Первый слайд презентации: 1. Основные подходы к изучению лидерства (личностный, поведенческий, ситуационный) 2. Современные проблемы лидерства в организации 3. Власть в теории организации и организационном поведении
Лекция 3 Тема: Лидерство и власть в организационном поведении
Слайд 2: Определение лидерства
Лидерство - это попытка руководителя, используя разные источники власти и свой собственный набор навыков, повлиять на группу людей и направить их усилия для достижения целей
Слайд 3: Три подхода в изучении лидерства
Личностный – изучает качества лидера Поведенческий – изучает набор образцов и привычной модели поведения лидера Ситуационный – учитывает взаимодействие и влияние различных факторов на поведение лидера.
Слайд 4: Теория лидерских качеств Т.Тида (1935 г.)
Основные качества лидера: физическая и эмоциональная выносливость понимание назначения организации и направление ее деятельности энтузиазм дружелюбие расположение других порядочность
Слайд 5: Уоррен Беннис: три составляющие лидерства
Основные качества лидера: Направляющий образ Страсть Цельность Доверие Любознательность Дерзновенность
Слайд 6: Барт Нанус: составляющие лидерства
Основные качества лидера: прозорливость искусство осуществления перемен способность к построению организаций высокая честность и целостность характера инициативность совершенное понимание взаимозависимости с пособность к опережающему обучению
Слайд 7: Стивен Кови: составляющие лидерства
Основные качества лидера: постоянное обучение ориентация на служение излучение положительной энергии вера в других людей уравновешенный образ жизни восприятие жизни, как приключения, как игры стремление к синергетике занятия физическими, интеллектуальными, эмоциональными и духовными упражнениями ради самообновления.
Менеджер Лидер Применяет Придумывает новое Поддерживает Разрабатывает Ориентируется на системы и структуры Ориентируется на людей Полагается на контроль Внушает доверие Перспективы краткосрочные Долгосрочные Как? Когда? Почему? Цель: итог Цель: горизонт Имитирует Порождает Классический солдат Сам себе хозяин Делает все правильно Делает все правильным
Слайд 9: Поведенческий подход
Функции лидера в организации Лидер формулирует цели вдохновляющие других участников группы Лидер находит ресурсы, необходимые для достижения целей. Лидер побуждает других участников группы к формированию определенного типа поведения, он ведет за собой, он демонстрирует то поведение которое приведет к успеху. лидер координирует и организует отдельные действия представителей группы в единую коллективную деятельность; лидер формирует единую картину мира для всех участников группы, он формирует нормы групповой культуры.
Слайд 10: Поведенческий подход
Механизм формирования лидерства – способ наделения властью На наделение человека властью влияют следующие факторы: роль человека в решении групповых задач; роль человека в удовлетворении участниками группы своих потребностей; роль человека в олицетворении, персонализации ценностей группы; роль человека в представительстве интересов группы при взаимодействии с другими группами; роль человека в разрешении конфликтов, возникающих в группе.
Слайд 11: Поведенческий подход
Типы лидерского поведения: Организатор Утешитель Борец Дипломат Творец С точки зрения психоанализа: Патриархальный повелитель Вожак Тиран Организатор Соблазнитель Герой Дурной пример Кумир Козел отпущения
Слайд 12: Поведенческий подход
Типы лидерского поведения: С точки зрения делегирования властных полномочий: Авторитарный Авральный Деловой Демократический Либеральный Компромиссный
Слайд 13
1.9 Управление в духе загородного клуба 9.9 Групповое управление 1.1 Обеденное управление 9.1 Власть – подчинение 5.5 Организационное управление Степень учета интересов производства Низкая Высокая Степень учета интересов людей Низкая Высокая «Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон
Слайд 14
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон 1.9 Управление в духе загородного дома Скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы и рабочему ритму в организации 1.9
Слайд 15
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон 1.1 Обеденное управление Приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации 1.1
Слайд 16
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон 9.1 Власть – подчинение Эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени 9.1
Слайд 17
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон 9.9 Групповое управление Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми. Взаимозависимость через общее стремление к организационным целям ведет к созданию отношений, основанных на доверии и уважении 9.9
Слайд 18
«Управленческая решетка» Роберта Блейка и Джейн Моутон 5.5 Организационное управление Можно добиться хорошей организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на достойном уровне морального настроя людей 5.5
Слайд 19: Факторы, влияющие на выбор стиля поведения лидера
Ситуация Задача Группа Особенности мышления Коммуникации Целеустремленность Организаторские способности
Слайд 20: Ситуационное лидерство
Ситуационное лидерство предполагает взаимодействие и влияние различных факторов на поведение лидера. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды.
