Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1 — презентация
logo
Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • План лекции
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Уровни организации живой материи
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Основные законы роста и развития организма
  • Периоды развития человеческого организма
  • Критические периоды беременности
  • Периоды развития человеческого организма (продолжение)
  • Периоды развития человеческого организма (продолжение)
  • Критические периоды школьного возраста
  • Периоды развития человеческого организма (продолжение)
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
  • Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1
1/29

Введение. Основы строения тела человека. Общие физиологические закономерности жизненных процессов. Возрастные изменения

Изображение слайда

Слайд 2: План лекции

1. Предмет и задачи курса «Анатомии и возрастной физиологии». Связь с другими-науками. 2. Методы исследования анатомии и возрастной физиологии. 3. Понятие об онтогенезе. 4. Основы строения тела человека. 5. Общие физиологические закономерности жизненных процессов. 6. Рост и развитие организма детей и подростков.

Изображение слайда

Слайд 3

Возрастная анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, от внутриутробного периода и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях воздействия внешней среды Возрастная физиология – наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития

Изображение слайда

Слайд 4

Предметом возрастной анатомии и физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Изображение слайда

Слайд 5

Основные понятия возрастной анатомии и физиологии : Организм – сложнейшая иерархически (соподчинено) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции. Функция – специфическая деятельность органа или системы. Физиологическая система – совокупность органов и тканей, связанных общей функцией. Функциональная система – динамическое объединение различных органов или их элементов, деятельность которых направлена на достижение определенной цели (полезного результата).

Изображение слайда

Слайд 6

Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками. Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития, называется возрастной физиологией. Развитие многоклеточного организма от зачатия до смерти – называется индивидуальное развитие, или онтогенез. Закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза традиционно являются предметом исследования возрастной физиологии (физиологии развития ребенка). Более ранние этапы, относящиеся к внутриутробному развитию, исследует наука эмбриология. Более поздние этапы, от достижения зрелости до старости, изучают нормальная физиология и геронтология.

Изображение слайда

Слайд 7

В периоды интенсивного развития физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требований и рекомендаций. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития. Знание основных закономерностей возрастного развития позволяет подойти к решению двух практических задач педагогики и педиатрии. Другой вопрос, имеющий важное значение для практики, – определение временных границ возрастных периодов, или возрастная периодизация онтогенеза.

Изображение слайда

Слайд 8

Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая — на живом человеке. В первую группу входят: 1) метод рассечения с помощью простых инструментов, что позволяет изучать строение и топографию органов; 2) метод скелетироания для выделения скелета или отдельных костей для изучения их строения; 3) метод распиливания замороженных трупов — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела; 4) микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение. И другие методы, позволяющие определить внутреннее и внешнее строение и соотношение частей тела.

Изображение слайда

Слайд 9

Ко второй группе  относятся: 1) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.; 2) антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.; Сюда же относятся и инструментальные методы (параклинические) например: рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяют изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни и эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

Изображение слайда

Слайд 10

Для исследования физиологических процессов обычно использовали экспериментальные физиометрические методы. Прежде всего, изучение нормальных показателей жизнедеятельности организма с использованием различных физиологических проб и фиксируя полученные данные: температуру тела, давление, частоту пульса, ЭКГ как в покое, так и при пробах с дозированной нагрузкой. Более сложным является метод катетеризации, когда для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце в них водят тонкие синтетические трубки — катетеры и замеры происходят внутри организма.

Изображение слайда

Слайд 11

Также в лабораторных условиях применяются различные формы проведения физиологических экспериментов. Они делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа. Острый эксперимент  предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др. Хронический эксперимент  применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, вживление электродов и др.).

Изображение слайда

Слайд 12

Функцию органа можно изучать и изолировано оторганизма. В таком случае органу создают все необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа. Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов и дало возможность применения метода компьютерного моделирования.

Изображение слайда

Слайд 13: Уровни организации живой материи

Клеточный Тканевой Органный Системы органов Организм в целом Популяция

Изображение слайда

Слайд 14

Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению. Развитие – это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочнных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.

Изображение слайда

Слайд 15

Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при достижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг). Активные ростовые процессы также не могут продолжаться на одной и той же стадии развития бесконечно. Дифференцировочные процессы, или дифференцировка, - это появление специализированных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц.

Изображение слайда

Слайд 16

Организм – вполне типичная самоорганизующаяся система, состоящая из блоков. К основным структурно-функциональным блокам можно отнести следующие (каждый блок включает в себя несколько анатомических структур с множеством функций)

Изображение слайда

Слайд 17

1 блок. Информацию о состоянии окружающего мира и о внутренней среде организм получает с помощью датчиков-рецепторов, использующих самые разнообразные физические и химические конструктивные принципы. Так, акустическая информация поступает к нам через причудливый и тонко настроенный слуховой механизм, превращающий механическую энергию колебаний воздуха в электрические импульсы слухового нерва. Информация от всех рецепторов направляется в центр. Сортировка поступающей информации начинается уже на этапе ее приема – ведь нервные окончания различных рецепторов достигают центральной нервной системы на разных ее уровнях, и соответственно информация попадает в различные отделы ЦНС. Тем не менее вся информация может быть использована в процессе принятия решения. 2 блок. Решение необходимо принимать тогда, когда ситуация по каким-то причинам изменилась и требует соответствующих реакций на системном уровне. Решение принимают центральный процессор и блок управления, включающий нервную и гуморальную регуляцию. 3 блок. Эффекторные органы (в первую очередь скелетно-мышечная система), обеспечивающая выполнение приказов «центра».

