Являются вторым после бюджетов публично-правовых образований элементом бюджетной системы ряда стран, включая Россию; Одновременно внебюджетные фонды представляют собой вторую по значимости форму образования и использования (расходования) целевых денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства (местного самоуправления) по социальной защите населения и решения других конкретных вопросов; Внебюджетные фонды образуют относительно самостоятельное звено системы публичных финансов.
Имеют свои органы управления Собственные целевые источники доходов и направления их расходования Бюджеты внебюджетных фондов функционируют в рамках самостоятельного бюджетного процесса
«ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ» ИСКЛЮЧЕНИЕ принцип общего (совокупного) покрытия расходов в силу целевого характера внебюджетных фондов
поступают в распоряжение органов управления фондами учитываются обособленно от бюджетов страны управляются обособленно от бюджетов страны
Слайд 8
В процессе движения финансовых ресурсов образуются и используются целевые доходы бюджетов внебюджетных фондов предназначенные для финансового обеспечения отдельных социальных и экономических функций и задач государства (муниципальных образований) по производству, распределению и предоставлению определенных социальных и других общественных благ (услуг).
Слайд 9
ДОХОДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ страховые взносы на государственное пенсионное, социальное и медицинское страхование безвозмездных поступлений от юридических лиц и иных источников межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы
Слайд 10
Расходы бюджетов внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством страны Финансирование социальной политики Пенсионное обеспечение Медицинское страхование и др. Бюджеты внебюджетных фондов по доходам и расходам, с дефицитом или профицитом утверждаются законами (решениями) соответствующих органов власти.
Слайд 11
ФАКТОРЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ВЫДЕЛИТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗВЕНО ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ Самостоятельность бюджетов внебюджетных фондов Относительная независимость от бюджетов публично – правовых образований Специфика внебюджетных фондов как целевой формы образования и использования публичных финансовых ресурсов
Слайд 12
Классификация внебюджетных фондов По целевому назначению По форме По видам По уровням управления
Слайд 13
ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ Социальные внебюджетные фонды (предназначены для финансирования расходов — выплату пенсий, пособий, обязательное медицинское страхование и т.п.) Прочие внебюджетные фонды (предназначены для целевого финансирования расходов на дорожное хозяйство, природоохранные мероприятия и т.д.)
Слайд 14
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ Фонды обязательного медицинского страхования РФ
Слайд 15
НАЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Социальная защита населения Повышение жизненного уровня населения Оказание социальных услуг населению Сохранение и улучшение здоровья населения
Слайд 16
ПО ФОРМЕ Внебюджетные фонды в форме бюджетов Внебюджетные фонды в форме специальных счетов (отличаются от бюджетов меньшей регламентацией порядка формирования и использования средств и отсутствием полноценного бюджетного процесса)
Слайд 17: По видам внебюджетные фонды делятся на:
Пенсионные Социального страхования Медицинского страхования Безработицы (занятости) Экологические Дорожные и др.
Слайд 18
ПО УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ Региональные внебюджетные фонды (создаются для гарантированного финансирования отдельных расходов регионального значения путем фондирования средств) Местные внебюджетные фонды (финансируются отдельные потребности местного самоуправления, чаще всего социального характера, требующие гарантий путем фондирования средств) Федеральные (общенациональные) внебюджетные фонды (в них аккумулируются средства, необходимые для финансирования отдельных конституционных прав граждан, особо важных научных исследований, развития инновационных технологий и т.д.)
Слайд 19
ДОСТОИНСТВА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством позволяют разгрузить госбюджет, беря на себя часть его расходов, решают проблему финансирования бюджета
Слайд 20
Недостатки финансирования части публичных расходов за счет средств внебюджетных фондов жесткая привязка конкретных доходов к конкретным расходам, отвлечение средств из общего фондового оборота публично-правового образования, и как следствие, снижение маневренности совокупности финансовых ресурсов 2) создание для управления внебюджетными фондами специального аппарата (служб), что увеличивает общий объем управленческих расходов
Слайд 21: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ – аккумулируют финансовые ресурсы (доходы) и осуществляют расходы для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан:
На социальное обеспечение по возрасту; Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; Социальное обеспечение в случае безработицы; Охрану здоровья и получения бесплатной медицинской помощи. В России внебюджетные фонды имеют социальный характер и являются фондами системы социальной защиты граждан
Слайд 22: Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельное звено системы публичных финансов, особую форму образования и использования целевых публичных финансовых ресурсов, (доходов и расходов), предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь
Слайд 23
В Российской Федерации создана двухуровневая система бюджетов государственных внебюджетных фондов, включающая в себя следующие их виды: Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС) Бюджет Фонда социального страхования РФ (ФСС) БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ БЮДЖЕТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования РФ (ТФОМС)
Слайд 25
Пенсионные фонд РФ введен в действие с 1 января 1992 года постановлением Верховного Совета РФ в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР самый крупный из внебюджетных социальных фондов. Бюджет ПФР – второй по величине после Федерального.
