Слайд 3: Языковые функции
Коммуникативная: язык служит средством общения, позволяет одному индивиду (говорящему) выражать свои мысли, а другому их воспринимать и реагировать на них соответствующим образом (соглашаться, принимать к сведению, возражать и т. д.). Когнитивная (познавательная): язык служит и средством познания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуального сознания) и мышления общества (общественного сознания). Аккумулятивная (накопление, хранение и передача общественного опыта и знаний): язык помогает сохранять, хранить и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. Эмоциональная: язык помогает передать чувства и эмоции. Волюнтативная: воздействие на людей при помощи языковых средств.
Слайд 5: Признаки культуры речи
содержательность, точность, понятность, богатство (разнообразие) речи, чистота, выразительность, соответствие речевым нормам русского языка.
Слайд 6: Критерии нормы
системность (устойчивость), функциональность (распространенность), эстетичность (авторитет источника).
АСИММЕТРИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АФЕРА ОБЛЕГЧИТЬ БАЛОВАТЬ ОПЕКА ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ ПРЕМИРОВАТЬ ЖАЛЮЗИ ПРИНУДИТЬ ЗАВСЕГДАТАЙ ПРИДАНОЕ ЗАКУПОРИТЬ УКРАИНСКИЙ ЗВОНИШЬ ХОДАТАЙСТВО КРАСИВЕЕ ДОГОВОР КВАРТАЛ ХРИСТИАНИН КУХОННЫЙ УГЛУБИТЬ НЕКРОЛОГ СИРОТЫ НОВОРОЖДЕННЫЙ КАТАЛОГ
Слайд 8: Правильное ударение
АСИММЕТР И Я ОБЕСП Е ЧЕНИЕ АФ Е РА ОБЛЕГЧ И ТЬ БАЛОВ А ТЬ ОП Е КА ВЕРОИСПОВ Е ДАНИЕ ПРЕМИРОВ А ТЬ ЖАЛЮЗ И ПРИН У ДИТЬ ЗАВСЕГД А ТАЙ ПРИД А НОЕ ЗАК У ПОРИТЬ УКРА И НСКИЙ ЗВОН И ШЬ ХОД А ТАЙСТВО КРАС И ВЕЕ ДОГОВ О Р КВАРТ А Л ХРИСТИАН И Н К У ХОННЫЙ УГЛУБ И ТЬ НЕКРОЛ О Г СИР О ТЫ НОВОРОЖД Е ННЫЙ КАТАЛ О Г
Слайд 9: Орфоэпическая норма - норма произношения звуков
АВТОСЕРВИС ЧЕТВЕРГ АКАДЕМИЯ БУЛОЧНАЯ АПАРТАМЕНТЫ РЕКТОР АСИММЕТРИЯ СОНЕТ АТЕИЗМ ТЕЗИС БРЮНЕТ ТЕМП ГЕНЕТИКА ТЕНДЕНЦИЯ ДЕВАЛЬВАЦИЯ ПРОЕКТ ДЕКАН МУЗЕЙ
Слайд 10: Правильное произношение
АВТО [ С ’] ЕРВИС ЧЕТВЕ [ Р ] Г АКА [ Д ’] ЕМИЯ БУЛО [ Ш ] НАЯ АПАРТА [ М ’] ЕНТЫ [ Р ’] ЕКТОР АСИМ [ М ’] ЕТРИЯ СО [ Н ] ЕТ А [ Т ] ЕИЗМ [ Т ] ЕЗИС БРЮ [ Н ’] ЕТ [ Т ] ЕМП ГЕ [ Н ] ЕТИКА [ Т ] ЕН [ Д ] ЕНЦИЯ [ Д ’] ЕВАЛЬВАЦИЯ ПРО [ Э ] КТ [ Д ’] ЕКАН МУ [ З ’] ЕЙ
Слайд 11: Лексическая норма
Избегайте следующих ошибок: - тавтологии (повторения однокоренных слов) рассказать рассказ, интересоваться с интересом; - плеоназмов (одно слово включает в себя смысл другого) в мае месяце, оглянуться назад, подпрыгнуть вверх; - лексической несочетаемости - сломать стеклянную вазу, дверь в ванну
Слайд 12
- паронимов (близких по значению, но различающихся оттенками слов) – вдох-вздох, абонент-абонемент; - употребления слова в неверном значении - валеный-вяленый; окраска-покраска, консенсус; - лексической недостаточности - Спасибо, было очень; - неясности в смысле – он занял денег.
