Первый слайд презентации: Психоанализ
Слайд 2: Психоанализ З.Фрейда
1873-1881 – учеба на медицинском факультете Венского университета 1885-1886 – полугодовая стажировка в клинике Сальпетриер у Ж.-М. Шарко (Париж) 1895 – «Очерки по истерии» совместно с Йозефом Брейером («Случай Анны О.») 1900 – « Толкование сновидений» 1901 – « Психопатология обыденной жизни» 1908 – создание Австрийского психоаналитического общества 1910 – создание Международного психоаналитического общества 1913 – «Тотем и табу» 1917 – «Лекции по введению в психоанализ» 1919 – «По ту сторону принципа удовольствия» 1921 – «Массовая психология и анализ человеческого Я» 1923 – «Я и Оно» 1927 – «Будущее одной иллюзии» Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)
Слайд 3: Основные положения психоанализа
Предмет психологии – феномен бессознательного Формы проявления бессознательного: сновидения; юмор; о шибочные действия; н евротические симптомы; фантазия; творчество Генетический подход Энергетический подход Структурный подход Динамический подход Методы исследования бессознательного: Метод свободных ассоциаций Анализ сновидений Интерпретация сопротивления Анализ трансфера Анализ «неловких поступков»
Слайд 4: Структурная модель психической жизни
Разделение психической личности (Фрейд, 1989, с. 349)
Слайд 6
«На месте Оно должно быть Я!» З.Фрейд был убежден, что только путем сознательного проникновения в глубины собственного бессознательного и осознания скрытых влечений, нереализованных желаний, страхов, конфликтов и травмирующих воспоминаний, человек может избавиться от жизненных проблем.
Слайд 7: Теория влечений
« Влечение есть раздражение для психического, которое исходит изнутри организма». Влечение стоит на границе между душевным и соматическим Источник влечения – соматический процесс в организме, раздражение Цель влечения – удовлетворение, устранение раздражения Объект влечения – тот объект, на который или посредством которого влечение может достигнуть своей цели Стимул – количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения влечения Влечение к жизни, Эрос – стремится к сохранению и развитию жизни. Энергия Эроса – Либидо –любые формы сексуальной энергии Влечение к смерти, Танатос – стремится к уничтожению как собственной, так и чужой жизни. Проявляется в агрессии (против себя и против других)
Слайд 8: М еханизмы психологической защиты
З.Фрейд и А.Фрейд (1895–1982) Защитные механизмы «Я» – совокупность бессознательных процессов, охраняющих сознание от напора бессознательных влечений, если те не согласуются с принятыми социальными нормами и могут нанести урон самоценности человека
Слайд 9: Защитные механизмы (1)
Вытеснение – удаление из сознания влечений, неприемлемых для Я, вызывающих тревогу Отрицание – отказ признавать реальность влечений, событий, которые вызывают дискомфорт Рационализация – бессознательная подмена истиной причины своих действий ложными, достаточно логичными и приемлемыми для Я «Кислый виноград» «Сладкий лимон» Проекция – приписывание другим людям собственных нежелательных и неприемлемых влечений
Слайд 10: Защитные механизмы (2)
Идентификация – бессознательный перенос на себя недоступных, но желательных чувств и качеств, принадлежащих другому лицу Регрессия – возвращение к более ранним стадиям психического развития Замещение - перенос действия или влечения с недоступного на более доступный и безопасный объект Реактивное образование (формирование реакции) – вытеснение неприемлемого для С верх-Я желания, чувства, поведения и замена его на противоположное Сублимация – переключение энергии влечений на социально приемлемые цели с заменой формы их удовлетворения
Слайд 11: Психосексуальная теория
Детская сексуальность в психоанализе трактуется широко – все, что доставляет телесное удовольствие Критерием периодизации служит зона концентрации сексуальной энергии ( либидо ) Развитие – переход сексуальной энергии ( либидо ) от одной эрогенной зоны к другой Психосексуальные стадии – биологически детерминированная последовательность, их порядок неизменен и культурно универсален
Слайд 12: Психосексуальная теория
