Первый слайд презентации: Тема 3. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ
Введение. Основные понятия. Геометрический вид формы. Положение формы в пространстве. Величина формы. Фактура. Светотень. Цвет.
Слайд 3
В основе восприятия объемно-пространственных форм лежат свойства, присущие всем архитектурным объемам и используемые в архитектурной композиции.
Слайд 4
Основные свойства объемно-пространственных форм следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса, фактура, свет цвет. .
Слайд 5: 3.1. Геометрический вид формы
Каждое из этих свойств может изменяться в определенных пределах и иметь бесконечное количество состояний. При сопоставлении различных состояний свойств возможны самые разнообразные их сочетания.
Слайд 6
Вид формы композиционного элемента определяется: стереометрическим характером очертания поверхности фигуры; соотношением размеров формы по трем координатам.
Слайд 7
Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания условно можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, — куб и параллелепипед (рис. 8). К второй группе относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, — пирамиды, призмы, многогранники (рис. 9). Третья группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, — шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и гиперболическими поверхностями и т.д. (рис.10). К четвертой группе можно отнести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криволинейные поверхности
Слайд 8: первая группа фигур
В архитектурной композиции наиболее употребительна первая группа фигур — кубы и параллелепипеды. Это объясняется следующими обстоятельствами: прямоугольные элементы наиболее удобны для организации жизненных процессов и ориентации человека в пространстве; прямоугольные элементы легко соединяются в группы; внутреннее пространство прямоугольных элементов нетрудно разделить на им подобные пространства меньшего размера; вертикальные и горизонтальные плоскости этих элементов соответствуют наиболее развитой конструктивной стоечно-балочной системе. Формы других стереометрических тел труднее сочетаются между собой. Их применение эффективно в особых случаях, при организации единичных крупных пространств.
Слайд 9: Форма композиционного элемента
Форма композиционного элемента в зависимости от соотношения величин измерений по трем координатам может быть объемной, плоскостной и линейной. Объемная форма. Плоскостная форма. Линейная форма. При измерении соотношений трех типовых состояний объемно-пространственной формы обнаруживается возможность перехода от объема к плоскости, от плоскости к линии. Например, предельные состояния формы — куб, квадрат, линия.
Слайд 10: Объемная форма
Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичные объемные формы — куб, шар. В этих фигурах измерения по всем трем направлениям равны.
Слайд 11: Плоскостная форма
Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при подчиненной третьей. Наиболее типичным примером является плоскостной параллелепипед.
Слайд 12: Линейная форма
Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими.
Слайд 13: 3.2. Положение формы в пространстве
Это свойство определяется по отношению: к осям координат, к зрителю, к другим формам. Рис.1. по отношению к осям координат Рис.1. по отношению друг к другу и к зрителю Рис.1. основные положения плоскостей в пространстве
Слайд 14
Положение формы по отношению к зрителю или другим формам определяется в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться : ближе-дальше, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту : выше-ниже
Слайд 15
Положение формы по отношению к осям координат определяется: наибольшей по площади поверхностью формы: доминирующей осью.
Слайд 16
По ориентации наибольшей поверхности типовыми положениями формы в пространстве будут: фронтальное, профильное, Горизонтальное.
Слайд 17
По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной (по оси Z) горизонтальной (по осям X и У).
Слайд 18
По расположению между собой формы могут находиться: на некотором расстоянии; примыкать друг к другу; врезаться друг в друга.
Слайд 19
Наиболее активное взаиморасположение в композиции — врезка одного элемента в другой. Наиболее пассивное — примыкание.
Слайд 20: Величина формы
Величина формы рассматривается как: соотношение протяженностей формы по трем координатам; как соотношение двух или более форм между собой (больше-меньше) ; и по отношению к человеку. Пределами ряда форм по величине будут равенство сопоставляемых форм или минимальные размеры одной формы по отношению к другой, когда обе формы ясно воспринимаются.
Слайд 22: Масса и массивность объемно-пространственных форм
При одинаковом количестве вещества, из которого состоят тела, куб, шар и другие объемные формы воспринимаются более массивными, чем формы приближающиеся по своим пропорциям к линейным
Слайд 23: Масса Зависимость массивности от величины формы
Р ис. 1. Зависимость массивности от величины формы
Слайд 24: Масса и массивность объемно-пространственных форм
В физике масса определяется как количество вещества, из которого состоит тело. В художественно-композиционном плане это свойство (масса) на основе ассоциативного восприятия рассматривается как массивность.
Слайд 25: Масса и массивность объемно-пространственных форм
В художественно-композиционном плане это свойство (масса) на основе ассоциативного восприятия рассматривается как массивность.
