Первый слайд презентации: ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 1 ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Слайд 2: Термин «групповая динамика»
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 2 Термин «групповая динамика» Термин «групповая динамика» употребляется в трех различных значениях: Определенное направление в исследованиях, школа К. Левина; Обозначение определенных методик изучения малых групп (особый вид лабораторного эксперимента); В отличие от статики группы, совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период ее существования.
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 3 (1) Процесс образования малых групп: «Подключение» к группе нового члена: феномен группового давления (исследования конформности). (2) Традиционно рассматриваемые динамические процессы (от школы К. Левина): Групповая сплоченность; Лидерство; Принятие групповых решений. (3) Эффективность группы. Важнейшие групподинамические процессы
Слайд 4: Феномен группового давления
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 4 Феномен группового давления Конформность констатируется, если есть конфликт между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Негативизм (специфический случай конформности) – сопротивление давлению группы, во что бы то ни стало отрицание ее норм, демонстрация крайней независимости. Противоположное «конформности» поведение – независимость, самостоятельность, устойчивость и т.д.
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 5 Эксперименты М. Шерифа : на какое расстояние сдвинулась точка в темной комнате? Вывод Шерифа: «аутокинетический эффект» - в результате внушения возникла групповая норма, которой подчинялись испытуемые. Предпосылки исследований конформности Первый день, индивидуально: 15 см. Второй день, три человека: 2,5 см – 5 см – 15 см. Третий день, три человека: 3 см – 6 см – 7,5 см. Четвертый день: позиции совпали. 1 день 2 день 3 день 4 день
Слайд 6: Эксперименты С. Аша (1951 г.)
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 6 Метод «подставной группы». Студентам давали две карточки. Необходимо было выбрать отрезок, равный данному. Индивидуально все решали верно. Затем задача предъявлялась подставной группе, которая давала ошибочный ответ. Последним отвечал «наивный испытуемый», 37% испытуемых вслед за группой давали ошибочный ответ. Эксперименты С. Аша (1951 г.) Вывод С. Аша : люди демонстрируют конформность, т.к. хотят понравиться группе, быть принятыми, поступать «как все». Карточка А 1 2 3 Карточка Б
Слайд 7: Факторы, влияющие на конформность
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 7 Факторы, влияющие на конформность Личностные характеристики : Менее развитый интеллект; Низкий уровень самосознания; дефекты самовосприятия. Характер ситуации : Значимость высказываемого мнения; Связь с реальной деятельностью, социальными связями личности; Особая ситуация: сознательное принятие личностью норм и стандартов группы (Петровский). Состав группы : Социальные характеристики (кто члены группы, каковы ценности, убеждения и пр.)
Слайд 8: Информационная теория конформности
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 8 Информационная теория конформности М. Дойч и Г. Джерард разработали теорию, Экспертиза / закон Награда / принуждение Интернализация Согласие изменения в поведении основания «власти» Социальное влияние Информационное («меньшинство») Нормативное («большинство») согласно которой существует два вида влияния группы на индивидов.
Слайд 9: Групповая сплоченность
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 9 Вторая (помимо группового давления) сторона проблемы образования малой группы. Групповая сплоченность Исследуется процесс формирования особого типа связей в группе, которые превращают внешне заданную структуру в психологическую общность людей.
Слайд 10: Групповая сплоченность: Дж. Морено
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 10 Групповая сплоченность: Дж. Морено В социометрическом направлении индекс групповой сплоченности: отношение взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов: Данный подход был развит в концепции А. и Б. Лоттов: сплоченность обусловлена межличностной аттракцией. Козин Лазарев Скалов Назаров Петров С гр = Σ r ( +) ½ n (n-1 )
Слайд 11: Групповая сплоченность: школа К. Левина
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 11 Групповая сплоченность: школа К. Левина Сплоченность как результирующая сумма сил, удерживающих индивидов в группе. Л. Фестингер : сплоченность – результирующая сил, заставляющих человека остаться в группе. Развитие этих идей: соотношение наград и потерь. Высокая сплоченность – превышение наград. Д. Картрайт : сплоченность зависит от свойств группы, потребностей членов группы и их ожиданий «благоприятного членства». Т. Ньюком : Сплоченность как степень согласия членов группы ( воспринимаемого сходства относительно значимых представлений, идей, установок (чем выше согласие, чем выше симпатия и наоборот).
