положение о ведении документации; Положение об индивидуальном учебном плане; Положение об итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ; Положение о тьюторском сопровождении и т.д. Приказы
Слайд 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отношение к детям наиболее точно определяет состояние, и уровень развития общества. Российское законодательство закрепляет основные гарантии реализации права на образование для детей и подростков с ограниченными возможностями (отклонениями в развитии). Согласно Конституции РФ и Закону РФ «Об образовании», доступность и бесплатность дошкольного общего и начального профессионального образования гарантирована каждому. Благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей-инвалидов в России государство РФ стало формировать законодательно-нормативную базу об улучшении жизни людей с ограниченными возможностями, в том числе и о специальном инклюзивном образовании, которое направленно на помощь детям-инвалидам адаптироваться в современных условиях жизни, кроме того введение данной формы образования должно изменить общественное мнение восприятия инвалидов как опасных, ограниченных, «лишних» людей.