Первый слайд презентации: Русский язык Задание 7 Типичные ошибки в построении сложного предложения
Слайд 2: Типы ошибок:
н еправильное употребление падежной формы существительного (местоимения) с предлогом ; н арушение связи между подлежащим и сказуемым ; н арушение в построении предложения с несогласованным приложением ; о шибка в построении предложения с однородными членами ; н еправильное построение предложения с деепричастным оборотом ; н арушение в построении предложения с причастным оборотом ; неправильное построение предложения с косвенной речью ; о шибка в употреблении имени числительного ; ошибка в построении сложного предложения; нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной. Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в д.п. (кому? чему?) Правильный вариант: Благодаря доктору, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу погода была прекрасной.
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 2. Ошибка в употреблении предлога по По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. Регистрация была завершена по прибытиЮ участников симпозиума в аэропорт. Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по завершениИ =после завершения; по приездЕ =после приезда, по истечениИ = после истечения, по прибытиИ = после прибытия) и др.
Слайд 5: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты > ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает такая формулировка предложения, где предлог находится в дистантном положении по отношению к «своему» существительному, то есть в том случае, когда между словами вставлено определение Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез сорвавшегося табуна Правильный вариант: Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез (кому? чему?) сорвавш ему ся табуну ( как ому?)
Слайд 6: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 3. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции Установить о причинах аварии, не касаться к этим вопросам Правильный вариант: Установить (кого? что?) причины аварии; не касаться (кого? чего?) этих вопросов
Слайд 7: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания Характерная им особенность Правильный вариант: Характерная (для кого?) для них особенность
Слайд 8: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 5. Неправильный выбор предлога Партнер в игре в теннис Правильный вариант: Партнер (по чему?) по игре в теннис
Слайд 9: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 1. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзных слов КТО, НИКТО Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной Союзные слова КТО, НИКТО употребляются с глаголами только в форме ед. числа. Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной
Слайд 10: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 2. Ошибки в предложениях с интерпозицией придаточного, по причине которой подлежащее и сказуемое находятся в дистантном положении Те, кто никогда не бывал в пустыне, представляет её в виде большого необитаемого пространства. Начинать работу с такими конструкциями необходимо с определения границ предложений. Правильный вариант: 1) Те, 2) (кто никогда не бывал в пустыне), 1) представляЮт её в виде большого необитаемого пространства.
Слайд 11: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 3. Ошибки в предложениях с приложением во множественном числе, поясняющем подлежащее, по причине которого подлежащее и сказуемое находятся в дистантном положении Никто, даже лучшие специалисты, не могли поставить правильный диагноз. Запомнить, что сказуемое сочетается с подлежащим, а не с приложением! Правильный вариант: Никто, даже лучшие специалисты, не мог поставить правильный диагноз.
Слайд 12: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: *Подлежащее выражено сочетанием местоимения НИКТО с существительным в родительном падеже множественного числа с предлогом ИЗ Никто из друзей не могли даже предположить, что невинная, как казалось сначала, шалость приведет к таким последствиям Местоимение НИКТО употребляется с глаголами только в форме ед. числа. Правильный вариант: Никто из друзей не мог даже предположить, что невинная, как казалось сначала, шалость приведет к таким последствиям.
Слайд 13: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * Подлежащее выражено собирательным существительным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа 1) Большинство студентов хорошо сдало экзамен 2) Ряд новых домов стояли в конце деревни. 1) Сказуемое нужно употреблять во множественном числе, когда речь идет о предметах одушевлённых или подчёркивается активность. Правильный вариант: Большинство студентов хорошо сдали экзамен. 2) Сказуемое нужно употреблять в единственном числе, когда подлежащее обозначает предметы неодушевлённые. Правильный вариант: Ряд новых домов стоял в конце деревни.
Слайд 14: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * Подлежащее выражено так называемым счётным оборотом, сочетанием количественного числительного или другого счётного слова (например, несколько ) с существительным в родительном падеже множественного числа. Десять бойцов бросилось в атаку. Засеяны сто двадцать гектаров. Несколько дам скорыми шагами ходило взад и вперёд. (Л.) Сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим-собирательным существительным. Правильный вариант: Десять бойцов бросились в атаку. Засеяно сто двадцать гектаров. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд. (Л.)
