Первый слайд презентации: П е стушки
ПЕ́СТУШКИ (от пестовать — нянчить, растить, холить) — короткие стишки и песенки для развития младенца. Особенности и роль: сопровождаются физическими движениями, упражнениями (разводят ему руки или машут кистями, переваливают головку с ладони на ладонь во время купания или когда хотят успокоить при ушибе и т.д.); включают элементарные игры (подбрасывают на руках или качают на коленях); убаюкивают проснувшегося ребенка; много слов-звукоподражаний («ко-ко-ко», «кукареку» и др.); много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами « Потягунюшки, порастунюшки …»; шутливое содержание: « Чук, чук, чук, чук, наловил деда щук…»
Слайд 2: Наша уточка с утра: - Кря, кря, кря! Наши гуси у пруда: -Га, га, га! Наши курочки в окно: - Ко, ко, ко! А как Петя-петушок Рано-рано поутру: - Кукареку!
Слайд 3: Потешки
Потешка — элемент педагогики, песенка- приговорка. Особенности и роль: сопутствует игре с пальцами, руками и ногами ребёнка; с опровождает развитие детей; в игровой форме побуждают ребенка к действию; производят массаж, физические упражнения, стимулируют моторные рефлексы; стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, рук, мимики; прививают ребёнку навыки гигиены, порядка; развивают мелкую моторику; развивают эмоциональную сферу.
Слайд 4: Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила! Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: "Ты воды не носил, Ты дров не рубил, Ты печь не топил, Лентяй, кыш, лети!"
Слайд 5: Прибаутки
Прибаутка ( от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история. Особенности и роль: яркий динамичный сюжет; диалоги, юмор; персонажи – люди и зверушки; помогают познавать мир, учат добрым отношениям с людьми, правилам поведения; показывают ценность труда и нравственных качеств личности; включают во взаимоотношения с окружающим миром.
Слайд 7: Небылицы (перевёртыши)
Небылица ( небыва́льщина ) — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, обычно комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности. Особенности: вымысел доведен до нелепости (комический эффект); смещение реальных связей и отношений (абсурд, перевернутый мир); « действительность выворочена наизнанку » (В.Я. Пропп, филолог, фольклорист, профессор).
Слайд 8: Чик, чики, чикалочки, Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке
Слайд 9: Молчанки
Молчанка — неподвижная детская игра, в которой проигрывает тот, кто первый заговорит ; жанр детского потешного фольклора. Особенности и роль: испытание молчанием; число участников не ограничено ; « Весь интерес этой игры выражен словом и в слове, действие практически отсутствует » (М.С. Старченко); текст призывный (« яркие, образные картины » как правило юмористического содержания); грубые моменты (у взрослых – омерзение, у детей – веселье); этапы игры: чтение текста; молчание (при этом - попытка ведущего рассмешить), всеобщий смех.
Слайд 10: Венчики, венчики, Летали бубенчики По травке и росе, по чужой полосе, собирали орешки, Медок, сахарок,- Молчок!
Слайд 11: Заклички
Закличка – небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы. Особенности и роль: краткость; созвучие, диалог с природой; открытость миру.
Слайд 12
Гром, гром, Не бей наш дом! А бей в колоду, В болотную воду — Жабке напиться, Блошке утопиться! * **** Туман, туман, Не стелись по лугам, А стелись по болотам, По крутым наволОкам *! * **** Радуга-дуга, Перекинься на луга! Отворяй ворота — Крючком, сучком, Золотым пятачком, Тонкой ниточкой, Под калиточкой. * **** Гром гремучий! Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи !
Слайд 13: Страшилки
Страшилки — жанр детского фольклора. Особенности: короткие стихи и рассказы о страшных ситуациях и событиях; игра «в страшное». Цели: испугать слушателя; предостеречь об опасности; поиграть «в страшное».
Слайд 15: Считалки
Считалки — жанр детского фольклора. Цель: случайное избрание (обычно одного) участника из множества. Особенности: небольшие стихотворные тексты; чёткая рифмо - ритмическая структура; шутливая форма.
Слайд 16: Раз, два, три, четыре – Кошку грамоте учили, Не читать, не писать, А за мышками скакать
Слайд 17: Загадки
Загадка — метафорическое выражение, требующее отгадки. Цель: интеллектуальное развлечение. Польза: развитие смекалки, ассоциативного и образного мышления. Особенности: один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое- нибудь сходство. NB! На основании сходства человек и должен отгадать задуманный предмет.
Слайд 18: Скороговорки
Скороговорка — это короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Цель: развитие речи; развлечение путем сложного произнесения короткого текста. Особенности: содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем; содержат аллитерации и рифмы.
Слайд 20: Дразнилки
Дразнилка — жанр детского фольклора, прибаутка, в рифмованном виде связывающая имя или прозвище высмеиваемого и его настоящие или выдуманные недостатки (например, «Лиза-подлиза»). Цель: адресуются сверстникам, безобидным взрослым людям и даже животным и статуям. Особенности: по форме — краткие, в основном, однострофные произведения; юмористический, реже сатирический характер; произошли из песен юмористического характера, исполнявшихся во время различных обрядов (уничижение является одним из видов корильных песен, исполняемых во время величания на свадьбе). NB! К ним близки поддёвки ( издёвки ) — диалоги или псевдодиалоги, исполняемые с целью поймать адресата на слове: «Скажи „двести“ — Двести — Сиди, дурак, на месте ».
Слайд 21: Поговорки
Поговорка — краткое высказывание, метко описывающее какое-либо явление жизни. Цель: выразительность речи. Особенности: краткость; имеет буквальное значение ( «коса — девичья краса») или образное значение («из-за чего сыр-бор разгорелся» ); образность; логически и грамматически не закончена; лишена обобщающего поэтического смысла (отличие от пословицы).
Слайд 22: Пословицы
Пословица — это изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Особенности: к раткость; т очность; повествовательный характер: « В гостях хорошо, а дома лучше »; побудительный характер: « К уй железо, пока горячо ».