Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии — презентация
logo
Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • Психология здоровья
  • Литература (основная)
  • Литература (дополнительная)
  • Медицинская психология изучает:
  • Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • Основная цель психогигиены
  • Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • В настоящее время из ПГ выделились самостоятельные отрасли знаний:
  • специальная психогигиена:
  • Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • Психология здоровья: история развития и основные положения
  • Психология здоровья: история развития и основные положения
  • 1970-е годы
  • Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • «Биопсихосоциальная модель» (Энджел, 1977)
  • «Биопсихосоциальная модель»
  • «Биопсихосоциальная модель»
  • Теоретические основы психологии здоровья. Предмет, цель, задачи
  • Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • Среди задач психологии здоровья
  • Предмет психологии здоровья
  • Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии
  • Психическое здоровье
  • Психическое и психологическое здоровье
  • Психическое и психологическое здоровье
  • Психическое и психологическое здоровье
  • Подходы к исследованию психологического здоровья в психологии
  • Подходы к исследованию психологического здоровья в психологии
  • Подходы к исследованию психологического здоровья в психологии
1/33

Первый слайд презентации

Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии здоровья Социология здоровья. Образ жизни и здоровье. Тренинговое занятие «Я и мой выбор» Занятие 2. Психологические и психофизиологические основы образовательной деятельности. Профилактика школьной дезадаптации. Поведенческие установки школьников в сфере здоровья. Тренинговое занятие «Побочный эффект рекламы» Занятие 3. Профилактика c оциально обусловленных зависимостей. Тренинговое занятие «Распознавание попыток манипулирования и противостояние им». Организация комплексной работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе.

Изображение слайда

Слайд 2

Занятие 4. Тренинговое занятие «Классный час». Особенности проведения профилактической работы с учащимися. Психологическая игра «Два мира». Особенности проведения профилактической работы с педагогами. Практическое занятие «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Занятие 5. Особенности проведения профилактической работы с родителями. Методические подходы к оценке эффективности психолого-педагогической работы. Психологическая игра «Вокзал мечты»

Изображение слайда

Теоретические основы психологии здоровья Психология здоровья: история развития и основные положения

Изображение слайда

Слайд 4: Литература (основная)

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб., 2006 Пахальян, В.Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2006 Родионов, В.А. Психология здоровья // Школьный психолог. – 2007. - № 17

Изображение слайда

Слайд 5: Литература (дополнительная)

Ананьев, В.А.Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1995. - № 3 Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991 Мясищев, В.Н. [и др.] Основы общей и медицинской психологии. – М., 1968 Психогигиена детей и подростков / Под редакцией Г.Н.Сердюковской, Г.Гельница. – М.: Медицина, 1985 Секач, М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005 Слободчиков, В.И., Шувалов, А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. – 2001. - № 4 Холмогорова, А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. – 1999. - № 2

Изображение слайда

а) психические проявления болезней; б) роль психики в возникновении и течении болезней; в) роль психики в их лечении; г) роль психики в предупреждении болезней и укреплении здоровья

Изображение слайда

Слайд 7

Вопросы предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья изучают две особые дисциплины психогигиена (ПГ) и психопрофилактика. ПГ является смежной научной отраслью на рубеже психологии здоровья и гигиены. ПГ изучает состояние нервно-психического здоровья населения и его динамику в связи с влиянием на здоровье человека различных природных, производственных и социально-бытовых факторов

Изображение слайда

- сохранение психического здоровья каждого человека и общества в целом. Для достижения этой цели решаются задачи по оздоровлению среды обитания людей, а также раннее выявление и профилактика психических заболеваний, в том числе аномалий формирования личности

Изображение слайда

Слайд 9

II-III в.в. - заложены научные основы психогигиены в работе древнеримского врача Галена «Гигиена страстей или нравственная гигиена» 1910 г. – создание Международной ассоциации по психогигиене на конференции психиатров США и Канады. 1948 г. - основана Всемирная федерация психического здоровья (ВФПЗ), в уставе которой подчеркнуто значение социальных аспектов психогигиены 1961 г. - утверждается программа ВФПЗ, согласно которой медико-социальные и психогигиенические задачи выходят за рамки психиатрии

Изображение слайда

Слайд 10

Психогигиена, это профилактическая охрана психического здоровья человека путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности ПГ в той степени может рассматриваться как сфера психологии здоровья, в какой она решает задачи, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья

Изображение слайда

Слайд 11: В настоящее время из ПГ выделились самостоятельные отрасли знаний:

возрастная ПГ; ПГ труда; ПГ быта, семьи и половой жизни;

Изображение слайда

военная ПГ космическая ПГ педагогическая спортивная

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

Слайд 14: Психология здоровья: история развития и основные положения

XVIII век – френология и месмеризм. Ф.Галль полагал, что умственные способности зависят от структуры мозга, которая в свою очередь оказывает влияние на строение черепа. Галль локализовал различные свойства ума в 28 различных областях мозга, предвосхитив концепцию церебральной локализации функций мозга более поздних исследований. Ф.Месмер приписывал человеку так называемый «животный магнетизм», разрабатывая основы суггестивных техник и техник групповых сеансов

Изображение слайда

Слайд 15: Психология здоровья: история развития и основные положения

ХХ век, 1910-1930 г.г. работы З.Фрейда и его последователей безусловно признаются в психиатрическом мире книга Э.Кречмера «Медицинская психология» (1922) переведена на многие языки мира (1926 – перевод на русский язык) возникает новая научная область – «Психосоматическая медицина» начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина» (1938)