Слайд 13: Морфологическая норма - норма использования форм слов
Подставьте прилагательные или причастия к словам: НАПРИМЕР: Кофе – черн… кофе БАТУМИ ПОНИ ВОЕВОДА ВИЗАВИ КЕНГУРУ ПЕНАЛЬТИ ИНКОГНИТО СУЛУГУНИ КАКАДУ САЛЯМИ КОЛЬРАБИ ЖАБО НЕДОТРОГА ИВАСИ РАГУ МАЭСТРО РЕЗЮМЕ МАНГО
Слайд 14: Правильно
ЗЕЛЕНЫЙ БАТУМИ РЕЗВЫЙ ПОНИ ГРОЗНЫЙ ВОЕВОДА ПРИЯТНЫЙ(АЯ) ВИЗАВИ АВСТРАЛИЙСКИЙ КЕНГУРУ НАЗНАЧЕННЫЙ ПЕНАЛЬТИ ПРИЕХАВШИЙ (АЯ) ИНКОГНИТО СВЕЖИЙ СУЛУГУНИ СМЕШНОЙ КАКАДУ НАРЕЗАННАЯ САЛЯМИ ВКУСНАЯ КОЛЬРАБИ ИЗЫСКАННОЕ ЖАБО МАЛЕНЬКИЙ(АЯ) НЕДОТРОГА КРУПНАЯ ИВАСИ ОВОЩНОЕ РАГУ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ МАЭСТРО ГОТОВОЕ РЕЗЮМЕ БОЛЬШОЙ (ОЕ) МАНГО
Слайд 15: Морфологическая норма. Глаголы
Затруднения: При чередовании о/а в основе: опОздать – опАздывать; устрОить – устрАивать; НО: ОбуслОвить – обуслОвливать сосредотОчить- сосредотОчивать
Слайд 16: Глагол 2
2. Чередование согласных согласных г-ж, к-ч, в-вл, ф-фл, п-пл, б-бл, м-мл, ст-щ, т-ч, д/з-ж, с-ш: беГу-беЖать; пеЧь-пеКу-пеЧёт; лоВить-лоВЛю; тоПить-тоПЛю; люБить-люБЛю; тоМить-тоМЛю; выраСТить-выраЩу, хоЧешь-хоЧет-хоТим веСить — веШу — веСишь Но: т К у — т К ёт — т К ут
Слайд 17: Глагол 3
Но: жеЧь — ж Г у — ж Ж ёт — ж Ж ём — ж Ж те — ж Г ут; хо Т еть — хо Ч у — хо Ч ешь — хо Ч ет — хо Т им — хо Т ите — хо Т ят; бе Ж ать — бе Г у — бе Ж ишь — бе Ж ит — бе Ж им — бе Ж ите — бе Г ут. 3. возможны варианты: внимать — внимают —внемлют; махать, сыпать — машут, сыплют, махают, сыпят ( капать — каплет (с крыш, из крана), (на)капает (лекарство).
Слайд 18: Глагол 4
4.От глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть (если действие направлено на субъекта): я выздоровею, обессилею, ты выздоровеешь, обессилеешь, он выздоровеет, обессилеет и т.д. 5. Ряд глаголов не имеет некоторых форм настоящего и будущего времени: не используется форма 1-го лица ед. числа у глаголов: затмить, очутиться, победить, родиться, стонать, убедить, убедиться;
Слайд 19: Глагол 6
не имеют форм 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться, наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, создаваться, состояться, течь, удаваться; при необходимости нужно использовать описательные конструкции: Мне удастся победить (убедить); Я одержу победу
Слайд 20: Глагол 7
6. От глаголов с суффиксом -ну- образуются следующие формы пр. вр. : с утратой суффикса: возникнуть — возник, проникнуть — проник, привыкнуть — привык, промокнуть — промок, высохнуть — высох, погибнуть — погиб, исчезнуть — исчез;
Слайд 21: Глагол 8
равноправные варианты: глохнуть — глох и глохнул, киснуть — кис и киснул, пахнуть — пах и пахнул, вянуть — вял и вянул, подвергнуться — подвергся и подвергнулся; основные варианты гаснуть — гас, мёрзнуть — мёрз, сохнуть — сох, тухнуть — тух, но допустимо гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул.
Слайд 22: Глагол 8
7. От некоторых глаголов не образуется форма повелительного наклонения: весить, видеть, слышать, мочь, ненавидеть, произойти, хотеть и др. НО: Л ечь — ляг (!), сесть — сядь, сядьте, бежать — беги, искать — ищи, класть — клади, ехать — поезжай, поезжайте (!).
Слайд 23: Синтаксическая норма - норма использования словосочетаний и предложений
- Свидетель явится на заседание суда? Он явится. * * * - Свидетель явится на заседание суда? - Явится он.
Слайд 24: Стилистическая норма
Сказка «Колобок» интересна читателям и слушателям разных времен. Она учит добру, сопереживанию, знакомит детей с обитателями леса.
Слайд 25
В сказке «Колобок» остро стоит проблема обеспечения крестьян хлебобулочными изделиями. Пожилые люди не могут позволить себе питаться в соответствии со своими потребностями.
Слайд 26
Говорит как-то старик старухе: - Испекла бы ты, бабушка, колобок. А старуха отвечает: - Что ты, старый, ведь муки-то нету.
Слайд 27
На переднем плане печь. С печи свисает одна нога в лапте. Слышен голос старика с печи: - Испекла бы ты, старуха, колобок, что ли.
Слайд 28
Проблема, поднятая в русской народной сказке «Колобок»,— это вечная проблема отцов и детей. Неблагодарный колобок бросил престарелых «родителей» и укатился невесть куда, даже не задумавшись об одиноких, несчастных стариках.
Слайд 30: Научный стиль подразделяется на подстили
собственно научный (статьи, монографии, доклады); научно-информативный (реферат, аннотация); научно-справочный (словарь, справочник, каталог); учебно-научный (лекция, учебник); научно-популярный (очерк).
Слайд 31: Для научной речи характерны следующие качества
объективность; логичность; доказательность; точность; обобщенность и отвлеченность; насыщенность фактической информацией.
Слайд 32: Заявление
Ректору ФБГОУ ВО «ЧелГУ» г. Таскаеву С.В. студента гр. ЭБЗ-101 Лукашина Олега Петровича заявление. Прошу предоставить мне академический отпуск в связи с заболеванием (справка прилагается). 9.12.2019 ПОДПИСЬ
Слайд 36: Доверенность
Доверенность Я, Коновалов Юрий Антонович, паспорт серии 7500, номер 456789, проживающий по адресу: г. Миасс, ул. Романенко, дом 26, квартира 22, доверяю Остапенко Наталье Ивановне, паспорт серии 7500, номер 456789, выданный ГОВД г. Чебаркуль 13 мая 2011 года, получение моей заработной платы за ноябрь 2019 года. 9 декабря 2019 г. Подпись