Первый слайд презентации: Становление фонематической стороны речи в онтогенезе»
1 «Становление фонематической стороны речи в онтогенезе»
2 Развитие фонематического слуха в онтогенезе Фонематический слух - один из базовых звеньев речевой деятельности, который обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную и др. В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка (вздрагивание всем телом, мигание, изменение дыхания и пульса) На второй неделе звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных, рефлексов.
Слайд 3: Формирование условного рефлекса
3 Формирование условного рефлекса Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. На третьем и четвертом месяце жизни ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки Ребенок шести-восьми месяцев может уже правильно реагировать на произнесенные кем-либо определенные слова.
4 Различение оппозиционных звуков детьми происходит постепенно: Первоначально ребенок различает наиболее грубо противопоставленные звуки - гласные и согласные Далее происходит дифференциация «внутри» гласных - [и-у], [э-о], [и-о], [э-у]; позже остальных он начинает различать высокочастотные гласные [и-э], низкочастотные звуки [у-о]; труднее воспринимается звук [ы]; Затем происходит формирование оппозиции «внутри» согласных.
Слайд 5: Развитие фонематического слуха
5 Развитие фонематического слуха Ребенок в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства. К концу второго года жизни при понимании речи ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. К началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи и фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.
Слайд 6
6 Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь.
Слайд 7: Генетические ряды формирования фонематического развития ребенка (Н.Х. Швачкин )
7 1-й - различение гласных; 2-й - различение наличия согласных; 3-й - различение сонорных и артикулируемых шумных; 4-й - различение твердых и мягких согласных; 5-й - различение сонорных согласных; 6-й - различение сонорных и неартикулируемых шумных; 7-й - различение губных и язычных; 8-й - различение взрывных и придувных; 9-й - различение передне- и заднеязычных; 10-й - различение глухих и звонких; 11-й - различение шипящих и свистящих; 12-й - различение плавных и среднеязычного [j]. Генетические ряды формирования фонематического развития ребенка (Н.Х. Швачкин )
Слайд 8: Фонематический слух развивается в связи с развитием семантики речи
8 Фонематический слух развивается в связи с развитием семантики речи Последовательность развития Фонематические различения Стадия Ступень Ряд Этап Первая (различение гласных) Первая (различение гласных) Первый (различение гласных) Первый Второй Третий различение [а] и других гласных различение [и - у], [э - о],[и - о], [э - у] различение [и - э], [у - о] Вторая ( различениесогласных ) Вторая предвари-тельная (различение наличия согласных) второй - различение наличия согласных: фонема = согласная - нуль - фонема ([бок - ок], [вэк -эк], [дик - ик]) третья (различение сонорных и артикулируемых шумных) третий различение сонорных и артикулируемых шумных: [м - б],[ р - д ], [ н - г], [ j - в]
Слайд 9: Общая схема фонематического развития (Н.Х. Швачкин)
9 Общая схема фонематического развития (Н.Х. Швачкин) Последовательность развития Фонематические различения Стадия Ступень Ряд Этап четвертая (различение твердых и мягких согласных) четвертый - различение твердых и мягких согласных: [ н - н '], [м - м '], [б - б '], [ д - д ], [в - в '], [ з - з '], [л - л '], [ р - р '] пятая (различение сонорных) пятый (различение сонорных) первый второй третий различение назальных и плавных + [ j ]: [м - л], [м - р ], [ н - л], [ н - р ], [ н - j ], [м - j ] различение назальных: [ м-н ] различение плавных: [л - р ]
Слайд 10
10 Последовательность развития Фонематические различения Стадия Ступень Ряд Этап шестая (различение шумных) шестой - различение сонорных и неартикулируемых шумных: [м - з], [л - х], [н -ж] седьмой - различение губных и язычных: [б - д ], [ б - г], [в - з ], [ ф - х ] восьмой - различение взрывных и придувных: [б - в], [ д - з ], [к - х ], [ д - ж]
Слайд 11
11 Последовательность развития Фонематические различения Стадия Ступень Ряд Этап девятый - различение передне- и заднеязычных: [д - г], [с - х], [ш - х] десятый - различение глухих и звонких: [п - б], [т - д], [к - г], [ф - в], [с - з], [ш - ж] одиннадцатый - различение шипящих и свистящих: [с - з], [ш - ж] двенадцатый - различение плавных и [j]: [р - j], [л - j]
Последний слайд презентации: Становление фонематической стороны речи в онтогенезе»: Периодизация формирования фонематического развития (по Р.Е. Левиной)
12 Периодизация формирования фонематического развития (по Р.Е. Левиной) 1 этап - дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков; 2 этап - начальная стадия дифференциации фонем; 3 этап - завершающая стадия дифференциации фонем; 4 этап - появляется готовность к элементарному звуковому анализу; 5 этап - возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.