Слайд 12: Стратометрическая концепция А.В. Петровского
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 12 Стратометрическая концепция А.В. Петровского ядро ЦОЕ непосредственные и опосредованные межличностные отношения Слой Г – непосредственные эмоциональные контакты; Слой В опосредованные межличностные отношения; Слой Б – ЦОЕ (ценностно- ориентационное единство); Слой А – «ядро» (совместная групповая деятельность и ее цели; общее отношение к труду, окружающим, миру). Стратометрическая концепция (позднее теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе): Уровни развития групповой сплоченности
Слайд 13: Эксперименты А.И. Донцова
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 13 Эксперименты А.И. Донцова Учителя 14 московских школ, оценка реального и эталонного ученика : Оценки реальных учеников ближе друг к другу, чем оценки «эталона». Оценка эталонного учителя и коллег учителей: Оценки эталонного учителя ближе, чем оценки реальных коллег. Вывод А.И. Донцова. В конкретную деятельность включен образ реального ученика и эталонного учителя. Главная детерминанта интеграции группы (ее сплоченности) – совместная деятельность.
Слайд 14: Феномен лидерства
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 14 Феномен лидерства Лидер – член малой группы, который выдвигается для организации конкретной задачи в конкретной ситуации. Лидер демонстрирует более высокий уровень активности, влияния, участия; Остальные участники принимают лидерство, становятся ведомыми ; Мера притязаний лидера и готовности группы принять их могут не совпадать. Лидер не существует в одиночку, лидерство это всегда система отношений в группе. Возможности лидера возрастают и снижаются.
Слайд 15: Исследования феномена лидерства
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 15 Исследования феномена лидерства Уточнение понятий : Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства : Теория черт; Ситуационная теория лидерства; Системная теория лидерства; Концепция ценностного обмена. Стили лидерства : Авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства.
Слайд 16: Лидерство и руководство (Б.Д. Парыгин):
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 16 Лидерство и руководство (Б.Д. Парыгин): Лидерство Руководство 1. Регуляция отношений межличностных официальных 2. Уровень микросреда макросреда 3. Возникновение стихийное назначение / избрание 4. Устойчивость менее стабильно более стабильно 5. Система санкций не определена определена 6. Принятие решений непосредственное опосредованное 7. Сфера деятельности малая группа представляет группу в более широкой социальной системе
Слайд 17: Происхождение лидерства: «теория черт»
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 17 Происхождение лидерства: «теория черт» Другое название « харизматическая теория ». Лидером может быть человек, который обладает определенным набором качеств или личностных черт. К. Бэрд (1940 г.): список из 79 лидерских черт (65% были единожды упомянуты в исследованиях). Р. Стогдилл добавил к этому списку еще пять черт. Пятифакторная модель личностных черт (Л. Первин, О. Джон). У лидеров целесообразно выделять: экстраверсию, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость.
Слайд 18: Ситуационная теория лидерства
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 18 Ситуационная теория лидерства Лидерство – продукт ситуации. Черты лидера становятся относительными. Главный момент появления лидера – его выдвижение группой. Е. Хартли пытался объяснить, почему одни люди становятся лидерами чаще других. Если индивид стал лидером в одной ситуации, он может им стать и в другой. Из-за стереотипов группа начинает рассматривать его как «лидера вообще». Приобретенный в ситуации авторитет работает в дальнейшем. Некоторые люди «ищут посты», они ведут себя так, что им «дают посты».
