А. Щюц «О множественности реальностей» — презентация
logo
А. Щюц «О множественности реальностей»
  • А. Щюц «О множественности реальностей»
  • План
  • А. Щюц
  • Основные положения
  • А. Щюц «О множественности реальностей»
  • Анализ мира повседневной реальности
  • А. Щюц «О множественности реальностей»
  • А. Щюц «О множественности реальностей»
  • А. Щюц «О множественности реальностей»
  • А. Щюц «О множественности реальностей»
  • А. Щюц «О множественности реальностей»
  • А. Щюц «О множественности реальностей»
  • А. Щюц «О множественности реальностей»
  • А. Щюц «О множественности реальностей»
  • Различные миры фантазий
  • Миры фантазии
  • «Акты исполнения» в контексте воображения
  • Теория «непротиворечивости»
  • Миры фантазии
  • Миры фантазии
  • Выводы
  • МИР СНОВИДЕНИЙ
  • Пассивное внимание
  • Сравнение
  • И дея господствующей роли волений и инстинктов
  • Временн á я перспектива мира сновидений
  • МИР НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
  • МИР НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
  • Временная перспектива мира теоретизирующего Я
  • «Дефициты» научной теории
  • МИР НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
  • Как одинокое теоретизирующее Я находит доступ к миру трудовой деятельности ?
1/32

Первый слайд презентации: А. Щюц «О множественности реальностей»

Подготовили: Новикова Елизавета Станкевич Екатерина

Изображение слайда

Слайд 2: План

Об авторе Основные положения теории о множественности реальностей Анализ мира повседневной реальности Анализ мира фантазий Анализ мира сновидений Анализ мира научного теоретизирования

Изображение слайда

Слайд 3: А. Щюц

Шюц Альфред (1899-1959 гг.) - австрийско-американский философ и социолог, последователь Гуссерля, основоположник феноменологической социологии. Основное внимание Щюц уделял созданию философского фундамента социальных наук. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.

Изображение слайда

Щюц опирается на идею Джеймса о существовании многообразных миров опыта – субуниверсумов. Однако понятие « субуниверсум » он заменяет на понятие «конечная область смысла » «Конечная область смысла» - совокупность данных нашего опыта, если все они демонстрируют определенный когнитивный стиль и являются — по отношению к этому стилю — в себе непротиворечивыми и совместимыми друг с другом. М ежду реальностями нет прямого перехода, прямой коммуникации, переход из одной в другую предполагает скачок, перерыв постепенности и своеобразное шоковое переживание.

Изображение слайда

Слайд 5

Основные характеристики когнитивного стиля, присущего той или иной реальности: особая форма активности сознания преобладающая форма деятельности специфическая форма личностной вовлеченности особенная форма социальности своеобразие переживания времени.

Изображение слайда

Мир повседневной жизни» - интерсубъективный мир т.к. он является общим для всех нас. Является сценой и одновременно объектом наших действий и взаимодействий. Действия - проявлениями спонтанной жизни. Смысл - результат интерпретации прошлого опыта, увиденного из настоящего сейчас при рефлексивной установке. Субъективно осмысленным опыт - опыт, который можно вспомнить вне зависимости от его наличия в настоящем и который можно изучить на предмет его строения.

Изображение слайда

Слайд 7

Субъективно осмысленные переживания, имеющие истоком нашу спонтанную жизнь - активность. Активность может быть открытой(простое делание) и закрытой (простое думание ) Заранее спланированная активность называется действием. Открытые действия, которые вторгаются во внешний мир посредством телодвижений Щюц называет рабочими операциями. Они наиболее важны для конструирования рабочей реальности.

Изображение слайда

Слайд 8

Активность сознания Для повседневной реальности характерна особая форма активности сознания бодрствующее сознание = напряженное внимание к жизни

Изображение слайда

Слайд 9

Временная структура любых действий Когда мы обращаемся к какому-либо действию, мы можем проанализировать его только с точки зрения прошлого. Таким образом переживания действия в настоящем превращаются в воспоминания. все действия основываются на заранее составленном проекте. Проецируя какие-либо действия, мы предвосхищаем результат своего будущего действия, который может сбыться или нет.