Слайд 26: Масса и массивность объемно-пространственных форм
Массивность как свойство объемно-пространственных форм имеет ряд особенностей: с изменением формы по величине, при прочих равных условиях, изменяется масса; большей по величине форме соответствует большая масса. Следовательно, большая форма воспринимается более массивной; массивность формы изменяется в зависимости от степени объемности, плоскостности или линейности ее
Слайд 27: Масса и массивность объемно-пространственных форм
массивность зависит от плотности заполнения формы материалом. Одним пределом плотности массы является минимальное заполнение формы, при котором обеспечивается сохранение этой формы, другим — максимальное заполнение формы (монолитная форма)
Слайд 28
На массивность форм влияет материал, из которого она сделана, его цвет и фактура. Одинаковые по величине кубы из стекла и дерева воспринимаются по-разному. Стеклянный куб за счет своей прозрачности воспринимается более легким, хотя физический вес его больше деревянного. Масса и массивность объемно-пространственных форм
Слайд 29: Фактура
Под фактурой подразумевается характер поверхности того слоя художественного произведения, который непосредственно воспринимается зрителем. Фактурой можно считать характер поверхности различного масштаба — от шероховатости до степени расчлененности плоскости фасада многоэтажного здания Если элементы воспринимаются как самостоятельные части формы, то зрительно они выглядят не как фактура, а как членения поверхности формы
Слайд 30: Фактура
обработка поверхности независимо от ее величины воспринимается как фактура при определенной частоте повторяющихся элементов, иначе эти элементы будут восприниматься как членение формы. Восприятие фактуры поверхности зависит также от положения зрителя. При отдалении от поверхности отдельные элементы, ранее воспринимаемые как членения формы, будут сливаться в общий фон и выглядеть как фактура поверхности.
Слайд 31: Светотень
Свет обеспечивает возможность восприятия зрителем объема, поверхности и пространства. Распределение светотени при восприятии объемно-пространственных форм может меняться от полной затемненности до максимальной освещенности. Это зависит: от направления света, от силы источника света.
Слайд 32
При предельных состояниях светотени восприятие формы затруднено. На характер светотени влияет также распределение отраженного света от окружающих форму поверхностей. Большое значение в раскрытии пластических свойств формы имеет свет как естественный, так и искусственный.
Слайд 33
Естественный свет разделяется по степени яркости на: повышенный, средний и пониженный. Первый характерен для прямого солнечного освещения, второй — дневного рассеянного света (при облачном небе), третий — сумеречного. Каждый вид по-своему влияет на раскрытие пластики формы.
Слайд 34
Искусственно созданная световая форма может иметь разный геометрический вид. По нему она может быть разделена на: точечную, линейную, плоскостную, объемную, пространственную форму.
Слайд 35: Светотень
Важнейшее композиционное свойство искусственного света - характер распространения или направленност ь. По этому свойству его можно разделить на три основных вида: прямой, рассеянный и отраженный. Первый, прямой, характеризуется открытостью источников света, образующих яркое, четкое по очертаниям световое поле. Второй, рассеянный — проходит сквозь полупрозрачные экраны или люверсы (это разного рода формы, рассеивающие свет и выполненные чаше всего в виде решеток, отличающихся по рисунку, материалу, цвету и другим композиционным признакам), создавая менее яркое, но, как правило, более значительное по площади, мягкое освещение. Третий, отраженный — направленный на фоновую плоскость (или плоскости) и отличающийся плавностью перехода от света к тени. Разновидностью этого света выступает к онтражурный свет, который также отражается от фоновой поверхности, но при этом четко выявляет силуэт экранирующей его формы.
Слайд 36: Свтотень
Рассеянный свет хорошо выявляет силуэт формы, которая смотрится на его фоне контражуром. При таком свете: горизонтальная пластика выглядит контрастнее вертикальной, рельеф лучше всего воспринимается при глубине 3—7 см, более заметны резкие переломы, чем плавные переходы формы, глубина вертикального рельефа мало влияет на его восприятие, контрастнее выглядит более мелкая пластика, чем крупная, цилиндрическая форма четче выглядит на фоне светлых, а не темных плоскостей.
Слайд 37
Искусственный свет. Имеет важное композиционно-художественное значение в наше время. Выступает не только формомоделирующим, но и формообразующим средством построения композиции. В принципе обладает теми же свойствами, что и естественный свет. Специфика - в крайнем разнообразии образуемых им форм и их самых широких художественных возможностях в построении пластических композиций.
Слайд 38
Искусственный свет может выявлять пластический характер и «дневной» формы (плоскостной, объемной и пространственной), выделять в ней акценты. Он может зрительно преображать эту форму, создавая новые, порой «негативные» по отношению к ней пластические эффекты.
Слайд 39: Цвет
Цвет можно классифицировать по таким категориям: цветовой тон; насыщенность и яркость (или светлота); видимый спектр в свою очередь состоит из теплой гаммы (желтый — оранжевый — красный цвета и промежуточные состояния) и из холодной гаммы (зеленый — синий — фиолетовый цвета и промежуточные состояния); ряд цветов от хроматических к ахроматическим —например, от красного к белому, от красного к серому или к черному.
Слайд 40: Цвет как свойство объемно-пространственных форм
Цвета, дающие в сумме ахроматический цвет, называются взаимно дополнительными. Основные взаимно дополнительные пары: красный —зелено-голубой; оранжевый —голубой; желтый —синий; желто-зеленый —фиолетовый; зеленый —пурпурный. Исходными основными цветами служат три цвета: красный, желтый и синий. Смешанные попарно они дают остальные спектральные цвета. Сумма трех исходных цветов составляет белый (ахроматический) цвет.
Слайд 41: Цвет как свойство объемно-пространственных форм
Цвет следует рассматривать как дополнительный компонент, который может выявить, но может и зрительно деформировать, разрушить объемно-пространственную форму. Используя особенности цвета, можно компенсировать недостатки формы или подчеркнуть, усилить характерные черты.
Слайд 42: Цвет как свойство объемно-пространственных форм
Особенно это относится к пространственным композициям. Сочетая холодные и теплые цвета, насыщенность и количество цвета, можно иллюзорно расширить пространство, создать ощущение простора или, наоборот, как бы приблизить к зрителю объемы, организующие пространство.