Нормативное правовое обеспечение образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов — презентация
logo
Нормативное правовое обеспечение образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
  • Нормативное правовое обеспечение образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
  • Международный уровень
  • Международный уровень
  • Международный уровень
  • Международный уровень
  • Международный уровень
  • Международный уровень
  • Конвенция о правах инвалидов
  • Конвенция о правах инвалидов
  • Международный уровень
  • Федеральный уровень
  • Федеральный уровень
  • Федеральный закон № 181-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 14.11.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"
  • Федеральный закон № 181-ФЗ
  • Федеральный закон № 181-ФЗ
  • Федеральный закон № 181-ФЗ
  • Федеральный закон № 181-ФЗ
  • Федеральный уровень
  • Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 79)
  • Федеральный закон № 273-ФЗ
  • Федеральный закон № 273-ФЗ
  • Основные понятия
  • Нормативно-правовой аспект, основные понятия
  • Разрешить проблемную ситуацию, используя положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  • Разрешить проблемную ситуацию, используя положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  • Разрешить проблемную ситуацию, используя положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  • Разрешить проблемную ситуацию, используя положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  • Разрешить проблемную ситуацию, используя положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  • Нормативная правовая основа федерального уровня
  • Нормативная правовая основа федерального уровня
  • Нормативная правовая основа федерального уровня
  • Психолого-педагогический консилиум ОУ
  • Психолого-педагогический консилиум ОУ
  • Нормативная правовая основа регионального уровня
  • Нормативная правовая основа регионального уровня
1/36

Лестова Наталья Львовна доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО ПГГПУ, к.п.н.

Изображение слайда

Слайд 2: Международный уровень

Всеобщая декларация прав человека (1948) - пакет международных документов об экономических, социальных и культурных правах людей Люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут реализовать не только весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять эти права на равных условиях с другими людьми Статья 26: Каждый человек имеет право на образование Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей

Изображение слайда

Слайд 3: Международный уровень

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960) Статья 1: «В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и в частности: а ) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа b ) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования с ) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо случаев, предусмотренных положением Статьи 2 настоящей Конвенции d ) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.».

Изображение слайда

Слайд 4: Международный уровень

Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971) умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство настоящее и будущее этих людей основано на соблюдении прав человека Декларация о правах инвалидов (1975) инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди инвалиды должны пользоваться особыми правами в получении специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявлять свои способности и ускорили процесс их интеграции в обществе Пункт 6: « Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение…, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции».

Изображение слайда

Слайд 5: Международный уровень

Конвенция о правах ребенка (1989) Главная цель - максимальная защита интересов ребенка Основные требования : выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества Статья 23: признание прав «неполноценного в умственном и физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе (предусматривает удовлетворение особых потребностей ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности)

Изображение слайда

Слайд 6: Международный уровень

Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями (1994, г. Саламанка) Саламанкская Декларация: признает «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования» декларирует право лиц, имеющих особые потребности в области образования, на обучение в обычных школах, «которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей» призывает принять «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе…» Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями: общее руководство для планирования действий в области образования лиц с особыми потребностями, включает концепцию инклюзивной школы

Изображение слайда

Слайд 7: Международный уровень

Конвенция о правах инвалидов принята Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 61/106 от 13 декабря 2006 г.) Ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ Направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав

Изображение слайда

Общие принципы уважение особенностей инвалидов и присущего им достоинства признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия равенство возможностей доступность равенство мужчин и женщин, уважение прав детей-инвалидов Общие обязательства государств-участников принятие всех надлежащих законодательных, административных и иных мер для осуществления прав инвалидов отмена существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными учёт во всех стратегиях и программах вопросов защиты и поощрения прав инвалидов

Изображение слайда

Слайд 9: Конвенция о правах инвалидов

Статья 24 «Образование» 1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: а ) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; b ) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; с ) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества. 2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы: а ) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; b ) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; c ) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; d ) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; e ) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки. 3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе: а ) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству; b ) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; с ) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию. 4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам. 5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление

Изображение слайда

Слайд 10: Международный уровень

ВЫВОДЫ: принцип равенства прав, заключающийся в понятии «права человека» и четко обозначенный во всех документах Организации Объединенных Наций, предоставляет инвалидам и лицам с ОВЗ те же права, что и всем остальным людям инвалиды и лица с ОВЗ являются обладателями особых прав особые права не собраны в одном законодательном акте, а представлены во многих правовых документах провозглашение прав и свобод человека неотделимо от возложения на граждан определенных обязанностей любое государство, принимая решение о ратификации (принятии) того или иного международного правового документа, обязуется привести свое национальное законодательство в соответствие с принципами, отраженными в этом документе

Изображение слайда

Конституция Российской Федерации ( 1993 г.) Конституция регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. Статья 43: «Каждый имеет право на образование». Конституция гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

Изображение слайда

Слайд 12: Федеральный уровень

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации

Изображение слайда

Слайд 13: Федеральный закон № 181-ФЗ

Глава 2: медико-социальная экспертиза Медико-социальная экспертиза  - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Медико-социальная экспертиза  осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации.

