Сущность и структура процесса обучения. Законы, закономерности и принципы — презентация
logo
Сущность и структура процесса обучения. Законы, закономерности и принципы
  • Сущность и структура процесса обучения. Законы, закономерности и принципы обучения
  • Понятие обучения
  • Понятие обучения
  • Сущность процесса обучения
  • Задачи процесса обучения
  • Движущая сила процесса обучения
  • Функции процесса обучения
  • Виды обучения
  • Структура процесса обучения
  • Компоненты процесса обучения
  • Компоненты процесса обучения
  • Компоненты процесса обучения
  • Законы процесса обучения
  • Закономерности процесса обучения
  • Закономерности процесса обучения
  • Принципы обучения
  • Система принципов обучения
  • Система принципов обучения
  • Взаимосвязь принципов и правил обучения
1/19

ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ТЕМА 2

Изображение слайда

единство знаний, установленных и выведенных в опыте способов деятельности, опыта творчества и эмоционально-ценностного отношения к миру (И.Я. Лернер ) «целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества» (М.В. Буланова-Топоркова)

Изображение слайда

«педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности» ( Пед. энцикл. словарь под ред. Б.М. Бим-Бада ) двусторонний педагогический процесс преподавания - учения, в ходе которого происходит овладение учащимися под руководством учителя знаниями, умениями и навыками, развитие их познавательных сил, формирование взглядов и убеждений, результатом которого является образование ( Пед. словарь под ред. И.А. Каирова )

Изображение слайда

обучение – есть целенаправленный процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений

Изображение слайда

Слайд 5: Задачи процесса обучения

организация познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками; стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся; совершенствование учебных умений и навыков; развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Изображение слайда

Слайд 6: Движущая сила процесса обучения

основное противоречие процесса обучения как противоречие между выдвигаемым ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного отношения и развития

Изображение слайда

Слайд 7: Функции процесса обучения

Образовательная функция направлена на расширение знаний Воспитательная функция связана с формированием отношений Развивающая функция отражается в характере обучения

Изображение слайда

Слайд 8: Виды обучения

метод сократической беседы догматическое обучение объяснительно-иллюстративный вид обучения виды обучения, основанные на самостоятельно добывании знаний под руководством педагога-консультанта (Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.) программированное обучение (линейное и разветвленное) дифференцированное обучение индивидуальное обучения дистанционное обучение

Изображение слайда

Слайд 9: Структура процесса обучения

Компоненты процесса обучения: целевой содержательный потребно-мотивационный операционально-деятельностный эмоционально-волевой контрольно-регулировочный оценочно-результативный

Изображение слайда

Слайд 10: Компоненты процесса обучения

Компонент процесса обучения Деятельность учителя Деятельность ученика ЦЕЛЕВОЙ Определяет цель учебно-познавательной деятельности (УПД) учащихся Осознание цели учебно-познавательной деятельности СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ Определяет содержание материала, подлежащего усвоению Осмысление темы нового материала, основных вопросов, подлежащих усвоению

Изображение слайда

Слайд 11: Компоненты процесса обучения

Компонент процесса обучения Деятельность учителя Деятельность ученика ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ Формирует потребность в знаниях и мотивах учебной деятельности Развитие и углубление потребностей и мотивов ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Формирует потребность в знаниях и мотивы учебной деятельности Восприятие, осмысление запоминание материала, применение знаний на практике, повторение

Изображение слайда

Слайд 12: Компоненты процесса обучения

Компонент процесса обучения Деятельность учителя Деятельность ученика ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ Придает УПД учащихся эмоционально-положительный характер Проявление эмоционально-положительного отношения, волевых усилий в УПД КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ Регулирует и осуществляет контроль за ходом УПД Самоконтроль и внешняя коррекция в процессе УПД ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ Оценивает результаты УПД учащихся Самооценка результатов УПД

Изображение слайда

Слайд 13: Законы процесса обучения

Закон социальной обусловленности, содержания и методов Закон воспитывающего и развивающего обучения Закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся Закон целостности и единства педагогического процесса Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности

Изображение слайда

Слайд 14: Закономерности процесса обучения

Внешние закономерности: характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации в стране, уровня культуры и потребностей обществ в определенном типе личности и уровне образования

Изображение слайда

Слайд 15: Закономерности процесса обучения

Внутренние закономерности: закономерность между обучением и воспитанием – обучающая деятельность преподавателя преимущественно всегда носит воспитывающий характер; зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения – чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения; прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и новый материал.

Изображение слайда

Слайд 16: Принципы обучения

Принцип обучения представляет собой инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции. Это – знание о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности, регуляторов практики.

Изображение слайда

Слайд 17: Система принципов обучения

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения Принцип научности содержания и методов учебного процесса Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности

Изображение слайда

Слайд 18: Система принципов обучения

Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, эмоционального и рационального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода Принцип доступности обучения Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся Принцип связи обучения с жизнью (с практикой) Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Сущность и структура процесса обучения. Законы, закономерности и принципы: Взаимосвязь принципов и правил обучения

дидактические принципы представляют собой основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями правило в педагогической интерпретации – основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения поставленной цели

Изображение слайда

Похожие презентации