Первый слайд презентации: Введение в психологию. Предмет, задачи и методы психологии
Слайд 4: Предмет и задачи психологии
Психология - это гуманитарная наука, изучающая внутренний мир человека, его психику. Слово происходит от греческих слов « psyhe » - душа и « logos » - наука, учение. Это наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы функционирования психики.
Слайд 5
Психология – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики, индивидуально-типологических особенностях её проявления и общих закономерностях взаимодействия человека со средой.
Слайд 6: Этапы развития психологии
1 этап – психология как наука о душе 2 этап - психология как наука о сознании 3 этап – психология как наука о поведении 4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Слайд 8
Основоположником психологии как самостоятельной науки является Вильгельм Вундт, который в 1879 году организует в Лейпциге (Германия) лабораторию физиологической психологии, в конце 80-х годов преобразованную в Институт экспериментальной психологии.
Слайд 9: Два направления психологии:
Теоретическое (задача – теоретическое обоснование различных сфер объективного мира), Практическое (задача – внедрение различных методов, закономерностей в реальную жизнь)
Слайд 10: Задачи психологии:
Изучение сущности психических явлений и их закономерностей Управление и регулирование психических явлений Использование полученных знаний в практике, в различных сферах общественной жизни Определение направлений и особенностей работы психологической службы
Слайд 11: Методологические принципы психологии:
Признание детерминированности психических явлений Генетический подход Взаимосвязь психики и деятельности Взаимосвязь биологических и социальных факторов
Слайд 14
Общая психология является фундаментом для все других направлений. Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, закономерности поведения, общения и деятельности людей в условиях межличностного взаимодействия в социальных группах.
Слайд 15
Возрастная психология изучает закономерности психического развития личности от рождения до старости. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека. Медицинская психология изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных. Патопсихология рассматривает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Слайд 16
Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Экономическая психология рассматривает проблемы психологических аспектов экономического поведения человека. Юридическая психология изучает закономерности психической деятельности людей в сфере отношений, регулируемых правом.
Слайд 17: Методы психологии
это совокупность способов и приемов изучения психических явлений. Методы психологического исследования выполняют следующие задачи : Установление наличия у человека особенностей или свойства поведения Определение степени развитости свойства Описание диагностируемых особенностей Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей или у одного и того же человека на разных промежутках времени.
Слайд 20: Классификация методов:
По продолжительности По цели исследования По типу применяемых в тестовых методиках тестовых задач По характеру обработки полученных данных По адресату тестового материала
Слайд 21: Наблюдение
- это метод сбора фактического материала с помощью непосредственного восприятия и фиксирования ожидаемых психологических явлений или результатов по определенной схеме с последующим психологическим анализом результатов
Слайд 24: Эксперимент
- изучение психических явлений, условия проявления и развития которых создаются, строго учитываются и при необходимости воссоздаются. Это метод, когда исследователь сам вызывает явление, которое будет изучатся.
Слайд 26
Дополнительные методы: Опрос Психологический тест Анализ продуктов деятельности Метод анализа документов и др.
Слайд 27: Понятие о психике и этапах её становления
Психика – это свойство живых высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность.
Слайд 28: Функции психики
Отражение воздействий окружающего реального мира Регуляция человеком своего поведения и деятельности Осознание человеком своего места в окружающем мире
Слайд 30: Характеристика психики человека
Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности; Психика – это отражение внешнего мира и сама познаваема; Психика общественно-исторически обусловлена Психика развивается, в результате происходит переход колличесвенных изменений в качественные.
Слайд 31: Теории возникновения психики
Антропопсихизм (Р. Декарт) Панпсихизм (Ж. Б. Робине) Биопсихизм (Т. Гоббс, В. Вундт) Нейропсихизм (Ч. Дарвин, Г. Спенсер) Мозгопсихизм (К. К. Платонов) Теория возникновения психики А. Н. Леонтьева
Слайд 32: Этапы развития психики в филогенезе
Стадия элементарной сенсорной чувствительности Стадия предметного восприятия Стадия и нтеллекта Развитие сознания человека (высшая ступень развития психики)
Слайд 33: Структура психики
Психические процессы – это форма существования психики, это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (познавательные, эмоционально-волевые) Психические состояния – функционирование психики в текущий момент времени (счастье, апатия, депрессия и др.) Психические свойства – устойчивые, постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности поведения и деятельности (темперамент, характер, способности и др).
Слайд 36
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях сознательном, предсознательном и бессознательном.
Слайд 37
Сознание – это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку, это общественно-исторический продукт развития психики, позволяющий не только отражать мир, но и преобразовывать его.
Слайд 38
Сознание – это то, что отличает человека от животных и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом. Сознание позволяет глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения.
Слайд 39: Сознание меняется в:
Историческом направлении (в разных исторических этапах различное) Онтогенетическом (сознание меняется с возрастом) Гностическом направлении (уровень сознания определяется количеством знаний и опыта у человека)