Слайд 15: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * Подлежащее выражено числительными два, три, четыре с существительным в родительном падеже множественного числа. Три книги лежит на столе. Четыре ученика вошло в класс. Позади их щёлкнуло два выстрела, просвистели две пули. (Л. Т.) Тридцать два человека дышало одним духом. ( Шол.) Сказуемое обычно ставится во множественном числе. Правильный вариант: Три книги лежат на столе. Четыре ученика вошли в класс. Позади их щёлкнули два выстрела, просвистели две пули. (Л. Т.) Тридцать два человека дышали одним духом. ( Шол.)
Слайд 16: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * Подлежащее выражено конструкцией с составными числительными, оканчивающимися на один Институт окончили триста один студент. Сказуемое, как правило, ставится в единственном числе. Правильный вариант: Институт окончил триста один студент.
Слайд 17: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * Подлежащее выражено конструкцией со словами тысяча, миллион, миллиард. Получены тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущено миллион рублей па благоустройство поселка. Говорил он так, будто перед его пальцем сидело тысяча Андреев. (А. Н. Т.) Сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде с числительным. Правильный вариант: Получена тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущен миллион рублей па благоустройство поселка. Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тысяча Андреев. (А. Н. Т.)
Слайд 18: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * Подлежащее выражено конструкцией с существительным лет, месяцев, дней, часов и т.п. Прошли две недели (П.) Пробили десять часов. (Т.) Пятнадцать лет так прошли. Сказуемое обычно ставится в единственном числе. Правильный вариант: Прошло две недели (П.) Пробило десять часов. (Т.) Пятнадцать лет так прошло.
Слайд 19: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * В подлежащем со счётным оборотом имеются слова все, эти, а также слова всего, только, лишь 1) Все три всадника ехало молча. (Г.) 2) Гостей приходили только трое. (П.) 1) Сказуемое ставится только во множественном числе. Правильный вариант: Все три всадника ехали молча. (Г.) 2) Напротив, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе. Правильный вариант: Гостей пришло только трое. (П.)
Слайд 20: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * Подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-. 1) Полдома сгорели. Полжизни прожиты. Полтарелки еще остались. 2) Полгода, проведенные в деревне, восстановило здоровье больного. 1) Сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени - в среднем роде. Правильный вариант: Полдома сгорело. Полжизни прожито. Полтарелки еще осталось. 2) Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе: Правильный вариант: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.
Слайд 21: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * С состав подлежащего входит имя существи -тельное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т.п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.) За моею тележкою четверка быков тащили другую. (Л.) Публики сегодня были целая бездна. Поток машин, орудий и повозок с грохотом катились по узкому мосту. Сказуемое ставится в единственном числе. Правильный вариант: За моею тележкою четверка быков тащила другую. (Л.) Публики сегодня было целая бездна. Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
Слайд 22: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * Подлежащее выражено конструкцией со словами много, мало, немного, немало, сколько Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, лежали в ветвях. Сколько разных чувств проходят во мне, сколько мыслей туманом проносятся... (Пр.) Сказуемое обычно ставится в единст -венном числе. Правильный вариант: Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидело в ветвях. Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится... (Пр.)
Слайд 23: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * Подлежащее выражено конструкцией с существительным мужского рода, обозначающим профессию, должность, звание и т.д. Педагог Сергеева прочёл лекцию. При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию.
Слайд 24: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.д.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже « Герой нашего времени» написано М.Ю. Лермонтовым. « Волки и овцы » поставлено на сцене городского театра. Сказуемое согласуется со словом или словами в именительном падеже. Правильный вариант: « Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым. « Волки и овцы » поставлены на сцене городского театра.