Изображение слайда

Слайд 10

Временная структура рабочих действий Мы синхронно переживаем рабочее действие как серию событий во внешнем и во внутреннем времени, соединяя оба измерения в единый поток, который следует назвать живым настоящим.

Изображение слайда

Слайд 11

Социальная структура мира повседневной жизни мир повседневной реальности – это интерсубъективный мир. В процессе социального взаимодействия люди с помощью коммуникации сообщают значения другим участникам интеракции. Другие интерпретируют эти сообщения и строят свои ответные действия на основе своей интерпретации. Любая коммуникация опирается на акты рабочих операций. В процессе коммуникации лицом к лицу появляется новое измерение времени: коммуникатор и слушатель разделяю общее живое настоящее.

Изображение слайда

Слайд 12

Социальная структура мира повседневной жизни Общность пространства позволяет увидеть тотальное Я Другого, т.к. мы имеем возможность наблюдать его не спланированные действия. Универсальной темпоральная структурой интерсубъективного мира повседневной жизни – стандартное время.

Изображение слайда

Слайд 13

Страты реальности в повседневном мире рабочих операций Страта мира рабочих операций - мир в пределах досягаемости индивида, который включает предметы, находящиеся в пределах его видимости и в диапазоне его слышимости, а также соседние области его потенциальных рабочих операций.

Изображение слайда

Слайд 14

Мир рабочих операций как целостность выступает верховным по отношению ко множеству других субуниверсумов реальности. Мир повседневной жизни Мир фантазий Мир сновидений Мир науки

Изображение слайда

Слайд 15: Различные миры фантазий

Данная группа повсеместно известна как Вымыслы или Воображаемое и включает в себя области грез, игры, литературы, сказок, мифов, шуток. Все вышеперечисленные области по всем параметрам отличаются от мира повседневности, предлагая контекст квазиреальных фантазий.

Изображение слайда

Слайд 16: Миры фантазии

Преимущества Отсутствие необходимости преодолевать сопротивление объектов. Свобода от прагматического мотива Отсутствие ограничений на возможности наших свершений Недостатки Возможные свершения не тождественны «Исполняемому» Отсутствие намерения реализовать фантазию Отсутствие позиционности тематического сознания

Изображение слайда

Слайд 17: Акты исполнения» в контексте воображения

«Рабочие акты» лишь воображаются как акты исполнения и несут в себе «Кавычки». Человеческое Я не реализуется в этом мире полностью, практиче­ски-деятельная его сторона остается не участвующей и никак не преобразует внешний мир.

Изображение слайда

Слайд 18: Теория «непротиворечивости»

Согласно высказыванию Уильяма Джеймса, любой объект, остающийся непротиворечивым, или ipso facto, принимается на веру и возводится в абсолютную реальность. Гуссерль развивает эту мысль и вводит понятия предикации реальности и предикации существования.

Изображение слайда

Слайд 19: Миры фантазии

Качество соци­альности этого мира снижается: в предельном случае коммуникация и понимание продуктов фантазии вообще невозможно. Наконец, здесь совсем иная временная перспектива: фантастика не живет в трудовом времени, хотя и может быть локализована в личностном и социо-историческом времени.

Изображение слайда

Слайд 20: Миры фантазии

Иначе говоря, в области воображения можно преодолеть только фактическую, но не логическую несовместимость. В мире фантазий шансы достижимости и восстановимости фактических ситуаций не существуют в том же смысле, в каком они существуют в мире рабочих операций.

Изображение слайда

Слайд 21: Выводы

Б уквально все характери­стики мира фантазии обнаруживают дефицит каких-то качеств, свойст­венных миру повседневности : внимания к жизни, деятельности, личностности, социальности. Отсюда можно сделать вывод, что мир фантазии представляет собой какую-то трансформацию мира повседневности, а не независимую по отношению к ней и равноправную с ней реальность.

Изображение слайда

Слайд 22: МИР СНОВИДЕНИЙ

Сон можно определить как абсолютное расслабление, как отвращение от жизни. Спящее Я не имеет никакого прагматического интереса к тому, чтобы доводить свои преимущественно смешанные восприятия до состояния частичной ясности и различимости. Тем не менее, оно продолжает воспринимать, как и продолжает вспоминать и мыслить.

