Первый слайд презентации: Учения Парацельса, значение его работ для развития фармации.» Выполнила: Студентка 113К группы Вагель Снежана Преподаватель: Эльдаровна Алла Оренбург, 2021 г
ГАПОУ «ООМК»
Слайд 2: Биография
Парацельс (его полное имя таково: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм ). Имя «Парацельс», означающее в переводе «равный Цельсу, подобный Цельсу » он присвоил себе сам уже в зрелые годы. Парацельс родился в 1493 году в Эйнзидельне (Швейцария), где его отец имел большую врачебную практику и преподавал в горной школе. Медицинское образование Парацельс получил в университете в Ферраре (Италия). Не удовлетворившись академическими знаниями, полученными в университете, и под влиянием сомнения в полезности искусства, «предоставляющего людям умирать и не могущего вылечить даже от зубной боли», он отправился в путешествия и учился у всех и всюду, где только для этого представлялась малейшая возможность. Парацельс объехал почти всю Европу, включая земли современных Литвы, Белоруссии и Западной Украины и даже посетил Египет. Во время путешествия он не только посещал университеты и медицинские школы, но и стремился изучать народный опыт лечения болезней. Для этого он знакомился с методами народных лекарей, знахарей, ворожей, цирюльников, собирал сведения о наиболее действенных лекарственных средствах. Переходя из города в город, он добывал средства на жизнь ворожбой, предсказаниями по звездам и лечением болезней. Около 1523 г. он вернулся на родину в Базель с репутацией знаменитого врача, способного исцелять самые сложные и опасные болезни.
Слайд 3
В 1527 г. Парацельс был приглашен в Базельский университет на кафедру естественной истории и медицины. Он принял предложение и начал читать свой курс лекций на немецком языке, нарушив тем самым считавшуюся священной традицию ученых пользоваться исключительно латынью. Перед вступлением в должность профессора он опубликовал меморандум, в котором утверждал: «Не заученное повторение произведений Гиппократа, Галена и Авиценны в красноречивых выступлениях требуется от врачей, а накопление собственных наблюдений, поиски и нахождение действенных средств помощи больным». Рассказывали, что на первой лекции он торжественно сжег перед слушателями сочинения древних корифеев медицины, заявив, что его башмаки смыслят в медицине больше, чем все эти прославленные авторитеты древности, вместе взятые. Если это и неправда, то довольно правдиво отражает характер ученого. На фоне средневековой схоластики, незыблемости авторитетов и догмата веры это было поистине революционное убеждение. Вскоре Парацельс из-за своей крайней неуживчивости и высокомерия перессорился с некоторыми жителями Базеля, оскорбил судей, разбиравших эту ссору, и уехал в Германию. Здесь он работал, переходя из одного города в другой в сопровождении нескольких преданных ему учеников. Умер он в крайней бедности в 1541 году в Зальцбурге. На могиле Парацельса в Зальцбурге поставили большой камень. Резчик высек на нём бесхитростную надпись: «Здесь погребён Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжёлые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал своё имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24 день сентября сменил он жизнь на смерть».
Слайд 4: Основные идеи Парацельса
Парацельс утверждал, что настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств. «Я - иатрохимик, потому что знаю медицину и химию», - говорил Парацельс. Парацельс испытал лекарственное действие почти всех известных в то время химических препаратов. Химия у него служила единственно для составления лекарств, а не для добывания золота. Едва ли можно найти известные в то время химические соединения, которыми он не пользовался бы для лечебных целей, причем не останавливался даже перед употреблением сильнодействующих ядов. Неудивительно, что Парацельса часто осуждали, усматривая возможность отравления больных ядами. «А знаете ли вы, что есть яд?», — возражал он. — «Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством». Эти слова Парацельса спустя столетия стали крылатым афоризмом. Прежде всего, он указал, что не растение, употребляемое в качестве лекарства, действует как таковое, но что оно должно содержать вещество, которое и оказывает лечебное действие. Вместо всего растения или, как его назвал Парацельс, вместо « супной приправы», он рекомендовал выделять в возможно чистом виде и употреблять это вещество. Необходимо отметить, что как новатор Парацельс впервые применил этиловый спирт в качестве экстрагента (который к тому времени был открыт алхимиками) и на его основе стал получать настойки, экстракты, растворы и другие препараты. Однако выделить действующие вещества в чистом виде Парацельсу и его последователям, ввиду ограниченности их знаний, не удалось — они получили лишь суммарные извлечения (экстракты), но их работы произвели большой сдвиг в технологии препаратов из растений и положили начало их анализу, т. е. фармацевтической химии. Завершить эти работы удалось только более чем через триста лет.