Слайд 25: 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией: * При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода Библиотека -музей отремонтирован, песня- романс стал весьма популярен, витрина- стенд помещён в вестибюле, часы -будильник остановился, книга -справочник весьма полезен, таблица- плакат висел на стене. Сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета. Правильный вариант: библиотека -музей отремонтирована, песня- романс стала весьма популярной, витрина- стенд помещена в вестибюле, внимание…
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 1. Ошибки в употреблении имен собственных В кинофильме « ВойнЕ и мирЕ »… В сочетании с именем нарицательным имя собственное остается в начальной форме, а изменяется только нарицатель-ное. Если же имя собственное употреб-ляется без нарицательного, то изменяется оно. Правильный вариант: В кинофильме «Война и мир»… или В « ВойнЕ и мирЕ »…
Слайд 27: 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 2. Ошибки в употреблении географических названий Я живу в городе Курск. Мы отдыхали на реке Волга. У деревни Ивантеевка строится новый свинокомплекс. На полуострове Таймыре расположилась исследовательская группа. В озере Байкале очень чистая вода. Названия городов, рек, сел, деревень СКЛОНЯЮТСЯ! Правильный вариант: Я живу в городе Курске. Мы отдыхали на реке Волге. У деревни Ивантеевки строится новый свинокомплекс.
Слайд 28: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 1. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и; если…, то; более(менее)…, чем и др. Хорошо отвечали как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. Нельзя нарушать парность двойных союзов. Правильный вариант: Хорошо отвечали как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов. Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
Слайд 29: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 2. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах Во время войны народ надеялся и верил в победу. Если однородные сказуемые имеют дно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им: Глагол надеялся не может управлять в.п. с предлогом в (надеялся на кого? на что?), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант : Во время войны народ надеялся на победу и верил в неё.
Слайд 30: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 3. Пропуск предлога при однородных членах На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены! Перед словом воздухе необходимо добавить предлог «в», так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант : На земле, в воде и воздухе – всюду мы защищены!
Слайд 31: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которыми они связаны по смыслу: нельзя «внести замечания». Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много высказано критических замечаний.
Слайд 32: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 5. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов. Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский. Все однородные члены должны стоять в одном падеже. Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.
Слайд 33: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 6. Нарушение однородности понятий Мы любим футбол и стрелять. Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу.
Слайд 34: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 7. Смешение родо -видовых понятий в ряду однородных членов. В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.
Слайд 35: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 8. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома.
Слайд 36: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 9. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. «Пришел с женой и плохим настроением» - логически несовместимые понятия. Правильный вариант: Иван Петрович пришел с женой, был в плохом настроении.
Слайд 37: 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 10. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
Слайд 38: 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 1. Добавочное действие (деепричастный оборот) и основное действие (сказуемое) имеют разного исполнителя Окончив с отличием политехнический институт, мне предстояла успешная карьера. Подлежащее «карьера» выполняет действие-сказуемое «предстояла», но оно не может «окончить политехнический институт». Правильный вариант: Окончив с отличием политехнический институт, выпускник рассчитывал на успешную карьеру (выпускник и институт окончил, и на карьеру рассчитывал)
Слайд 39: 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 2. Деепричастный оборот употреблен в безличном предложении, где исполнителя нет и быть не может Гуляя вечером, мне нездоровилось. Употреблять деепричастный оборот в безличном предложении нельзя, так как в нём исполнителя нет и быть не может. Правильный вариант: Гуляя вечером, я почувствовал недомогание. Но в некоторых случаях (см. выше) деепричастный оборот может быть уместен. Правильный вариант: Гуляя вечером, можно простудиться.
Слайд 40: 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 3. Сказуемое выражено конструкцией со страдательным причастием. Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками. Исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (медикаменты доставил самолёт, а осматривать его будут техники).
Слайд 41: 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 1. Нарушение согласования причастия с определяемым словом. Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду. Причастие и определяемое слово должны согласоваться (окончание в вопросе должно соответствовать окончанию причастия) Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами, (как ими ?) победивш ими английскую команду.
Слайд 42: 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 2. Разрыв причастного оборота определяемым словом. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Определяемое слово не может разрывать причастный оборот, оно может только перед ним или после него. Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. // Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
Слайд 43: 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 3. Неверное определение определяемого слова, создающее неоднозначность восприятия Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. Кто крадёт дрова: леса или всё-таки крестьяне Троекурова? Правильный вариант: Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова.
