Первый слайд презентации: Тема урока: Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии
Слайд 2: Цель урока:
Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие», систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах), развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Слайд 3
ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ Вопросы КАКОЙ? Что дела ющ ий? Что сдела вш ий? Что сдела нн ый? Что дела ем ый? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? Что дела я ? Что сдела в ? Что сдела вши ? Примеры Развива ющ ийся, запомни вш ий, написа нн ый, двига ем ый Развива я, запомни в, написа вши Признаки ГЛАГОЛ+ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ+НАРЕЧИЕ Относится Относится к имени существительному (местоимению) Относится к глаголу (сказуемому)
Слайд 4
Суффиксы Настоящего времени: - ущ -( ющ ), - ащ -( ящ ) – действительн. -ем-, -им- – страдательные Прошедшего времени: - вш -, - ш - – действительные - нн -, - енн -, -т- – страдательные Несовершенного вида ( наст. времени ): -а-, -я- Совершенного вида ( прош.времени ): -в-, -вши-, - ши -
Слайд 5
Обороты Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами ПО – это обособленное определение Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами ДО – это обособленное обстоятельство Примеры На крыльце стоял человек, занимавшийся вооружением людей. Засевшие в дома деревни солдаты не думали о войне. Испуганная его поведением, она не смогла оставаться в городе. Пьер долго не мог заснуть, думая о случившемся. Вернувшись домой, Наташа доложила о том, что горит Москва
Слайд 7
Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л… бедям стал целит… ся. П…думав он решил стр… лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… 4. Зар …див ружье пр…готовился выстр …лить. Но стало казат … ся что ни в лебедя а в человека стреля … ш …. В…помнилась поэтическая сказка о девушк … пр… враще …ой в лебедя. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош …л. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас … ности гр… зивш … им. Такова власть красоты.
Слайд 9: 1. ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Художник Борис Иванович, в туман е по д кравшись к л е бедям, стал целит ь ся. П о думав, он решил стр е лять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, с и девших на озер е. Зар я див ружье, пр и готовился выстр е лить. Но стало казат ь ся, что не в лебедя, а в человека стреля ешь. Вс помнилась поэтическая сказка о девушк е, пре вращ енн ой в лебедя. Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, п о п я тившись, отош е л. Лебеди так и не узнали о страшной опа сн ости, гр о зивш ей им. Такова власть красоты.
Слайд 10
Оценка Количество ошибок “5” Нет ошибок “4” 1-2 ошибки “3” 3-4 ошибки “2” 5 и более ошибок
Слайд 12
Оценка Количество верных ответов “5” 9 – 11 “4” 7 – 8 “3” 5 – 6 “2” 0 – 4
Слайд 13
х существ. + причастие х причастие + существ. / мест. Сидевших птиц Сидевших на озере Превращенной девушке Превращенной в лебедя Грозившей опасности Грозившей им
Слайд 14
Оценка Количество верных ответов “5” Если даны оба правильных ответа “3” Один ответ ошибочный
Слайд 15: 6. Проверь себя:
1 схема - 5,7 предложения 2 схема – 3 предложение 3 схема – 2 предложение 4 схема – 6 предложение
Слайд 16
Оценка Количество верных ответов “5” 5 ответов “4” 4 ответа “3” 3 ответа “2” 1-2 ответа
Слайд 17: 7. Варианты ответа:
Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц. Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке. Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.
Слайд 18
Оценка Количество верных ответов “5” Работа выполнена верно “2” Работа выполнена неверно
Слайд 20
Оценка Количество верных ответов “5” Работа выполнена верно “2” Есть 1 ошибка
Слайд 21
9. Проверь себя: 1. Причастие обозначает признак предмета по его действию 2. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое выражено глаголом. 3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки: - это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность, - но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие - неизменяемая.
Слайд 22
Оценка Количество верных ответов “5” Названы все признаки общие и различительные “4” Допущена 1 ошибка “3” Допущены 2 ошибки “2” 3 и более ошибки
Слайд 24: Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте
Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере. 1. Поменяйтесь тетрадями. 2. Пользуясь ключом, проверьте. 3. Оцените работу одноклассника.
Слайд 25
деепр м гл гл пр сущ Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, деепр гл нар сущ прич пр сущ надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).
Слайд 26
Оценка Количество верных ответов “5” Все верно “4” 1 ошибка в определении члена предложения и в характеристике “3” 3 ошибки “2” 4 и более
Слайд 27: Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями
Слайд 28: Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом
Неисследованная местность_________________________ Нескошенная трава_________________________________ Нерешенная проблема______________________________ Невыполненное задание____________________________ Несостоявшееся соревнование _______________________
Слайд 29: Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор
1. Нет большего удовольствия, чем идти по (не) знакомым____________ дорогам к какому-нибудь озеру. 2. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине ______________ зарождается рассвет. 3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова. ______________ 4. Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей еще птицы. ___________________ 5. Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-то голос. _____________________
Слайд 30: Проверь себя:
Незнакомым (дорогам) – к прилагательному можно подобрать синоним Необыкновенной (тишине) – к прилагательному можно подобрать синоним Никогда не слыханной тишине - есть у причастия зависимое слово Нескошенные (луга) – одиночное причастие С непривычки – к прилагательному можно подобрать синоним Не уснувшей еще (птицы) – у причастия есть зависимое слово Неопределенный (звук) – к прилагательному можно подобрать синоним
Слайд 31: Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы, 2 столбик - деепричастия
(Не)трудясь, (не)найдешь счастья; (не)посеяв, (не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры (не)продают; (не)взявшись за топор, избы (не) срубишь.
Слайд 32: Проверь себя:
Не найдешь не трудясь Не соберешь не посеяв Не продают не убив Не срубишь не взявшись
Слайд 33
Оценка Количество верных ответов “5” Нет ошибок “4” 1-2 ошибки “3” 3-4 ошибки “2” 5 и более
Слайд 34: Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени
Слайд 35: Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии: паш...щий стро...щий кол...щий слыш...щий се.. щий бре...щий та...щий вид...щий бор...щийся дыш...щий
паш...щий стро...щий кол...щий слыш...щий се..щий бре...щий та...щий вид...щий бор...щийся дыш...щий
Слайд 37: стро … щий – строить (2 спр.) = - ащ - / - ящ - = строящий
Алгоритм работы:
Слайд 39
Оценка Количество верных ответов “5” Нет ошибок “4” 2 ошибки “3” 3 ошибки “2” 4 и более
Слайд 40: Цель: проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Слайд 43
Оценка Количество верных ответов “5” Нет ошибок “4” 1 ошибки “3” 2 ошибки “2” 3 и более
Слайд 44: Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена
Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.
Слайд 45: Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена
Проверь себя:
Слайд 46
Оценка Количество верных ответов “5” Нет ошибок “4” 1 ошибки “3” 2 ошибки “2” 3 и более
Слайд 47: Итоги урока
Сумма баллов за урок Оценка за урок Домашнее задание 43 – 55 5 Нет 40 – 42 4 Повторить правила, на которые допущены ошибки 30 – 39 3 Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки (30 слов) Ниже 30 2 На усмотрение учителя
Слайд 50
Цель: подведение итогов урока и выбор домашнего задания: Вспомните цели урока. Как вы думаете, достигнуты ли они? Какие этапы работы вызвали трудности, почему? Как вы оценили результаты своей работы на уроке? а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому; б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь; в) для полного понимания мне нужно повторить тему; г) я ничего не понял( ла ).