Первый слайд презентации: Выполнение росписи по ткани в художественно-оформительских работах
Батик Тема 36 часов (6 занятий)
Слайд 2: Цели:
Изучать историю батика, техники и технологии его выполнения; Развивать чувство цвета, творческие способности, умение стилизовать объекты окружающего мира; Воспитывать аккуратность, умение соблюдать последовательность в работе.
Слайд 3: Техника безопасности
Быть осторожными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта, иметь этикетки с разборчивым названием. Не брать препараты руками, пробовать их на вкус. Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом. Работать в спецодежде. Избегать попадания порошковых красителей в дыхательные пути, надевайте защитную маску при смешивании красителей. Всегда добавляйте сухой краситель в воду, а не наоборот. 6. Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны.
Слайд 4
Занятие 1. Сбор материала. Выполнение поисковых эскизов. Работа над стилизацией объектов окружающего мира. Занятие 2. Выполнение эскизов в цвете Занятие 3. Выполнение эскиза в натуральную величину Занятие 4. Натягивание ткани на рамку. Нанесение контура. Занятие 5. Выполнение росписи по ткани Занятие 6. Окончательное оформление работы.
Слайд 5: Материалы и инструменты
Для эскизов: Бумага А-4; Бумага А-3; Графитовый карандаш; Маркер
Слайд 6: Материалы и инструменты
Подрамник (420 Х 297) Мебельный пистолет (или кнопки) Материалы и инструменты
Слайд 8: Ткань
Шелк Эксельциор (тонкий шелк) Хлопок (сатин, батист) - больше для горячего батика Сатин, крепсатин (из волокон химич. Происхождения) Атлас Крепдешин Шифон Крепшифон
Слайд 9: Материалы и инструменты для горячего батика:
В качестве резерва используется растопленные воск или парафин. Наносится чантингом (тьян-тинг)
Слайд 13
Специальная плавильня для воска Можно использовать старый прибор для разогрева детского питания
Слайд 15: Красители для горячего батика
Чаще всего используются анилиновые красители
Слайд 16: Материалы и инструменты для холодного батика
Резервирующий состав и стекляная трубочка
Слайд 23
Краски для шелка (батика). Marabu Silk, Марабу, Германия Стеклянные баночки по 50 мл 48 цветов.
Слайд 24
Javana Silk Краски для рисования на шелке и других тканях, которые можно гладить утюгом. Seidenmalfarbe. С.Креул, Германия В стеклянных баночках по 50 мл. 26 цветов и жидкие линеры (контурные краски).
Слайд 25
LeFranc & Bourgeois (LB) Textile Краски для рисования на тканях, для темного и светлого текстиля. ЛеФранс и Бургеоис, Франция В пластмассовых баночках по 50 мл. 42 цвета.
Слайд 26
Javana TEX Германия Краска на водной основе. 21 цвет (на сайте). Стеклянные баночки по 50 мл. Типы: SUNNY (солнечный): Краска для текстиля светлой окраски. OPAK (непрозрачный): Укрывистая краска для тестиля темной (и светлой) окраски. METALLIC (металлик): Укрывистая краска с металлическим блеском для текстиля светлых и темных тонов.
Слайд 29: Дополнительные материалы и приспособления
Фен Утюг Батик-штифт Пластиковые стаканчики для разведения красок Соль (для дополнительных эффектов) Мочевина - химическое вещество, для создания светлых пятент.к. мочевина съедает краситель. Кастрюля для запаривания Газеты
Слайд 30: Различные техники батика
Горячий батик Холодный батик Бандан (узелковая техника) «А-шибури» (ткань складывается определенным образом) Техника свободной росписи
Слайд 31: Техника горячего батика
Выполнение эскизов Натягивание ткани на подрамник Нанесение воска кистью или чантингом Окрашивание ткани в светлый цвет Повторное нанесение воска Окрашивание ткани в более темный цвет Удаление воска при помощи утюга Этапы выполнения
Слайд 48
Приготовьте из фольги две чаши – одну плоскую, в нее мы будем укладывать наше изделие, вторую куполообразную, ею мы будем закрывать запаривающийся шелк. Сверните «рулетом 2 ткани – сам батик и белый кусок ткани, чтоб батик не соприкасался сам с собой
Слайд 49
оберните крышку мантышницы мягкой х/б тканью, которая будет впитывать в себя лишний конденсат. закройте плотно такой обмотанной крышкой пароварку.
Слайд 51: Холодный батик
Выполнение эскиза Рисунок в натуральную величину Натягивание ткани Нанесение контура или резерва стеклянными трубочками Роспись по ткани Этапы выполнения
Слайд 62: Эффекты: Краккелюр
1. Покрываем воском ткань 2. После застывания воска ткань сминаем 3. В получившиеся трещины втираем краситель
Слайд 69: Свободная роспись
Чаше всего выполняется по предварительно покрытой солевым раствором ткани.
Слайд 71: Дополнительные эффекты
Роспись по сырому Присыпка сухими красителями Соль Мочевина Кракле или кракелирование (создание трещин) Рельефные контуры, краски и т. д.
Слайд 76
В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже – фигуративные изображения. Известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер, полагает, что батик как способ был завезен из Индии. Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов. Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне.
Слайд 83
Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное посила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском), при котором жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан, потом воск удаляли и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной. Иногда последовательность была обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на нее наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и краска, за исключением закрытых воском мест, смывалась. Если была необходима двуцветная окраска, то операция повторялась. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке.
Слайд 84
Батик имел большой спрос в 1960-х годах, когда появилось движение хиппи.