Каждая стадия развития личности характеризуется своим типом конфликта между присущей формой сексуального влечения и запретами общества Важная роль в развитии отводится социальному опыту – опыту общения ребенка с родителями Развитие идет от аутоэротизма к выделению внешних объектов, на которые направляется либидо Фиксация развития, регресс и формирование личности «Три очерка по теории сексуальности»
Слайд 13: Стадии психосексуального развития
№ Стадия, возраст Зона концентрации либидо Задачи и опыт Тип личности (характера) при фиксации 1 Оральная 0 – 1-1,5 г. а) сосания б) кусания Рот Сосание, жевание, кусание отвыкание от груди отделение от матери начало развития инстанции «Я» Оральный : орально-пассивный орально-садистический 2 Анальная 1-1,5 – 3 г. Область ануса акты дефекации приучение к опрятности самоконтроль начало формирования инстанции « Сверх-Я » Анальный : анально -выталкивающий анально -удерживающий 3 Фаллическая 3-6 лет Половые органы Генитальная стимуляция: играет, рассматривает, исследует отказ от аутоэротизма подавление комплекса Эдипа / Электры идентификация с родителем своего пола становление инстанции « Сверх-Я » Фиксация особенно сильно проявляется в двух областях: соперничество любовь
Слайд 14: Стадии психосексуального развития
№ Стадия, возраст Зона концентрации либидо Задачи и опыт Тип личности (характера) при фиксации 4 Латентная 6-12 лет Отсутствие усвоение новых социальных ценностей, общечеловеческого культурного опыта расширение социальных контактов со сверстниками Феномен «семейный роман» 5 Генитальная 12 - 18 лет Интеграция всех эрогенных зон формирование зрелой сексуальности установление доверительных и интимных отношений с лицами противоположного пола выбор брачного партнера создание семьи нахождение баланса между любовью и работой Генитальный характер (идеальный тип личности): зрелый и ответственный в социальных и сексуальных отношениях человек
Слайд 15: Пример толкования сновидения по Фрейду
« Вы, кажется, знаете, что у моей сестры теперь всего один сын Карл; старший Отто умер, когда я еще жила у нее в доме. Отто был моим любимцем. Я сама его воспитала. Младшего я тоже очень любила, но, во всяком случае, далеко не так, как покойного. Сегодня же ночью мне вдруг приснилось, что Карл умер. Он лежит в маленьком гробу, сложив руки; вокруг него горят свечи все равно, как тогда вокруг Отто, смерть которого меня так потрясла».
Слайд 16: Оценка психоаналитического подхода
Ценное: анализ неосознаваемых процессов разработка первой динамической концепции развития личности: личность рассматривается во всей полноте, с учетом осознаваемых и неосознаваемых сил и побуждений придание значимости раннему опыту, особенно детско-родительским отношениям в развитии ребенка анализ роли сексуальности в развитии человека акцент на эмоциональной стороне человеческого развития разработка клинического метода, который синтезирует информацию из различных источников в детальную картину личности индивида
Слайд 17: З. Фрейд vs К. Юнг
З. Фрейд: «Мой дорогой Юнг, обещайте мне, что вы никогда не откажетесь от сексуальной теории. Это превыше всего. Понимаете, мы должны сделать из нее догму, неприступный бастион» К.Юнг : «То, что Фрейд говорит о роли сексуальности, об инфантильном удовлетворении и его конфликте с «принципом реальности», об инцесте и о таком же конфликте, – все это прежде всего является самым верным выражение его личной психологии»
Слайд 18: Оценка психоаналитического подхода
Направления критики: метафоричность, расплывчатость теории, невозможность ее проверки п ансексуализм (развитие человека определяется развитием либидо) отсутствие строгих формализованных методов исследования нерепрезентативность выборки (преимущественно женщины из высшего класса Вены) постулирование изначального конфликта между человеком и обществом раннему опыту придается ведущее значение в последующем развитии на протяжении всей жизни не существует значимых доказательств того, что любые из ранних конфликтов (оральных, анальных и др.) надежно предсказывают структуру взрослой личности
Слайд 19: Развитие психоанализа
