Первый слайд презентации: Тема 6: «Социализация личности военнослужащего»
Учебные вопросы: Военная служба как фактор социализации. Особенности социализации индивида в условиях военной службы.
Слайд 2: Литература
Волков Ю.Г. Социология: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. Раздел 2. Глава 2. – С. 124 - 152. Назаренко С.В. Социология: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. - С. 162-190. Примаков В.Л., Беляев А.М., Пилипонский А.Г. Теоретические концепции социализации в социологии: Учебное пособие. В 2-х ч. – М.: Военный университет, 2000. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во НОРМА, 2002. Введение, Гл. 5. – С. 213 – 227. Социология: учебник. 4-е изд. Отв. ред. В.А. Глазырин – М.: Изд-во Юрайт, 2013. Глава 10. – С. 270– 276.
Слайд 3: Основные понятия темы
Военная служба как институт социализации. Характерные черты института военной службы. Военно-социальная среда. Личность военнослужащего. Социализация военнослужащего. Виды социализации. Стадии социализации. Сферы, в которых идет социализация личности военнослужащего. Особенности социализации в сфере профессиональной деятельности. Особенности социализации в сфере общения. Особенности социализации в сфере самосознания.
Слайд 5
Основные институты социализации конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Семья. Дошкольные детские учреждения. Школа. Трудовой коллектив. Институт военной службы. Общественные организации.
Слайд 6: Военная служба
- важнейший государственный институт общества, организующий и регулирующий военно-социальные отношения людей по обеспечению обороноспособности страны. .
- это процесс статусно-ролевого освоения и усвоения общих военных и военно-профессиональных качеств путем вхождения в военно-социальную среду, в ходе которого формируется личность военнослужащего.
Слайд 8: Личность военнослужащего
- индивид, состоящий на действительной военной службе и обладающий социально значимыми для общества, вооруженных сил, товарищей по службе качествами, необходимыми для выполнения своих функциональных обязанностей. Основные социальные качества личности военнослужащего : Общесоциальные (патриотизм, справедливость и др.) Военно-профессиональные (воинское мастерство, профессиональная компетентность и др.) Военно-политические (гражданственность, государственность и др.) Моральные (честь, воинский долг, товарищество и др.) Психологические (выдержка, воля, самостоятельность и др.) Физические (сила, выносливость, реакция и др.).
Слайд 9: Военно-социальная среда
– социальное пространство, совокупность элементов и сторон военно-социальных отношений, в которой функционирует военнослужащий и в которой он приобретает социальные качества. Основные сферы военно-социального пространства: Служебно-функциональная сфера. Общественно-политическая сфера. Социально-бытовая.
Слайд 10
Стадии процесса социализации Дотрудовая стадия: а) период ранней социализации; б) период обучения. Трудовая стадия (весь период трудовой деятельности человека). 3) Послетрудовая стадия (весь период после окончания активной трудовой деятельности).
Слайд 11: Характерные черты института военной службы
1. Особенности ценностного содержания военной службы. Военная служба реализует главную общественную ценность – защита независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение безопасности граждан и других жизненно важных интересов общества и государства. Социализация военнослужащего – это прежде всего формирование устойчивой системы ориентаций на ценности военной службы.
Слайд 12: Характерные черты института военной службы
2. Специфическое содержание и характер социальных норм, регулирующих взаимодействие военнослужащего. Нормы военной службы выступают как нормы-требования и имеют свое юридическое закрепление в законах, уставах, приказах, директивах, наставлениях, положениях. Любая норма в рамках военной службы имеет силу обязательности для исполнения. Содержание и границы конкретной нормы находят свое выражение в должностных правах и обязанностях.
Слайд 13: Характерные черты института военной службы
3. Особая знаково-символическая система, включающая: наличие символически-ритуальных объектов (знамя, флаги, п лац, казарма и др.); военная униформа; з наки отличия; с истема воинских званий; о собая система документальных знаков и символов (пропуск, удостоверение, карточки и др.); о ружие и техника как символы обладания властью; х удожественно-эстетические знаково-символические системы (марши, звуковые сигналы, песни); с пецифические знаково-лингвистические построения (специальная форма приказов и приказаний, стилистические построения речи).
Слайд 14: Характерные черты института военной службы
4. Специфика способов социального отбора в офицеры: Через обучение в военном образовательном учреждении ВПО; Через обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов. Основные виды требований при отборе: образовательные; профессиональные; психологические; требования к физической подготовке; требования к состоянию здоровья. Требования каждого вида отбора детализируются в соответствующих приказах, положениях, наставлениях.
Слайд 15: Характерные черты института военной службы
5. Содержание социального контроля в условиях военной службы: Юридический контроль (гражданско-правовая и уголовная ответственность); Экономический контроль (материальная ответственность); Политический контроль (обеспечение лояльности существующему политическому режиму); Организационно-управленческий контроль (административная и дисциплинарная ответственность); Ориентирующий контроль (этика служебного поведения); Социокультурный контроль (специфическая субкультура); Ритуально-символический контроль (регламентация специфических служебно-профессиональных форм общения); Педагогический контроль (система образовательных и воспитательных мероприятий, способствующих формированию принципов и стандартов служебного поведения).