Изображение слайда

Слайд 16: 1970-е годы

возникновение новой научной области - поведенческой (бихевиоральной) медицины учреждение «Журнала бихевиоральной медицины» и соответствующего общества открытие в Американской психологической ассоциации отделения «Психология здоровья» (1978) первый номер журнала «Психология здоровья» (1982)

Изображение слайда

Слайд 17

психиатрия поведенческая (бихевиоральная) медицина психология здоровья психосоматическая медицина

Изображение слайда

Слайд 18: Биопсихосоциальная модель» (Энджел, 1977)

Что вызывает болезнь? Человек – сложная система, и болезнь может быть вызвана множеством факторов: а) биологическими (вирусы, структурные дефекты, генетическая предрасположенность); б) психологическими (представлениями, эмоциями, поведением); в) социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, этнической группе)

Изображение слайда

Слайд 19: Биопсихосоциальная модель»

Кто отвечает за болезнь? Человек не рассматривается как пассивная жертва. Осознание роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье и болезни Как лечить болезнь? Лечение должно быть целостным, а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, коррекции в сфере представлений, формирования стратегии согласия с медицинскими рекомендациями

Изображение слайда

Слайд 20: Биопсихосоциальная модель»

Кто ответственен за лечение? Поскольку лечат человека, а не заболевания, пациент тоже несет ответственность за свое излечение, изменение собственных представлений и поведения Какое взаимодействие между здоровьем и болезнью? Здоровье и болезнь – разные полюса. Приближение к полюсу болезни сопровождается нарастанием деструктивных процессов, которые порождают характерные признаки, симптомы и недомогания. Люди перемещаются между этими полюсами от здоровья к болезни и наоборот Какая связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют. Психология здоровья рассматривает психологические факторы не только как возможные последствия болезни, но и как факторы, вносящие вклад в ее этиологию

Изображение слайда

Слайд 21: Теоретические основы психологии здоровья. Предмет, цель, задачи

Изображение слайда

Слайд 22

Главная тема психологии здоровья – формирование у человека органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения Психология здоровья, это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Изображение слайда

Слайд 23

Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию Задачами психологии здоровья является укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья

Изображение слайда

Слайд 24: Среди задач психологии здоровья

также выделяют: - повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; - определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала

Изображение слайда

Слайд 25: Предмет психологии здоровья

включает изучение механизмов влияния психосоциальных факторов на здоровье, а также превентивную психологию – концептуальные, программные и эмпирические характеристики профилактических усилий в сфере психического здоровья

Изображение слайда

Слайд 26

Психическое и психологическое здоровье

Изображение слайда

Слайд 27: Психическое здоровье

отсутствие нарушений психики, психического нездоровья отсутствие выраженных психических расстройств, наличие определенного ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения равновесие между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности (ВОЗ) «баланс различных психических свойств и процессов» (Н.Г.Гаранян и А.Б.Холмогорова)

Изображение слайда

Слайд 28: Психическое и психологическое здоровье

Если рассматривать психическое здоровье как собственную «жизнеспособность индивида», а человечность – как «свободный, сознательный и ответственный выбор поведения», то совокупность (интеграл) жизнеспособности и человечности индивида является нормой психологического здоровья (В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов)

Изображение слайда

Слайд 29: Психическое и психологическое здоровье

Психологическое здоровье, это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. (И.В.Дубровина)

Изображение слайда

Слайд 30: Психическое и психологическое здоровье

Психологическое здоровье, это динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе (В.Э.Пахальян)

Изображение слайда

Слайд 31: Подходы к исследованию психологического здоровья в психологии

Эволюционистский ( К.Лоренц, В.И.Вернадский) Здоровье - фундаментальная проблема приспособления человечества как эволюционирующего вида к окружающей среде. Социально-ориентированный (З.Фрейд, Э.Фромм) Здоровье - социально-культурная переменная; его характеристики определяются специфическими социальными условиями, культурным контекстом, национальным образом жизни.. Диспозиционный (В.М.Розин, М.Фуко) Здоровье - продукт определенных диспозиций, имеющих свою логику конструирования. В рамках данного подхода осуществляется культурно-исторический и сравнительный анализ различных моделей и практик

Изображение слайда

Слайд 32: Подходы к исследованию психологического здоровья в психологии

Аксиологический (А.Маслоу, А.Кемпински) Здоровье – универсальная ценность, занимающая определенное положение в иерархии ценностей, присущих человеку. Акмеологический (А.А.Бодалев) Здоровье - необходимое условие актуализации высших возможностей человеческой природы. Комплексный (М.Мюррей, В Эванс) Здоровье - многомерный феномен, сочетающий в себе гетерогенные качественно различные компоненты и отражающие фундаментальные аспекты человеческого существования. Главное в этом подходе – комплексное изучение здоровья

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Занятие 1. Введение в психологию здоровья. Теоретические основы психологии: Подходы к исследованию психологического здоровья в психологии

Нормоцентрический (К.Ясперс, Б.С.Братусь) Здоровье – совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Феноменологический (Л.Бинсвангер, Р.Лэнг) Здоровье – это проявление индивидуально неповторимого способа бытия в мире. Феноменологическое описание идет на основе глубинного понимания и эмпатии Холистический (К.Роджерс, К.Г.Юнг, Э.Эриксон) Здоровье - обретаемая индивидом целостность, предполагающая личностную зрелость и синтез фундаментальных противоречий человеческого существования

Изображение слайда

Похожие презентации