Слайд 26: Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой автономную от федерального бюджета форму образования и расходования денежных средств, предназначенных исключительно для финансового обеспечения социальной защиты граждан от риска утраты заработка или другого постоянного дохода в результате потери трудоспособности по старости и инвалидности от рождения, смерти кормильца (для нетрудоспособных членов семьи), длительного выполнения вредной для здоровья профессиональной деятельности (для отдельных категорий работников)
Слайд 27: ПФР обеспечивает:
учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих; назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям РФ и др. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян; взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
Слайд 29
За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) платят органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ ОМС За счет средств ПФР осуществляются дополнительные платежи на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости. Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют взносы на ОМС неработающего населения централизованно за счет средств бюджетов субъектов РФ в размере не ниже платежа предыдущего года и не ниже дополнительного платежа на одного неработающего пенсионера, осуществляемого ПФР
Слайд 30
Средства ПФР направляются на: выплату пенсий; финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятеьности ПФР и его органов; другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Слайд 31
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА ВКЛЮЧАЮТ СИСТЕМЫ: ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Слайд 32
По линии государственного пенсионного обеспечения осуществляются выплаты пенсий лицам, не охваченным государственным пенсионным страхованием: федеральным государственным служащим гражданам, пострадавшим и результате радиационных техногенных катастроф военнослужащим участникам Великой Отечественной войны нетрудоспособным гражданам
Слайд 33
Расходы ПФР обычно делят по функциональному признаку на следующие группы: расходы по обязательному пенсионному страхованию; (92%) расходы на формирование материнского капитала женщин, родивших второго и последующего ребенка; расходы на государственное пенсионное обеспечение (6%); расходы на управление и материально-техническое обеспечение; прочие расходы
Слайд 34
В соответствии с Программой пенсионной реформы в РФ с 1 января 2002г. начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения, на основе которой установлены: Пенсии по государственному пенсионному обеспечению Трудовые пенсии
Слайд 35
Виды трудовых пенсий : По старости По инвалидности По случаю потери кормильца
Слайд 36
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих частей: Базовой Страховой Накопительной
Слайд 37: Базовую часть трудовых пенсий определяют социальные факторы – достижение определенного возраста, инвалидность, наличие и количество нетрудоспособных членов семьи и др., а также установленные государством минимальные гарантии в сфере пенсионного обеспечения. Базовая часть устанавливается в твердом размере, определяемом Федеральными законами. При наличии нетрудоспособных иждивенцев размер базовой части трудовой пенсии по старости или инвалидности увеличивается в зависимости от количества таких иждивенцев, при этом учитывается не более 3-х иждивенцев. Базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца круглым сиротам (потерявшим обоих родителей в возрасте до 18 лет) устанавливается на уровне табличного значения, потерявшим одного родителя — половина от табличного
Слайд 38
Валоризация - это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года. Она проводится в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 1.01.2002 года. Валоризация уже сейчас коснется всех нынешних пенсионеров, а также всех россиян, работавших любой период времени до 2002 года, по мере выхода их на пенсию.
Слайд 39
Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
Слайд 44: Фонд социальною страхования Российской Федерации Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат
Слайд 45: Основными задачами Фонда являются: 1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 2. участие в разработке и реализации гос программ охраны здоровья работников, осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; 3. организация работы по подготовке и повышения квалификации специалистов для системы гос соц страх, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам соц страхования; 4. сотрудничество с аналогичными фондами других государств
Слайд 47
Средства Фонда направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан; частичное содержание ДЮСШ; оплату проезда к месту лечения и обратно; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости обеспечение текущей деятельности, финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда; осуществление разъяснительной работы среди населения;
Слайд 48
Субъекты обязательного социального страхования : Страхователи (работодатели) Страховщики Застрахованные лица
Слайд 49
Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости. Состав правления Фонда - 32 человека.
Слайд 51
Обязательное медицинское страхование (ОМС) — составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих утвержденным программам. Обязательное медицинское страхование (ОМС) — было учреждено согласно Закону РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1«О медицинском страховании граждан в РФ», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г.
Слайд 52: Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой автономную от федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения гарантированной государством медицинской помощи населению в порядке обязательного медицинского страхования
ФФОМС ТФОМС
Слайд 53
Основные задачи Федерального ФОМС: 1) финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС; 2) обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС; 3) аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Слайд 54
Функции Федерального фонда : 1) осуществление выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС; 2) разрабатывает и вносит предложения о размере взносов на ОМС; 3) осуществляет аккумулирование финансовых средств Федерального фонда; 4) выделяет средства ТФОМС; 5) осуществляет совместно с ТФОМС и ИФНС РФ контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды ОМС; 6) осуществляет совместно с ТФОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС; 7) участвует в разработке базовой программы ОМС граждан; 8) организует в порядке, установленном Правительством РФ, подготовку специалистов для системы ОМС; 9) ежегодно представляет в Правит РФ проекты ФЗ об утверждении бюджета ФФОМС;
Слайд 56
Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - директором. Состав правления ФФОМС в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Слайд 59: Порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов регулируется бюджетным законодательством, а также законодательством о конкретных видах социального страхования
В БК РФ прописан процесс составления, представления и исполнения бюджетом внебюджетных фондов, их доходы, порядок составления и предоставления отчетности. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов и страховые взносы, уплачиваемые работодателями, регулируются законодательством об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании
Слайд 60: Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматривается и утверждаются в форме законов одновременно с утверждением закона о федеральном бюджете па очередной финансовый год и плановый период
На бюджеты государственных внебюджетных фондов распространяются основы общей бюджетной классификации Российской федерации