Изображение слайда

Во сне продолжаются и малые восприятия, которые в состоянии бодрствования в силу прагматической ориентации на жизненные задачи остаются неразличимыми и невыразимыми или, как называют их по нынешнему обыкновению, — бессознательными. Это есть пассивное внимание, то есть сумма эффектов, производимых малыми восприятиями на сокровенный центр личности, который только и определяет интерес сновидящего и темы его сновидений.

Изображение слайда

Слайд 24: Сравнение

фантазирующее Я характеризуются свободой усмотрения Способность наполнить свои пустые протенции и предвосхищения любым содержанием Процесс воображения может протекать как в одиночестве, так и социально, и тогда он присутствует в Мы-отношении сновидящее Я Отсутствие свободы усмотрения Не обладает ни произвольной властью над шансами, ни возможностью наполнять пустые предвосхищения. Мы не можем видеть сны сообща и находимся в пустом вымышленном квази -Мы-отношении.

Изображение слайда

Слайд 25: И дея господствующей роли волений и инстинктов

Актуальные воления, актуальные проекты, актуальные цели и т. п. не существуют в жизни сновидений. То, что есть в сновидениях от волений, проектов, целей, не имеет своим истоком сновидящее Я. Это воспоминания, ретенции и репродукции волевых переживаний, родившиеся в мире бодрствования. В этом смысле мы можем сказать, что attention à la vie* сновидящего направлено на прошлый опыт его Я. Это внимание в прошлом времени.

Изображение слайда

Слайд 26: Временн á я перспектива мира сновидений

Временн á я перспектива здесь имеет очень сложную структуру. Начальное и завершающее, настоящее, прошлое и будущее сплетены воедино ; На первый взгляд —явления в сновидении отрезаны и независимы от потока внутреннего durée. Но они оторваны лишь от схемы стандартного времени. Необратимость durée существует и в сновидческой жизни. Лишь бодрствующий рассудок, который помнит свой сон, питает иногда иллюзию возможной обратимости.

Изображение слайда

Слайд 27: МИР НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Научное теоретизирование - не служит никакой практической цели. Его предназначение состоит не в том, чтобы подчинять себе мир, а в том, чтобы наблюдать и, по возможности, понимать его. Научное теоретизирование — это одно, занятие наукой в мире рабочих операций — другое.

Изображение слайда

Слайд 28: МИР НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Мы можем теперь суммировать некоторые черты epoché, присущего научной установке. В этом epoché «заключается в скобки» (выключается): 1) субъективность мыслителя как человека среди других людей, включая его телесное существование как психофизического человеческого существа в мире 2) система ориентации 3) основополагающее беспокойство и система прагматических релевантностей, вытекающих из нее.

Изображение слайда

Слайд 29: Временная перспектива мира теоретизирующего Я

Теоретический мыслитель тоже живет в своем внутреннем durée, он тоже стареет, поскольку его запас опыта постоянно меняется с появлением и закреплением нового опыта. Теоретизирующее Я, тем самым, имеет свою специфическую форму прошлого, а именно историю своих предпереживаний и их осадков, и свою специфическую форму будущего, а именно открытые горизонты наличной проблемы

Изображение слайда

Слайд 30: Дефициты» научной теории

дефицит деятельности. Теоретик именно в своей роли теоретика не испытывает воздействий внешнего мира и сам на него не воздействует. Его установка чисто созерцательная. дефицит личности. Физическая и социальная личность теоретика практически выключены, когда он занимается теоретизи­рованием. Он в это время и везде, и нигде, его личная перспектива от­сутствует.

Изображение слайда

Слайд 31: МИР НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Однако в отличие, например, от области фантазии сфера научного теоретизирования определенным образом социально структурирова­на. Проблема, над которой работает теоретик, определяет систему его релевантности, диктует, какие разделы знания являются более, какие менее важными. Здесь существуют типические проблемы и типиче­ские решения.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: А. Щюц «О множественности реальностей»: Как одинокое теоретизирующее Я находит доступ к миру трудовой деятельности ?

Первое: предложение рас­сматривать научные понятия как "типы второго порядка« Второе: включение в число требований к на­учной теории так называемого постулата субъективной интерпрета­ции

Изображение слайда

Похожие презентации