Слайд 16: Характерные черты института военной службы
6. Влияние других институтов общества на процесс социализации военнослужащего: Особенность межинституциональной связи предполагает интегрирование в структуре института военной службы сложной совокупности различных институциональных образований: экономических, политических, правовых, религиозных, семейных и др. Пример: экономический подинститут в институте военной службы: н ормы и структура денежного довольствия; д ополнительные выплаты и льготы; п родовольственное, вещевое, медицинское обеспечение; т оргово-бытовое обслуживание; п енсионное обеспечение; о беспечение жильем и др.
Слайд 17: Характерные черты института военной службы
7. Специфика социальной структуры военной организации, обеспечивающая процесс социализации военнослужащего: н аличие двух основных субъектов военной деятельности – офицеры и группы военнослужащих; с трогая иерархия функциональных связей между субъектами военно-социальной жизнедеятельности; н аличие формальной (официальной) и неформальной (неофициальной) подструктур в социальных группах военнослужащих; жесткая организация военно-социальных отношений, особенно в формальной подструктуре.
Слайд 19: Содержание процесса социализации личности военнослужащего
Сферы, в которых идет социализация личности: сфера профессиональной деятельности; сфера общения; сфера самосознания. Общей характеристикой всех трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Слайд 20: С оциализация в сфере профессиональной деятельности
На протяжении всего процесса социализации военнослужащий имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. Основные характеристики: Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Осуществляется через посредство личностных смыслов, выявление особо значимых аспектов деятельности и их усвоение. Центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных видов деятельности. Освоение личностью военнослужащего в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Слайд 21: Виды воинской деятельности
Учебная, учебно-боевая. Эксплуатация и обслуживание боевой техники и вооружения. Тактические учения, полеты, морские походы. Ведение боевых действий. Несение боевого дежурства, караульной и внутренней службы. Нахождение в запасе, отставке. Особенности видов военно-профессиональной деятельности опосредуют особый статусно-ролевой набор, подлежащий усвоению военнослужащим.
Слайд 22: Особенности социализирующего влияния учебной, учебно-боевой деятельности в период обучения в ВУЗе
Общая военная ценностно-нормативная регламентация служебной и неслужебной деятельности. Учебная деятельность является доминирующим видом деятельности, носит подготовительный характер. Особый статус и ролевой набор, который требуется освоить курсанту. Наличие особой социализирующей профессиональной организации – командного и научно-преподавательского состава Особые формы контроля и отбора. Контроль преимущественно осуществляется на основе служебно-педагогической практики.
Слайд 23: Особенности социализирующего влияния тактических учений, полетов, морских учений
Особые условия профессиональной деятельности (поле, море, воздух, командный пункт и др.) Специальные средства социальной коммуникации при исполнении служебных обязанностей (технические средства связи, сигналы). Замкнутость социального пространства исполнения обязанностей от внешней социальной среды. Социализация военнослужащего непосредственно связывается с достижением цели проводимых мероприятий (сроки, глубина, эффекты социализации).
Слайд 24: С оциализация военнослужащего в сфере общения
Общение – это: 1) обмен информацией (коммуникативная сторона); 2) взаимодействие (интерактивная сторона); 3) перцепция (восприятие, понимание, оценка друг друга). Социализация в сфере общения понимается как: Умножение контактов военнослужащего с другими людьми. Специфика контактов на каждом возрастном рубеже. Углубление общения, переход от монологического общения к диалогическому, децентрации, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Слайд 25: Общение в воинском коллективе
–– это одна из важнейших форм взаимодействия военно-служащих, порождаемого потребностями их совместной военно-профессиональной и другой деятельности, предполагающая обмен профессиональной, социальной или личностно значимой информацией. Виды общения военнослужащих: Служебное (официальное, деловое) общение. Неслужебное (неофициальное) общение.
Слайд 26: Принципы о бщения с подчиненными
Учет личностных ценностей и индивидуальных психологических особенностей подчиненных. Знание общих закономерностей функционирования психики человека. Процесс общения с подчиненным, его элементы и технология должны заранее продумываться офицером. Положительная реакция подчиненного на общение обязательно должна стимулироваться. Учет внешних условий, в которых осуществляется общение. Обеспечение активности субъектов общения.
Слайд 27: С оциализация в сфере самосознания
Самосознание – это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Важнейшие свойства самосознания : 1) понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности; 2) развитие самосознания в ходе социализации. Социализация в сфере самосознания - формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки.
Слайд 28: Профессиональная компетентность военнослужащего
Военнослужащий становится компетентным на основе наличия и развития у него компетенций, т.е. компетенции являются первичными факторами, действие которых порождает компетентность ( производная ). Компетенция – способность, отражающая необходимые стандарты поведения. Компетентность – это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения. – это способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы.
Слайд 29: Декомпозиция компетенций личности
Психофизиологические качества Мотивы Я-концепция Теоретические знания Прикладные умения Навыки (опыт) Центральные компетенции Поверхностные компетенции
Слайд 30: В иды социализации
Первичная социализация – совершается в семье, а затем в других первичных группах, объединяющих ровесников и соседей. Вторичная социализация - - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессией. Обратная социализация – социализация старшего поколения со стороны младшего поколения (пример: сын обучает отца пользоваться компьютером). Контрсоциализация - особый вид социализации - освоение девиационных (связанных с отклонением от нормы) ролей. Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Слайд 31: Выводы из итогов рассмотрения содержания процесса социализации военнослужащего
Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех сфер (деятельности, общения, самосознания). Они, взятые в целом, создают для личности военнослужащего «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается. Вместе с этим освоением военнослужащий вносит в нее свой опыт, свой творческий подход. Поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме активного в ней участия и преобразования.