Первый слайд презентации
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Простые и сложные предложения»
Слайд 2
Цели урока: Цели: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями, способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать простые и сложные предложения; понимать связь простых предложений в составе сложного; отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненны е.
Слайд 3
Актуализация знаний Расставьте знаки препинания и объясните их постановку. 1.Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2.Со(?) нце пок.. залось из-за туч но вскоре скрыл.. сь. 3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие кор.. бельные сосны
Слайд 4
Самоопределение к деятельности Сравним предложения. Что в них общего и чем они различаются по строению? Найдем грамматические основы, составим схемы, проясним значение некоторых слов. 1. Бриз усилился и ходко гнал судно вдоль берега. 2. Небо посветлело, и на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна. ( Б.С. Житков)
Слайд 5
Общее в предложениях - их тема; в каждом предложении есть союз и Разница: в первом предложении одна грамматическая основа, союз и связывает однородные члены - сказуемые (усилился и гнал), значит, запятая не ставится; во втором предложении две грамматические основы, союз и связывает части сложного предложения, значит, запятая ставится (Небо посветлело и вырисовывались паруса). Схемы предложений: 1. и. 2., и. Проверяем себя!
Слайд 6
- Произносится ли первое из простых предложений в составе сложного с интонацией конца предложения? Как связаны простые предложения в составе сложного? -Каким способом соединяются простые предложения в составе сложного? Обсуждение вопросов (Нет) (Они связаны по смыслу и интонационно ) (С помощью союза и)
Слайд 7
Простые предложения в составе сложных, которые соединяются с помощью союза, называются союзными. Попробуем убрать союз из второго предложения: Небо посветлело, на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна. Запятая, как мы видим, при этом сохраняется. С союзом или без союза она играет разделительную роль, показывая наличие двух грамматических основ. Простые предложения в составе сложных, которые соединяются без помощи союза, называются бессоюзными. Запомни!
Слайд 8
Прочитайте предложение и дополните описание его схемы. Утка в дудочку играет, а утята подпевают. 1), а 2). Это сложное предложение состоит из _____ _____, связанных друг с другом интонацией и союзом ______. В первом предложении подлежащее - _____ _____, а сказуемое - _____ _____. Во втором предложении главные члены - _____ _____. В конце сложного предложения стоит знак _____ ____. Закрепление изученного материала
Слайд 9
Задание 1. Подчеркните основы, начертите схемы, подчеркните. 1. Бриз усилился, и судно побежало быстрее. 2. Теперь рулевой напрягся и чутко прислушивался. 3. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рёв. 4. Резкий порыв ветра налетел на судно, и оно стремительно повалилось на левый борт. 5. Всё совершилось мгновенно, сонные люди попадали с коек. ( Б.С. Житков)
Слайд 10
Предложения 2 и 3 простые, с однородными членами. Предложения 1, 4 и 5 сложные; предложения 1 и 4 союзные, 5 - бессоюзное. 1), и. 2) и. 3), и. 4), и. 5),. Отметим и объясним орфограммы в словах бри з, поб е жало, напря г ся, ч у тко, прибл и жался, обр а тился, ярос т ный, рё в, ре д кий, нал е тел, пов а лилось, сов е ршилось, со нн ые. Проверяем себя!
Слайд 11
Задание 2. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. 1) Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков- Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
Слайд 12
Задание 3. Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Вставьте вместо пропуска слова хищный или хищнический. Выполните синтаксический разбор простых предложений. 1) Эпитет «простоватый» означал (не)столько умстве ( н, нн ) ую бедность сколько отсу_ствие... накло ( н, нн )остей. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Пулей выт_нув шею несё ( тся, ться ) чирок над ним (не) отст_вая падая и примеряясь пр_ворный... сокол. (А. Н. Толстой) 3) Ст_ратели портят по словам учё ( н, нн ) ых лучшие места своею... выработкой золотонос (?) ного песка. (Д. Мамин-Сибиряк ) 4) Он п_спешно разв_зал уз_лок ст_раясь уверну( тся, ться ) от... рук вырывавших его и сунул в чью(то) руку яблоко которое ему м_шало. (А. Куприн)
Последний слайд презентации: Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Простые и сложные предложения»
1. Что общего между простыми и сложными предложениями? 2. Чем различаются простые и сложные предложения? 3. Что такое союзные и бессоюзные сложные предложения? 4. Надо ли ставить запятую, если простые предложения в составе сложного соединяются союзом и? Подведение итогов