Слайд 22: Модель ситуационного лидерства Поля Херси и Кена Бланшара
Стиль лидерства Действия лидера Принятие решения S 1 Директивный Подробно инструктирует, внимательно проверяет Лидер S 2 Наставнический Объясняет свои решения, дает возможность прояснить ситуацию Лидер. После совместного обсуждения или объяснения S 3 Поддерживающий Делится идеями, способствует принятию решения Лидер / последователи при поддержке лидера S 4 Делегирующий Предлагает другим ответственность за решения и их выполнение Последователи
Слайд 23: Модель ситуационного лидерства Поля Херси и Кена Бланшара
Уровень готовности сотрудника Уровень компетентности Уровень настроя Применимый стиль лидерства R 1 Низкая Средний-высокий S 1 R 2 Низкая-средняя Низкий-средний S 2 R 3 Средняя-низкая Средний-высокий S 3 R 4 Высокий Высокий S 4 Компетентность- знания, навыки, опыт Настрой – мотивация, уверенность
Слайд 24: Модель ситуационного лидерства «Путь-цель» Теренса Митчела и Роберта Хауса
Стиль поддержки Руководитель заботится о статусе, благополучии и потребностях подчиненных. Общение руководителя с подчиненными «на равных» Инструментальный стиль Подчиненные получают конкретные указания. Руководитель составляет графики, поддерживает стандарты, правила и процедуры, требуя их четкого выполнения Стиль, поощряющий участие Руководитель делится информацией с подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений группой Стиль, ориентированный на достижения Характеризуется постановкой напряженной цели и ожиданием того, что они будут работать в меру всех своих возможностей
Слайд 26: Лидерство как ситуационный феномен
Принципы лидерства А. Бевеласа: сходство между организационными структурами свидетельствуют о наборе качеств лидера, который в данный условиях может выступать в его роли; у никальность любой отдельно взятой организационной структуры вынуждает учитывать ситуационные факторы, влияющие на поведение лидера; в случае изменения ситуации невозможно определить, какие качества лидера будут оптимальными.
Слайд 27: Эмоциональный интеллект и лидерство Дэниел Гоулмен
Основные составляющие эмоционального интеллекта: Знание себя и своих эмоций Умение управлять собой и своими чувствами Понимать чувства и желания других людей Управлять чувствами и желаниями других людей
Слайд 28: Резонансное и диссонансное лидерство
Резонансное лидерство Резонанс – отдаваться эхом Два человека (или группа людей) настроены на одну эмоциональную волну, т.е. чувствуют синхронно Диссонирующее лидерство Диссонанс – неприятный резкий звук Два человека (или группа людей) ощущают эмоциональное неудобство и чувствуют себя постоянно неуютно.
Слайд 29: Теория Бояциса о самоуправляемом обучении
Тренировка новой манеры поведения 1. Мое идеальное «я»: кем я хочу быть? 4. Испытание: на практике новых способов поведения, мыслей и чувств 5. Развитие доверительных отношений, которые стимулируют и вдохновляют на каждый этап процесса 2. Моя реальная сущность: кто я есть? 3. Моя программа саморазвития: как я могу развивать свои достоинства? Личностные разрывы: где моя реальная сущность расходится с идеальной? Мои сильные стороны: в чем мой идеал совпадает с моими реальными качествами?
Слайд 30: Определение власти
Власть – это: Потенциальная возможность влиять на поведение других людей, изменять ход событий, преодолевать сопротивление, заставлять людей делать то, что они не стали бы делать при других обстоятельствах; Потенциальная возможность мобилизовать ресурсы для реализации чего-либо без оглядки на любое организационное противодействие.
Слайд 31: Подходы к исследованию власти
Натуралистический подход Власть – атрибут конкретного человека зависящий от его личностных качеств. Бихевиористический подход. Стремление к власти предопределяет поведение человека. Модели власти : с иловая; р ыночная; и гровая.
Слайд 32: Подходы к исследованию власти
Ролевой подход Властные отношения в обществе обусловлены необходимостью выполнения определенных ролей в организации. начальник подчиненный
Слайд 33: Подходы к исследованию власти
Реляционный подход (наиболее авторитетный) В отношениях власти есть субъект власти – тот, кто оказывает влияние на поведение других, и объект власти – тот, на кого оказываю влияние. Отношения власти: подчинение и сопротивление легитимное господство обмен ресурсами раздел зон влияния
Слайд 34: Подходы к исследованию власти
Коммуникативный подход Власть – специфическая форма социальной коммуникации субъектов и объектов по поводу получения, хранения, воспроизводства, трансформации информации. Концепция: онтологическая концепция; коммуникативная рациональность.
Слайд 35: Подходы к исследованию власти
Структурно-функциональный подход Интеграция и целостность общества зависит от взаимообмена информацией между различными элементами социальной системы. Система власти – это система обобщенных средств функционирования социальной системы.
Слайд 36: Источники власти
Власть вознаграждения Ресурсная власть Власть принуждения Нормативная Экспертная власть Информационная власть Власть эталона, харизматическая власть