Слайд 44: 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Замена страдательных причастий действительными и наоборот Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. Водитель – это лицо, управляемое автомобилем. Действительное причастие на – ся следует, где это возможно, заменять страдательными. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. Водитель – это лицо, управляющее автомобилем.
Слайд 45: 7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 1. Смешение прямой и косвенной речи Студент грустно сказал, что я еще не готов отвечать. Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимения 1 и 2 лица. Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать.
Слайд 46: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 1. С лицами мужского и общего рода : трое мальчиков, двое сирот Трое девчонок весело смеялись, разглядывая картину. Правильный вариант: Три девчонки весело смеялись, разглядывая картину.
Слайд 47: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 2. С существительными, имеющими форму только мн. числа: двое суток, пятеро ножниц Мы отсутствовали двадцать двое суток. Правильный вариант: Мы отсутствовали двадцать два дня.
Слайд 48: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 3. С существительными ребята, люди, дети, лицо (в знач. «человек»): пятеро подозрительных лиц, двое ребят Пять людей вышло из дому. Правильный вариант: Пятеро людей вышло из дому.
Слайд 49: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. С личными место-имениями МЫ, ВЫ, ОНИ: их трое, вас семеро Нас было четыре. Вам двум необходимо сдать документы. Правильный вариант: Нас было четверо. Вам двоим необходимо сдать документы.
Слайд 50: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 5. С названиями парных предметов: двое носков, пятеро брюк. Мне было необходимо купить пять новых носков. Правильный вариант: Мне было необходимо купить пятеро новых носков.
Слайд 51: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 6. С детенышами животных: трое котят, малышей У моих соседей трое красивых кошек. Правильный вариант: У моих соседей три красивые кошки.. // У моих соседей трое красивых котят.
Слайд 52: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 7. С прилагательными и причастиями в значении существительных (субстантивированными существительными) В госпитальной палате теснилось шесть раненых. Я встретил два знакомых. Правильный вариант: В госпитальной палате теснилось шестеро раненых. Я встретил двоих знакомых.
Слайд 53: 8. Ошибка в употреблении имени числительного
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 8. Склонение имен числительных оба-обе Вымой обои ладони. Обоим бабушкам уступили место. Правильный вариант: Вымой обе ладони. Обеим бабушкам уступили место.
Слайд 54: 9. Ошибки в построении сложного предложения
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 1. Замена придаточного изъяснительного придаточным местоименно-определительным предложением и наоборот Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. Мы благодарны им, что живем под мирным небом. Правильный вариант: Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. Мы благодарны им за то, что живем под мирным небом.
Слайд 55: 9. Ошибки в построении сложного предложения
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 2. Неуместное употреб-ление двойных союзов вместо одиночного Когда тяжелый бой уже закончился, то кое-где еще были слышны выстрелы. Правильный вариант: Когда тяжелый бой уже закончился, то кое-где еще были слышны выстрелы.
Слайд 56: 9. Ошибки в построении сложного предложения
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 3. Дублирование частицы ли, употребленной в качестве союза в придаточном изъяснитель -ном предложении Учитель поинтересовался, что успеем ли мы закончить работу к концу урока. Правильный вариант: Учитель поинтересовался, успеем ли мы закончить работу к концу урока.
Слайд 57: 9. Ошибки в построении сложного предложения
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты 4. Неоправданная инвер -сия. Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черемуха. Правильный вариант: Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черемуха, когда наступит весна.
Последний слайд презентации: Русский язык Задание 7 Типичные ошибки в построении сложного предложения: 9. Ошибки в построении сложного предложения
Типы ошибок Примеры с ошибками Правила и правильные варианты Глагольные формы, употребленные в одном контексте, должны совпадать во временнОм значении Статья показывает пороки, современного общества и вызвала живой отклик у читателей. Замирает на мгновение сердце и застучит вновь. Кто-то сядет на лавочку, поднимет глаза на высокое небо и блаженно произнес: «Хорошо-то как!» Правильный вариант: Статья показала пороки, современного общества и вызвала живой отклик у читателей. Замрёт на мгновение сердце и застучит вновь. Кто-то сядет на лавочку, поднимет глаза на высокое небо и блаженно произнесёт: «Хорошо-то как!»