Изображение слайда

Условия признания гражданина инвалидом нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию Наличие одного из указанных пунктов не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом

Изображение слайда

Слайд 15: Федеральный закон № 181-ФЗ

К категории инвалидов относятся дети, которые имеют «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидом условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества

Изображение слайда

Слайд 16: Федеральный закон № 181-ФЗ

Глава 3: реабилитация и абилитация инвалидов Реабилитация инвалидов  - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности Абилитация инвалидов  - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов: медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт

Изображение слайда

Слайд 17: Федеральный закон № 181-ФЗ

Ст. 11 главы 3: Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов (ИПРА) ИПРА - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности ! Для инвалида имеет рекомендательный характер

Изображение слайда

Слайд 18: Федеральный закон № 181-ФЗ

Ст. 19 главы 4: Образование инвалидов Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на: 1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами 2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей 3) интеграцию в общество Осуществляется в соответствии с АОП и ИПРА Инвалиды, их родители обеспечиваются необходимой информацией Оказывается психолого-педагогическая поддержка Создаются специальные условия

Изображение слайда

Слайд 19: Федеральный уровень

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий Категории детей с ОВЗ: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами

Изображение слайда

Слайд 20: Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 79)

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются АОП, а для инвалидов – ИПРА Образовательные организации, обучающие детей с ОВЗ, работают по АОП Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ

Изображение слайда

Слайд 21: Федеральный закон № 273-ФЗ

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по АООП создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с умственной отсталостью, с РАС, со сложными дефектами и других ОВЗ Порядок регламентации отношений образовательных организаций и родителей в части организации обучения на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости) Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь (ст. 42)

Изображение слайда

Слайд 22: Федеральный закон № 273-ФЗ

2 (основные понятия) 5 (право на образование, государственные гарантии права на образование в РФ) 8 (полномочия органов государственной власти в сфере образования) 11 (ФГОС и федеральные государственные требования) 23 (типы образовательных организаций) 34 (основные права обучающихся и меры социальной поддержки) 41 (охрана здоровья обучающихся) 42 (психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ) 43 (обязанности и ответственность обучающихся) 44 (права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей) 48 (обязанность и ответственность педагогических работников) 55 (общие требования к приему в образовательную организацию) 58 (промежуточная аттестация) 66 (начальное, основное общее, среднее общее образование) 79 (организация получения образования обучающимися с ОВЗ) 99 (особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования)

Изображение слайда

Слайд 23: Основные понятия

Критерий Ребенок с ОВЗ Ребенок-инвалид Определение понятия Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (до 18 лет – ребенок-инвалид) Нормативный правовой акт, определяющий понятие Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Основная сфера применения понятия Образование Социальная защита Ключевой критерий Нуждается в специальных условиях образования Нуждается в социальной защите Организация, определяющая статус Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) Федеральная служба медико-социальной экспертизы (МСЭ) Документ, подтверждающий статус Заключение ПМПК Справка МСЭ, ИПРА

Изображение слайда

Слайд 24: Нормативно-правовой аспект, основные понятия

Критерий Ребенок с ОВЗ Ребенок-инвалид Документ, определяющий условия обучения и содержание образования Адаптированная образовательная программа Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) Основные категории Глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и множественными нарушениями развития Документами в системе образования не выделяются Необходимость создания специальных образовательных условий Требуется всегда Требуется не всегда Варианты размещения для получения образования Совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность Специально не определены

Изображение слайда

Слайд 25: Разрешить проблемную ситуацию, используя положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

Семья ребенка с умственной отсталостью проживает в районном центре N. Для поступления ребенка в 1 класс семья обратилась в управление образования муниципального района для получения места в одной из школ города N по месту жительства. Специалисты управления образования разъяснили родителям, что обучение ребенка будет организовано в специальной коррекционной школе, расположенной в одном из поселков района, располагающемся в 70 км. от города N. Родители категорически отказываются от такого варианта из-за удаленности места обучения от места жительства ребенка. Управление образования других вариантов не предлагает из-за «отсутствия мест в школах города и необходимых условий для организации обучения ребенка с нарушением интеллекта».

Изображение слайда

Слайд 26: Разрешить проблемную ситуацию, используя положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

Ученик 6 класса Петя А. закончил учебный год с итоговой оценкой «2» по трем предметам. Заместитель директора объявил маме Пети, что ребенок является неуспевающим и продолжит обучение в коррекционном классе для детей с задержкой психического развития. Мама ничего не хочет слышать о коррекционном классе.