Изображение слайда

Слайд 18

4 блок. Энергетический блок, обеспечивающий эффекторные и все другие структурные компоненты необходимым субстратом и энергией. Для этого системе необходимо усилить активность кровообращения, дыхания и некоторых других функций, а также мобилизовать доступные запасы питательных веществ. 5 блок. Гомеостатический блок, поддерживающий параметры внутренней среды на необходимом жизненном уровне. 6 блок. Оболочка, выполняющая функции пограничной зоны, защиты и всех видов обмена с окружающей средой. Кожа, выполняющая эту роль в организме человека, - важный элемент его конструкции, поскольку именно в ней сконцентрированы многочисленные датчики, несущие информацию о состоянии внешнего мира, а также и протоки для выведения из организма продуктов обмена и информационных молекул.

Изображение слайда

Закон абсолютного роста. Закон непрерывного изменения энергии роста. Закон скачкообразного темпа роста. Гетерохрония. Закон осевой симметрии. Закон половой детерминации.

Изображение слайда

Внутриутробный, дородовой (пренатальный) период. Период эмбриона до 15-16 суток от оплодотворения Период зародыша от 15-16 до 90 суток от оплодотворения Период плода с 90 суток от оплодотворения до родов Родовой период

Изображение слайда

Слайд 21: Критические периоды беременности

13 – 15 сутки 44 – 60 сутки 3, 6, 8 месяцы беременности

Изображение слайда

Слайд 22: Периоды развития человеческого организма (продолжение)

Внеутробный, послеродовой (постнатальный) период Ранний неонатальный период до 6 дней Период новорожденности от родов до 1 месяца Грудничковый период до года Ясельный период (раннее детство) до 3 лет Дошкольный период (первое детство) до 6 лет

Изображение слайда

Слайд 23: Периоды развития человеческого организма (продолжение)

Школьный период Младшая школа до 3 класса Средняя школа до 8 класса Препубертатный 5 класс (с 11 лет) Пубертатный 6-7 класс (с 12 лет) Старшая школа (подростковый период)

Изображение слайда

1 период – 1 класс 2 период – 4-5 класс 3 период – 8-9 класс 4 период – 11 класс

Изображение слайда

Слайд 25: Периоды развития человеческого организма (продолжение)

Юность (16-20 лет) Молодость (20-40 лет) Зрелость (40-60 лет) Преклонный возраст (60-75 лет) Старость с 75 лет Дряхлость с 83 лет

Изображение слайда

Слайд 26

К проблеме возрастной периодизации непосредственно примыкает задача выявления сенситивных и критических периодов развития, т.е. наиболее чувствительных к внешнему воздействию, периодов качественных преобразований морфофункциональной организации отдельных систем. Согласно принципу гетерохронного развития периоды качественных преобразований и соответственно повышенной чувствительности различных физиологических систем и даже разных функций в пределах одной системы приходятся на разные сроки постнатальной жизни.

Изображение слайда

Слайд 27

Так, при изучении интегративной деятельности мозга установлено, что качественные изменения, лежащие в основе реализации различных психических процессов и целостных поведенческих актов, происходят в различном возрасте. Например, качественные изменения в мозговой организации зрительного восприятии происходят на двух этапах развития. Первый наблюдается в младенческом возрасте, когда отмечено расширение сферы корковых областей, вовлекаемых в осуществление сенсорной функции, второй (от 3-4 лет до 6-7 лет) – связан с их специализацией в различных сенсорных и когнитивных операциях. Эти этапы онтогенеза рассматриваются как сенситивные в развитии зрительной функции.

Изображение слайда

Слайд 28

Сенситивным периодом в развитии внимания является возраст от 7 до 9 лет – период, характеризующийся качественными преобразованиями структурно-функциональной организации мозга, обеспечивающими реализацию произвольного внимания. Сенситивным в развитии двигательной функции является возраст 9-10 лет – период, когда в систему регуляции произвольных движений включаются все «этапы» и структуры, обеспечивающие эффективную реализацию деятельности.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Возрастная анатомия и физиология Лекция № 1

В школьном возрасте выделяются два переломных этапа развития, которые можно рассматривать как критические периоды. Это прежде всего возраст 7-8 лет, когда одновременно изменяются базовые механизмы организации высших психических функций, обменные процессы, деятельность всех систем вегетативного обеспечения. Другой критический период развития, наблюдаемый в школьном возрасте, связан с половым созреванием. Начало полового созревания (у девочек 11-12 лет, у мальчиков 13-14 лет) характеризуется резким повышением активности центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса), что приводит к резкой смене во взаимодействии подкорковых структур и коры больших полушарий. Результатом этого является значительное снижение эффективности центральных регуляторных механизмов, в том числе определяющих произвольную регуляцию и саморегуляцию.

Изображение слайда

Похожие презентации