Слайд 19: Системная теория лидерства
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 19 Лидерство как функция группы (Р. Бейлс, Ф. Слеттер), его нужно изучать с точки зрения целей и задач группы. Два типа лидеров: Инструментальные (деловые), нацеленные на задачу, обеспечивающие группе успех, достижение; 2. Эмоциональные (экспрессивные), нацеленные на межличностные отношения, сотрудников, интеграцию, обеспечивающие благоприятную атмосферу. Системная теория лидерства
Слайд 20: Вероятностная модель руководства (Фидлер)
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 20 Выявляется тип руководителя (ориентированные на задачу и на отношения): Оценивается отношение к наименее предпочитаемому сотруднику. Диагностируется уровень социального контроля (СК). Строится тренинг лидерского соответствия. При высоком и низком СК более эффективен руководитель, ориентированный на задачу; При среднем СК – ориентированный на межличностные отношения. Вероятностная модель руководства (Фидлер)
Слайд 21: Теория ценностного обмена (Р.Л. Кричевский)
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 21 Теория ценностного обмена (Р.Л. Кричевский) Р.Л. Кричевский рассматривал ценностный обмен как механизм выдвижения лидера. Лидером становится тот, кто наиболее полно воплощает качества, значимые для групповой деятельности, т.е. являющиеся ценностями. Группа идентифицируется с лидером. Ценности как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.
Слайд 22: Стили лидерства (К. Левин)
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 22 Стили лидерства (К. Левин) Формальная сторона Содержательная сторона Автори-тарный Распоряжения; запреты с угрозой; субъективная оценка; позиция вне группы. Планирование заранее; непрозрачность целей; решающий голос руководителя. Демокра-тический Инструкции в форме предложений; запреты обсуждаются; позиция внутри группы. Планирование в группе; за реализацию отвечают все; решения обсуждаются. Попусти-тельский Тон конвенциональный; нет похвалы, порицаний, сотрудничества; позиция незаметно в стороне от группы. Дела идут сами собой; лидер не дает указаний; решения складываются из отдельных интересов.
Слайд 23: Принятие групповых решений: эксперимент Левина
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 23 Принятие групповых решений: эксперимент Левина США, Вторая мировая война. Испытуемые: 6 групп по 13-17 человек, домохозяйки. Домохозяйки бойкотировали покупку субпродуктов. В части групп – лекция, в других группах – групповая дискуссия о пользе субпродуктов. Через неделю интервью для анализа изменения мнений. У слушавших лекции – 3%, у участниц дискуссии – 32%. Вывод К. Левина : в ходе дискуссии домохозяйки чувствовали себя включенными в принятие решений. Возникла новая групповая норма.
Слайд 24: Сдвиг риска: эксперименты Дж. Стоунера
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 24 Сначала испытуемые решали дилемму индивидуально. Потом проводили дискуссию и принимали групповое решение. В группе рискованная альтернатива выбиралась значительно чаще. При повторном индивидуальном решении сдвиг риска сохранялся. Сдвиг риска: эксперименты Дж. Стоунера 1961г., испытуемые в группах по 5-7 человек. Набор дилемм с различной степенью риска. Выводы Дж. Стоунера : (1) диффузия ответственности; (2) риск – ценность в обществе. Но был и обратный эффект: сдвиг мог происходить в сторону осторожности.
Слайд 25: Поляризация мнений и «сдвиг выбора»
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 25 Поляризация мнений и «сдвиг выбора» Объяснения: Нормативное. Человек видит, что другие думают так же, и укрепляется в своем мнении. Информационное. Групповая дискуссия генерирует новые аргументы. Сдвиг мнений отражает пропорцию аргументов с обеих сторон. Эксперименты Стоунера и других показали, что групповое решение не всегда является «средним» (часто происходит не нормализация, а поляризация).
Слайд 26: Группомыслие»: феномен group-think (Джанис)
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 26 «Группомыслие»: феномен group-think (Джанис) Феномен group-think – стиль мышления группы, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистичная оценка вариантов. Способствующие факторы: очень высокая сплоченность ; ярко выраженное « мы-чувство »; отсутствие альтернативных источников информации; высокий уровень одобрения индивидуальных мнений. И. Джанис проанализировал решения президентского совета США о вторжении на Кубу, эскалации войны во Вьетнаме и др.
Последний слайд презентации: ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ: Эффективность групповой деятельности
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 27 Эффективность групповой деятельности Формула И. Штайнера для вычисления продуктивности: Показатели эффективности групповой деятельности: Продуктивность; Удовлетворенность; Сверхнормативная активность. потенциальная продуктивность – нереализованная продуктивность актуальная продуктивность = Лидер отвечает за первый показатель (мобилизует ресурсы); второй показатель – совокупность потерь (в том числе связанных с «человеческим фактором»).