Изображение слайда

Слайд 27: Разрешить проблемную ситуацию, используя положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья решили, что их сыну тяжело ходить в школу, и будет гораздо лучше, если учителя будут приходить заниматься к нему домой. От предоставления в школу дополнительных медицинских документов родители отказались, мотивируя тем, что у ребенка есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, следовательно, он имеет право на создание специальных образовательных условий.

Изображение слайда

Слайд 28: Разрешить проблемную ситуацию, используя положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

В школе родителям ребенка объявили о том, что он имеет речевые нарушения и должен посещать занятия логопеда. Родители от посещения занятий официально не отказались, но и ребенка на них не приводили. После этого классный руководитель сообщил о том, что ребенок по причине непосещения логопедических занятий может быть оставлен на второй год. Родители уверены, что у ребенка нет никаких проблем.

Изображение слайда

Слайд 29: Разрешить проблемную ситуацию, используя положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

Родители ребенка с задержкой психического развития считают, что школа использует для обучения их ребенка не самую лучшую образовательную программу. Они сами нашли подходящую, по их мнению, программу обучения, подобрали учебники и требуют организовать обучение ребенка с использованием данного учебно-методического комплекта. Мама предлагает учителю математики проводить проверочные работы по разработанному ею графику, удобному для ребенка с ЗПР. Администрация школы организовывать обучение ребенка по разработанному его родителями порядку отказывается.

Изображение слайда

Слайд 30: Нормативная правовая основа федерального уровня

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 - требования к созданию специальных условий при организации образования детей с ОВЗ в ДОУ, расчет штатных единиц специалистов Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 - требования к созданию специальных условий при организации обучения детей с ОВЗ в школах, расчет штатных единиц специалистов Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 требования к организации образовательной деятельности, комплектованию Приказы Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 и от 19 декабря 2014 г. № 1599: утверждены ФГОС ОВЗ и ФГОС УО Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № р-93 от 9.09.2019 - определяет цель, задачи, состав, функции психолого-педагогического консилиума образовательной организации Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденное распоряжением Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 № Р-75 - регламентирует деятельность организации в части оказания логопедической помощи Официальный электронный ресурс Министерства просвещения Российской Федерации – реестр примерных основных общеобразовательных программ по адресу https://fgosreestr.ru/

Изображение слайда

Слайд 31: Нормативная правовая основа федерального уровня

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 и от 19 декабря 2014 г. № 1599 утверждены федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Изображение слайда

Слайд 32: Нормативная правовая основа федерального уровня

ФГОС ОВЗ и ФГОС УО: совокупность   обязательных    требований  при реализации АООП регулируют   отношения   в   сфере   образования   всех выделяемых   групп   обучающихся   с ОВЗ базовый инструмент реализации конституционных прав на образование лиц с ОВЗ в РФ направлены на обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей предъявляют требования к структуре, условиям реализации (в том числе, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям), результатам освоения АООП с учетом возрастных, типологических, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ ! Вступили в силу 1 сентября 2016 г.

Изображение слайда

Слайд 33: Психолого-педагогический консилиум ОУ

Нормативно-правовая основа : распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации (№ р-93 от 9.09.2019 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации») Цель ППк: создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения Задачи: 1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения 2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся 3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся, содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования 4. контроль за выполнением рекомендаций ППк

Изображение слайда

Слайд 34: Психолого-педагогический консилиум ОУ

Функции ППк Экспертно – диагностическая Информационно – аналитическая Организационная Методическая Консультативная Функция сопровождения Просветительская Примерный состав ППк председатель консилиума (заместитель руководителя организации) заместитель председателя консилиума (при необходимости) педагог-психолог учитель-дефектолог учитель-логопед социальный педагог секретарь ППк

Изображение слайда

Слайд 35: Нормативная правовая основа регионального уровня

Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» Статья 15  Закона посвящена организации получения образования обучающимися с ОВЗ (гарантирует создание обучающимся с ОВЗ специальных условий для получения образования в образовательных организациях Пермского края) Указанной статьей также гарантировано: полное государственное обеспечение и обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающихся с ОВЗ, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность создание условий для профессионального обучения обучающимся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования бесплатное предоставление специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков при получении образования обучающимся с ОВЗ. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством Пермского края в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Нормативное правовое обеспечение образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов: Нормативная правовая основа регионального уровня

Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» Часть 1 статьи 16 Закона «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» гласит: «Лицам с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ». Для лиц с ОВЗ, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные организации, нуждающихся в длительном лечении, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края в сфере образования создаются условия для получения образования в следующих формах: на дому (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий) на основании медицинского заключения и договора между образовательной организацией и родителями обучающегося (законными представителями); в условиях нахождения на длительном стационарном (более чем 21 день) лечении в больницах и санаториях, а также прохождения реабилитации в социальных приютах (далее - стационарное лечебное учреждение) в соответствии с образовательными программами соответствующего уровня на основании договора между стационарным лечебным учреждением и образовательной организацией.

Изображение слайда

Похожие презентации