Классический психоанализ – первые «отступники» (А. Адлер и К. Юнг) Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм и Г. Салливен ) осознание важности рассмотрения социальных и культурных факторов для понимания человеческой природы важность понимания межличностных взаимоотношений для изучения образования характера, тревожности и неврозов Эдипов комплекс, образование Суперэго и "неполноценность" женщины - это культурные особенности не характер является результатом сексуального развития, а характер определяет сексуальное поведение Эго-психология (А. Фрейд и Э. Эриксон) Психология объектных отношений (М. Кляйн, Х. Кохут )
Слайд 20: Альфред Адлер (1870 – 1937) : индивидуальная психология
Ощущение собственной недостаточности : 1) несовершенство органов 2) избалованные дети 3) пренебрегаемые дети комплекс неполноценности Стремление к превосходству С оциальный интерес
Слайд 21: Жизненный стиль
« Стиль жизни – это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем» Проявляется в решении т рех основных проблем: Профессиональные проблемы (работа) Проблемы дружбы и сотрудничества Проблемы любви и супружества Для жизненного стиля характерно : раннее формирование ошибочность устойчивость
Слайд 22: Порядковая позиция ребенка в семье
Адлер А. «Наука о характерах: понять природу человека»
Слайд 23: Младший ребенок
Быть первым и лучшим: стремление к власти, отчаянное стремление к превосходству, желание быть лучше во всем; «душа наполнена завистью и ненавистью к своим товарищам и тревогой за свое собственное положение» Деятельные и способные, « часто…обгоняет всех остальных членов семьи и становится самым способным » Непревзойденный мастер отговорок, уклоняется от своих обязанностей, увиливает от решения вопросов, занимается деятельностью, находящейся вне насущных проблем жизни, избегает соревновательности и объективной проверки своих способностей; « становится трусом и вечным нытиком, постоянно ищущим повода отлынивать от дела»
Слайд 24: Старший ребенок
Преимущество для психического развития – отличная исходная позиция «Я старше, больше, сильнее остальных и значит – я также должен быть умнее их» Характер стража закона и порядка Очень высоко ценят власть Консерватизм Детронизация
Слайд 25: Второй (средний) ребенок
«Всегда находятся под гнетом и борются за превосходство... относятся к жизни как к гонкам и это определяет цель их жизни» Доминирующее ощущение – его презирают и им пренебрегают Бескомпромиссная борьба до тех пор, пока первенец не будет превзойден или битва не будет проиграна ( нервные расстройства ) Может поставить такую высокую цель, что будет страдать всю жизнь и лишится душевного покоя, преследуя иллюзорную и недостижимую цель
Слайд 26: Единственный ребенок
Зависимый, всегда ждет, чтобы кто-нибудь указал ему путь Постоянно ищет поддержки Мир кажется враждебным (из-за преувеличенной родительской заботы и внимания), страх перед трудностями Затруднения с любой независимой деятельностью Неприспособленные к жизни
Слайд 27: Ранние воспоминания
«Детство – это время множества вопросов, возможностей и последствий» ( А. Адлер ) Ключом к пониманию базового жизненного стиля могут быть самые ранние воспоминания, о которых человек сможет сообщить Ранние воспоминания - простой и экономный путь изучения личности
Слайд 28: Пример раннего воспоминания «Пони»
«Когда мне было три года, мой отец купил нам двух пони. Он привел их за поводки к дому. Моя сестра, которая была тремя годами старше, чем я, взяла один поводок и торжествующе повела своего пони вдоль по улице. Мой собственный пони, торопящийся вслед за первым, пошел слишком быстро для меня и уронил меня лицом прямо в грязь. Вот так бесславно завершилось событие, которого я с таким восторгом ждала! И тот факт, что позже я превзошла свою сестру как наездница, никогда и ни в малейшей степени не растопил во мне этого разочарования»
Слайд 29: Карл Густав Юнг (1875-1961)
Аналитическая психология: Коллективное бессознательное – «духовное наследие человеческой эволюции или жизни рода» Архетипы – универсальные образы, символы (врожденные идеи, воспоминания), которые предрасполагают людей воспринимать, переживать или реагировать определенным образом Процесс индивидуации, достижения самости
Слайд 32: Психологические типы
Критерий направленности человека на внешний или внутренний мир: Экстраверсия - интроверсия Критерий доминирования определенной психической функции: Ощущение «Что именно я воспринимаю?» Мышление «Что это значит?» Чувство «Насколько это ценно?» Интуиция «Что может случиться?»