Первый слайд презентации: О проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»
Семинар по организации 1 года ОЭР Проект «Преодолеем границы вместе»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Слайд 3
Дети с нарушением слуха (глухие, слобослышащие, позднооглохшие) Коррекционные школы I - II вида Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) Коррекционные школы III - IV вида Дети с нарушением речи (логопаты) Коррекционные школы V вида Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Коррекционные школы VI вида Дети с задержкой психического развития Коррекционные школы VII вида Дети с умственной отсталостью Коррекционные школы VIII вида Дети с нарушением поведения и общения Школы-интернаты различного вида Дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) Школы-интернаты различного вида
Вертикальная, основанная на возрастных особенностях детей и уровнях образовательных программ Пять уровней Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет) Дошкольный период (от 3 до 7 лет) Период обязательного обучения (от 7 до 16 лет) Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года – для слепых, глухих, лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата) Период обучения взрослых инвалидов
Горизонтальная, учитывающая психофизическое развитие ребёнка, особенности его познавательной деятельности Восемь видов специальных (коррекционных) ОУ для детей с отклонениями в развитии I вид – для глухих II вид – для слабослышащих III вид – для слепых IV вид – для детей с остаточным зрением V вид – для детей с тяжёлой речевой патологией VI вид – для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата VII вид – для детей с ЗПР VIII вид – для детей с нарушениями интеллекта
Слайд 6: Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Специальные (коррекционные) ОУ По организационно-правовой форме Государственные Муниципальные Негосударственные (частные, общественные, религиозные) По ведомственной принадлежности Министерство образования и науки РФ Специальные детские сады и школы, школы-интернаты, специальные вечерние школы для взрослых, специальные профессиональные училища или спец. группы при проф. училищах Министерство здравоохранения и социального развития РФ Школы-санатории, психоневрологические клиники, логопедические кабинеты, дома ребёнка, детские дома
Слайд 7: Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений
По направленности и спектру решаемых задач диагностические Диагностические центры, психолого-медико-педагогические консультации Лечебно-профилактические Санаторные учреждения, школы санаторного типа, школы-профилактории Реабилитационные Реабилитационные центры, центры раннего вмешательства, центры социально-трудовой реабилитации Образовательные Учреждения основного и дополнительного образования (дошкольные и школьные, центры эстетического развития и др.) Комплексные ППМС-центры, медико-социальные центры, школы при детских больницах
Слайд 8: Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений
По профилю Специализированные Учреждения, созданные для лиц определённой категории по виду основного нарушения Итегрированные Специальные классы, классы компенсирующего и коррекционного обучения при общеобразовательных учреждения, специальные группы при дошкольных, профессиональных учреждениях
Слайд 9: Пути развития специального образования в России
Процессы дифференциации Процессы интеграции Совершенствование сети специальных учреждений (8 типов) Социальная интеграция (раздельное обучение в одном учреждении, совместное проведение внеклассной деятельности) Дальнейшая дифференциация (школы для детей с аутизмом, с девиантным поведением и т.д. Интегрированное обучение (совместное обучение детей разных категорий в одном классе) Модели интеграции Интернальная интеграция – внутри системы специального образования Экстернальная интеграция – взаимодействие специального и массового образования
Слайд 10: Проблемы внедрения инклюзивного образования в России
Главный импульс инклюзивному образованию был дан в 1994 году на Всемирной конференции по образованию детей с особыми потребностями, проходившей в Саламанке. Рекомендации Конференции основывались на принципе инклюзивного образования:
Слайд 11
«Школы должны отвечать потребностям всех детей, независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных условий, они должны охватывать как детей - инвалидов, так и одаренных детей, беспризорных и работающих, детей из отдаленных районов и детей кочевников, детей, относящихся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, а также детей из других находящихся в неблагоприятном положении или маргинальных групп населения»
Слайд 12
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. Локальный опыт реализации данного направления появился в Москве по инициативе Московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации на базе школы «Ковчег».
Слайд 13
На сегодняшний день российское законодательство в области инклюзивного образования на территории РФ регулируется: Конституцией РФ; Федеральным законом «Об образовании»; Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»; Конвенцией о правах ребенка; Протоколом № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Слайд 14
Специальное образование Интегрированное образование При работе с особыми детьми, под них подстраиваются и учреждение, и педагоги. Подстраивает ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обычному обучению. инклюзивное образование Воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Слайд 15: Несмотря на возрастающую потребность развития инклюзивного подхода в нашей стране, при создании условий для его функционирования, имеется ряд сложностей
1. Регламентация инклюзивного обучения нормативно-правовыми документами: отсутствие законодательной базы. 2. Ограничение финансового обеспечения процесса инклюзии. 3. Недостаточность методического обеспечения: практико-ориентированных программ и технологий по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях совместно с нормально развивающимися воспитанниками. 4. Недостаточный уровень системы повышения квалификации педагогов, готовящей воспитателей, учителей к работе в инклюзивных группах и классах.
Слайд 16: Несмотря на возрастающую потребность развития инклюзивного подхода в нашей стране, при создании условий для его функционирования, имеется ряд сложностей
5. Архитектурные сложности в создании безбарьерной среды. 6. Недостаточность использования возможностей окружающего социума; 7. Отсутствие системы работы с общественностью по подготовке к принятию инклюзивного образования.
Слайд 17
Инклюзивное образование - прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе. Для реализации проекта в масштабе всей страны нужны теоретические обоснования, методы, которые должны быть созданы специалистами на основе уже имеющегося опыта в России и зарубежных странах (В.О. Косс ).
Слайд 18
Расширение границ инклюзивного образования в России представляет научный интерес с позиции рассмотрения проблем, сопутствующих включению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное учреждение, анализа процесса обучения и воспитания дошкольников в комплексном взаимодействии «дети-родители-педагоги», поиска новых педагогических методов и средств работы, способствующих повышению эффективности образовательной деятельности.
Слайд 19: Подготовка педагогов для инклюзивного образования
В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Слайд 21: Компетентностный подход в подготовке магистров
Магистр инклюзивного образования должен овладеть дополнительными компетенциями, не обозначенными в Стандарте: способен проектировать инклюзивную образовательную среду и ее дидактическое наполнение; умеет организовывать и координировать деятельность, участвовать в работе междисциплинарной команды специалистов, в том числе по разработке индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ; умеет прогнозировать динамику изменений состояния и развития ребенка в зависимости от применяемых воздействий; способен определять потребности конкретного ребенка в образовательной программе и стратегии сопровождения.