Слайд 5
Весьма значительна роль Парацельса в формулировании и развитии учения о «сигнатурах». Законченную систему учения о сигнатурах впервые предложил именно Парацельс. Он писал: «Свойства и силу растений узнают не по Диоскориду или Мацеру, а по сигнатуре ( signa naturae — знак природы), которым природа отметила каждое растение». Как пример он приводит растение блошницу с красными пятнами на листьях, которая употребляется для лечения ран. Зверобой с дырчатыми листьями, по мнению последователей Парацельса, должен применяться для лечения колотых ран, колючий чертополох — против внутренних колик, кольчугообразный, длинный лук — против схваток. Кроме формы на назначение растений указывают вкус и цвет. В доказательство того, что при прописывании лекарства его вкус сочетается со вкусом растения, Парацельс восклицает: «Кто же станет выписывать для лечения генциану, агарик или колоквинт, какой врач найдет лекарство для желчи в манне, меде, полиплодии ? Никто, ибо подобное лечится подобным». По всем этим признакам можно отыскать как раз то лекарство, которое предназначено против той или иной болезни, т. е. специфическое средство, и тогда нет необходимости называть болезни своими особыми именами, а нужно их именовать по действующим против них лекарствам: «Правдивый, естественный врач не скажет: бронхит, ревматизм, насморк, катар, а скажет: morbus terebinthinus, morbus sileris, montani, morbus helleborinus и т. д.»
Слайд 6
Во взглядах Парацельса присутствовали элементы мистики. Так явным отголоском идей о панацее была идея Парацельса о важнейшем лекарстве, которое он называл «квинтэссенцией» ( quintfl essentia - пятое начало, пятая сущность) и стремился получить из растений и минералов. Однако он начал широко использовать для лечения самых разнообразных заболеваний множество новых, прежде всего неорганических препаратов. Среди них были препараты скорее призванные производить впечатление на больного, нежели действительно фармацевтически активные, например, Aurum potabile - "питьевое золото» (его коллоидный раствор). Вскоре появился коллоидный раствор серебра, препарат - действительно активный, сохранившийся до сих пор под названием «колларгол». Славу Парацельсу принесли его ртутные препараты против сифилиса, которые он предложил использовать вместо бесполезной по его мнению гваяковой смолы. Состав лучших лекарств Парацельса остался неизвестным. Это были таинственные средства. Между тем, Парацельс считался популяризатором такого вещества, как сурьма. «Сурьма очищает тело так же, как она очищает золото», - писал он. Ряд препаратов сурьмы обладал явным лечебным действием. Распространение получило так называемое «Сурьмяное или Рвотное вино». Считалось, что не только соединения сурьмы, но и она сама по себе оказывает лечебное действие. В практику вошли бокальчики из металлической сурьмы для приема лекарств или даже просто как посуда. Были предложены «Вечные пилюли» - шарики из металлической сурьмы, которые предлагали глотать больным, а после того, как они выходили естественным путем, их отмывали и они снова были готовы к употреблению.
Слайд 7: Заключение
Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм ( Парацельс) – выдающийся деятель эпохи Возрождения. Этот знаменитый врач-естествоиспытатель прожил недолгую жизнь, всего 48 лет. Но за этот срок сумел прославиться в веках. 1) Крупнейшая заслуга Парацельса состоит в том, что он официально отрекся от древней медицины и вместо сложных и выдуманных средневековых рецептов, стал давать больным простые лечебные средства. 2) Парацельс впервые ввел в медицинскую практику спиртовые извлечения из растений (экстракты и настойки). С помощью спирта он пытался выделить из них «квинтэссенцию», то есть лекарственное вещество в чистом виде. Парацельс положил начало фармацевтической химии. 3)Он развил новое представление о дозировке лекарств и использовал для лечебных целей минеральные источники. Пожалуй, никто не помнит, что Парацельс был тем первым, кто изобрел таблетку. С тех времен, таблетка слегка трансформировалась и деформировалась, но все же увлажнять и прессовать порошок придумал Парацельс. 4) Заслугой Парацельса является и то, что он направил внимание врачей на химические средства лечения заболеваний, он побудил их к занятиям химией. Сам он для лечения применял препараты железа, сурьмы, свинца и меди.
Последний слайд презентации: Учения Парацельса, значение его работ для развития фармации.» Выполнила:
5) Развивая свои идеи, Парацельс явился одним из основоположников опытного метода в науке. 6) Парацельс усовершенствовал многие приборы и аппараты для изготовления и анализа лекарств. Со времен Парацельса ученые-химики выходили из среды врачей и фармацевтов (аптекарей). Одновременно химию стали преподавать на медицинских факультетах университетов. Все это оказало большое влияние на дальнейшее развитие иатрохимии, в особенности на расширение номенклатуры химических препаратов, которые применялись в качестве лечебных средств. Отдельные вещества и способы их получения и очистки изучались многими врачами и фармацевтами. Деятельность Парацельса и его последователей так прочно связала химию с медициной, что Бой- лю (1627-1691) почти полтора века спустя после смерти Парацельса пришлось доказывать, что «химия не должна больше опираться на медицину, что у нее есть самостоятельные задачи». В заключение этой работы необходимо отметить, что русская наука с большим уважением относится к наследию этого великого врача и ученого.