Слайд 2
Украшения имели сразу два предназначения. Первое - это красота, и именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок, колечек, серёжек и т.д., чем у мужчин. К женщине в стародавние времена относились практически с благоговением. В древности женщина - это не только роженица, которая должна выносить и вырастить потомков, но и жрица на капищах, ведающая мать, хранительница магии, прообраз Матери Сырой-Земли в человеческом обличье. Второе - это обрядовый и религиозный смысл. В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук - браслеты, на шее - ожерелья, на лбу - специальная повязка, а виски, как обнажённое место - защищались именно такими кольцами.
Слайд 3
Одним из прообразов серёг были украшения-подвески, которые крепились к головному убору с помощью лент. Это височные кольца, колты, рясны. Часто эти украшения были "шумелками" - то есть издавали звонкие звуки при ходьбе, отпугивая злых духов.
Слайд 4
Височные кольца Височные кольца вплетались в волосы у висков и подвешивались к венчику - девичьему головному убору.. Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины - янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Височные кольца разделяют на несколько видов. Это проволочные (самые простые), лучевые (с пятью или семью лучами), бусинные, щитковые и лопастные.
Слайд 5
Височные кольца с тремя бусинами, серебро, украшенное зернью и сканью. Княжая гора, Черкасская область Украина, 12-13 века (Московский исторический музей)
Слайд 8
Подвески Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов. Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних.
Слайд 11: Колты XI-XII века
Колты — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Украшали в технике зерни, скани, эмалью, серебром, чернью.
Слайд 13
Княгиня в ювелирном наборе с диадемой и колтами. По материалам киевских кладов 12 – 13 веков.
Слайд 16
Рясны из медальонов с мотивом птиц. Киев, конец 11 века Рясны — древнерусское украшение в форме подвесок, крепившихся с двух сторон к женскому головному убору Наряд княгини О. К. Орловой с ряснами в виде нитей жемчуга. Костюмированный бал 1903 года
Слайд 20
Диадема (венец) со сценой вознесения Александра Македонского. XII век. Золото, ковка, пайка, эмаль, жемчуг. Длина - 35 см. Обнаружена в 1900 году в составе клада, найденного на Девич-Горе у села Сахновки. Коллекция музея Исторических Драгоценностей. Диадема (венец)
Слайд 22
Гривна Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея».
Слайд 23
Цепь. Серебро. 16-17 вв. из собрания Государственного Исторического музея.
Слайд 24
Ювелирные техники Ювелиры древности применяли следующие особые техники: Эмаль Зернь Скань (русский язык) Филигрань (латинский язык) Гравировка
Слайд 25
ЗЕРНЬ – узор из шариков – зёрнышек. маленькие серебряные или золотые шарики, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Всю искусность мастеров того времени можно оценить, если привести немного цифр. В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся серебряные колты в виде полукруглого щитка с шестью серебряными конусами. На каждый конус напаяно по 5000 крошечных колечек, а на каждом колечке напаяна зернь серебра! Всего на одном колте – 30 000 зёрнышек серебра. Вы представляете уровень мастерства этого ювелира - ведь это ХІ – ХІІ век!
Слайд 26
Скань (филигрань) А журный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной, золотой или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Т онкие, перевитые друг с другом золотые или серебряные проволочки, сплющенных в ленточку при помощи молоточка, или же волоченной золотой проволокой образуют замысловатый узор
Слайд 28
Гравировка и чернение (чернь) это покрытие золотых и серебряных изделий специальным порошком, состоящим из измельченного серебра, меди, свинца и серы. Чернение позволяет выделить узор на изделии, сделать его более объёмным.
Слайд 29
Колты с изображением птиц. Рубеж XII-XIII веков. Древняя Русь, Киев. Золото; тиснение, гравировка, скань, пайка.
Слайд 30
Деталь серебряного суздальского оплечья. 12 - 13 века. Серебро; позолота, гравировка, чернь, пайка, зернь, скань.
Слайд 32
Эмаль Именно перегородчатые эмали считаются вершиной ювелирного мастерства времен Киевской Руси. Перегородчатая эмаль – техника заимствованная из Византии: на поверхность изделий наносился узор в виде перегородок, а пространство между ними заполнялось эмалью, которая обжигалась и полировалась.
Слайд 33
Сирены и Древо жизни. Колт; Киевская Русь; XI в.; золото, эмаль перегородчатая Колты. Древняя Русь. XII век. Золото, перегородчатая эмаль.