Первый слайд презентации: Тема 3. Доклад: Проблемы периодизации науки. Основные эпохи в истории научно-познавательной деятельности
Выполнил: Погосян П.К. Проверил:
Слайд 2: Наука как социальное явление
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов.
Слайд 3: Периодизация истории науки
П ериодизация - это развертывание наук по оси времени в форме исторических периодов.
Слайд 4: Периоды развития науки
Преднаука Античная наука Средневековая магическая наука Научная революция и классическая наука Неклассическая (постклассическая) наука
1.Аналитическая Особенности: непрерывная дифференциация наук; преобладание эмпирических знаний; акцентирование внимания на исследуемых предметах, а не на их изменениях; рассмотрение природы неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений. Включает классическое и неклассическое естествознание.
Слайд 6: Периодизация науки с точки зрения соотношения анализа и синтеза
2. Синтетическая, интегративная Особенности: Возникновение междисциплинарных проблем Появление «стыковых» научных дисциплин - физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимии и др. Идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом. Совпадает с постнеклассическим естествознанием.
Слайд 7: Два вида периодизации :
1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа); 2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего.
Слайд 8: Точка зрения на периодизацию науки
«В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова". Стёпин В.С. (19 августа 1934, Минск) Философ
Слайд 9: Точка зрения на периодизацию науки
В. С. Степин называет два периода и, соответственно, две формы организации духовного производства в науке: преднауку и науку в собственном смысле слова Эти периоды отличаются методом построения знаний и формой прогнозирования результатов активности человека Степин В.С. Философ
Слайд 10: Преднаука
Доклассический этап где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме в средние века, вплоть до 16-17 столетий.
Слайд 11: Наука как целостный феномен
Возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии три этапа : классический, неклассический, постнеклассический (современный). Критерием данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.
Слайд 12
Тип рациональности Характеристики рациональности Классическая все относящееся к субъекту не имеет значения неклассическая учитываются средства познания постнеклассическая учитываются ценностно-целевые структуры
Слайд 13
Каждая из стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою «картину мира», свои фундаментальные идеи.